Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Олег Болычев: "Наши стратегические планы напрямую связаны с нашими реальными возможностями"
– Как появилась Сетевая Торговая Компания и каковы ее цели?
– Первоначально планировалось создание закупочного союза: нас и наиболее крупных сибирских региональных сетей, что давало полную синергию. Кроме ФС «Вестер» в «СТК» вошли такие региональные розничные компании, как «Партнер-Маркет» (Тюмень), «Геомарт» (Омск), «Каравай» и «Командор» (Красноярск), «Сибирский Гигант» (Новосибирск) и «Центросоюз Российской Федерации» (более 20 регионов).
Уже работая над этим проектом, мы пришли к необходимости образования полноценной управляющей компании, которая будет управлять и коммерцией, и логистикой, и промоцийной, и рекламно-маркетинговой деятельностью сетей – учредителей «СТК». Как следствие, примерно на 50% ассортиментная матрица и ценовая политика будут едиными. В результате, естественным путем, без поглощений на рынке уже с сентября этого года будет представлена единая управляющая компания – «СТК», на базе которой уже в 2012 году наши компании планируют операционно объединить управление через франчайзинг.
В настоящий момент главной целью «СТК» является повышение операционных и финансово – экономических показателей: для «маленьких» компаний рост EBITDA составит более 10%, а для нас же – не менее 5%. Немало, согласитесь.
И конечно, будут улучшены закупочные условия за счет объединения объемов закупок. Наша закупочная способность будет значительно усилена, консолидированный товарооборот превысит 45 млрд. рублей без «Центросоюза», а с ним – около 80 млрд. рублей. В сухом остатке по значимости мы займем 6-7 место среди российских розничных компаний, что нас на сегодня вполне устраивает.
Создание и работа «СТК» позволит обеспечить лучшие цены для покупателей сетей – учредителей. В первую очередь и главное внимание будет уделено товарам основных федеральных поставщиков, самым высокооборачиваемым и социально значимым товарам, промотоварам, а также товарам категории «non food» из Азии.
– Как сегодня Вы оцениваете позиции ФС «Вестер» на розничном рынке РФ? – Считаю, что ФС «Вестер» имеет свое место и свою долю на рынке. Мы пережили кризис, его остаточные явления и сейчас сконцентрированы на повышении операционной эффективности магазинов. Определенную роль в повышении эффективности нашей сети сегодня также играет созданная Сетевая Торговая Компания, о которой уже говорилось выше.
ФС «Вестер» закрыла все проблемы, ситуация в компании стабильная. Показатель товарооборота с одного квадратного метра увеличился более чем на 5% и составляет около $7 тыс. в год. По итогам 2011 года товарооборот ФС «Вестер» превысит 18 млрд. рублей против 12,6 млрд. рублей в 2010 году. В первом полугодии рост товарооборота составил 9%.
Группа «Вестер» в целом за 2011 год достигнет оборота более 30 млрд. рублей, что близко к показателям 2008 года. Мы восстановились.
– Как стратегические планы компании соотносятся с ее реальными возможностями на сегодняшний день? Какими методами планируется достичь поставленных целей?
– Стратегический план – выйти на показатель EBITDA 6-7% от оборота, и это напрямую связано с нашими реальными возможностями. Мы намерены достичь поставленных целей, в том числе за счет использования современных централизованных методов управления компанией, применяя новейшие системы в области логистики, а также с закрытием убыточных торговых объектов.
Наша стратегия сегодня строится на завоевании более состоятельного покупателя. Для этого мы расширяем ассортимент «food» и « non-food », вводим новые категории товаров, открываем новые отделы, предоставляем клиенту современные дополнительные услуги. Все изменения в части ассортимента обязательно учитывают потребительские интересы региональной принадлежности
– Какие новые проекты реализовала компания за последнее время? – Ключевым событием стало открытие второго гипермаркета «Вестер Гипер» в Ярославле в июле, торговой площадью 10 тыс. кв.м. расположенного в ТРЦ «РИО». Общий объем инвестиций в проект составил более $43 млн. В новом магазине представлено 30 тыс. наименований товаров, оборудовано 34 кассовых терминала. Этот объект стал третьим магазином «Вестер» в Ярославле. Первые два были открыты до кризиса – в августе и декабре 2007 года. Потребность города в магазинах современной торговли послужила основным фактором в принятии решения о дальнейшем развитии сети «Вестер» в данном регионе.
Вторым событием по значимости стала смена РЦ. Теперь мы сотрудничаем с логистическим оператором «ЮНИВЕГ», у которого в управлении около 50 тыс. м2 складских помещений на Новорязанском шоссе, пос. Томилино. Наш новый РЦ может выполнять все необходимые складские операции: приемка, хранение, комплектация, доставка, фасовка. РЦ управляется современной бельгийской системой USIS 2 и мы имеем резерв 1200 паллет сухого хранения и 500 паллет холодного хранения. Главной целью смены РЦ является достижение коммерческого успеха в области логистики ФС «Вестер» и «СТК» за счет применения передовых технологий и используя современное оборудование.
К новым проектам можно также отнести переход ФС «Вестер» на технологию «категорийный менеджмент». Главными целями использования этой технологии являются максимальное удовлетворение потребностей покупателей и повышение эффективности взаимодействия с поставщиками.
– Будут ли открываться новые объекты?
– В активах группы «Вестер» имеется шесть земельных участков под коммерческую застройку. В настоящее время завершается процесс получения разрешений на строительство на этих землях. В 2012-14 гг. мы планируем открыть 8 гипермаркетов. Группа «Вестер» начнет также жилищное строительство на трех участках.
– Что может оказать первостепенное влияние на развитие компании в настоящих экономических условиях?
– Экономическая ситуация как в мире, так и в России, по прежнему не стабильна. Цифры показывают, что покупательская способность населения слабо или вообще не растет. Инвестиции в российскую экономику не увеличиваются, высокие кредитные ставки в банках не снижаются, оплата ЖКХ вырастает более чем на 22% ежегодно, что является фантастическим ростом. Весь этот комплекс проблем весьма беспокоит.
В этой связи, мы полностью ушли от валютных кредитов и занимаем жесткую линию на не увеличение кредитного портфеля, сохраняя его в прежних объемах и с постепенным сокращением.
– Как сейчас складываются взаимоотношения с поставщиками?
– Мы оптимизировали систему работы с поставщиками, и в настоящее время находимся на стадии завершения создания пула поставщиков. У нас около 900 главных поставщиков.
Сегодня на долю федеральных поставщиков приходится 60%, локальных – 40%. Федеральная Сеть «Вестер» в полной мере возобновила поставки товара в свои магазины. Бесперебойная отгрузка товаров осуществляется согласно подписанным договорам.
– Какова ситуация в части выкупа акций Федеральной Сети «Вестер» у «Сбербанка Капитал»? – «Сбербанк Капитал» выполнил свою роль. А мы выполним свои обязательства. Мы достигли договоренности с финансовым инвестором о привлечении средств для совершения этой сделки. Ему будет передано около 15% акций ФС «Вестер» за 2.5 млрд. рублей. Однако название компании-инвестора не может разглашаться до сделки.
– Каковы с Вашей точки зрения основные конкурентные преимущества «Вестер», и что самое главное в работе гипермаркета?
– Конкурентные преимущества ФС «Вестер» – собственное производство и качество обслуживания покупателя, но в работе гипермаркета важно все: ассортимент, цены, интересные акции, обеспечение сервиса и обслуживание. В магазинах «Вестер» «изюминкой» является собственное производство (хлебопекарня, кулинария, кондитерский цех), которое всегда оставалось на высоком уровне. Ассортимент продукции регулярно обновляется, и каждые три месяца мастера собственного производства представляют на суд покупателей десятки новинок.
Дополнительные услуги играют немаловажную роль. В магазинах «Вестер» всегда можно заказать свадебные и детские торты, приготовленные по эксклюзивным рецептам. Во всех магазинах мы открыли отделы популярной Японской кухни и открываем павильоны по продаже живых цветов и аптечные киоски. На кассовом терминале покупатели теперь могут не только оплатить покупки, но и внести платежи за мобильную связь, Интернет, ЖКХ.
Мы ценим своих постоянных покупателей, и уже более десяти лет в наших магазинах действуют карты системы лояльности «Вестер Партнер». Около 50% оборота магазинов приходится на покупки с использованием карты лояльности. Мы намерены развивать это направление и внедрять новые акции для покупателей держателей карт, а также применять современные технологии в области покупательской лояльности. Реализация каждого проекта направлена на удовлетворение потребностей покупателей, которые возвращаются в магазины «Вестер». Главное – это ни на минуту не ухудшать качество работы!
– Существуют ли сейчас проблемы привлечения и обучения персонала? Как они решаются?
– Нельзя сказать, что у нас есть проблемы с привлечением и обучением… Мы отработали эти вопросы, и применяемые технологии себя неплохо зарекомендовали. Как и прежде, основными источниками для укомплектования штата магазинов и управлений ФС являются внутренний кадровый резерв; внешние соискатели; выпускники подшефных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.
Стратегия подбора персонала в ФС «Вестер» направлена на «выращивание» кадров внутри сети, простраивание деловой карьеры для способных, стремящихся к росту сотрудников. Основным источником для подбора персонала на вакантные места являются сотрудники, входящие в кадровый резерв.
Конечно, мы охотно принимаем на работу внешних кандидатов. «Свежая кровь» – необходимая инъекция для улучшения качества профессионального уровня коллективов магазинов ФС «Вестер». При подборе внешних кандидатов применяются как традиционные технологии, так и технологии использования внутренних корпоративных возможностей: размещение информации о подборе на сайте, в промокаталогах и, конечно, через региональные СМИ.
При приеме на работу управленцев, дирекция по персоналу организует обязательное обучение нового сотрудника в дирекциях Управляющей компании. Для этого разработаны и применяются программы обучения. С каждым «учеником» – будущим директором занятия проводятся индивидуально.
Если говорить о проблемах – то они известны: не все люди хотят работать честно – мы выявляем и увольняем таких людей. Некоторые – недисциплинированны и ленивы – таких мы тоже увольняем; есть и те, кто не любит покупателей, хамит, грубит, обманывает – этого мы также допустить не можем!
– На чем основана сегодня маркетинговая стратегия компании?
– За последние 9 месяцев сформировался более интерактивный план маркетинговых мероприятий. Нынешний план маркетинга учитывает и действия конкурентов, и социально-значимые аспекты ведения бизнеса, а также изменения предпочтений нашей аудитории. Это означает, что мы не только проводим регулярные акции с интересными товарными предложениями, но и стремимся максимально включиться в социальную жизнь каждого региона.
Все наши усилия ориентированы на то, чтобы каждую неделю предлагать каждому человеку или семье товары – нужные, своевременные, качественные и по хорошей цене. Мы стремимся также расширять свою клиентскую аудиторию, привлечь к себе молодую, активную часть. ФС «Вестер» перешла от стратегии «Самые низкие цены» к более современному формату – «Все для семьи!», что изменило отношение к формированию товарных предложений. Наша цель – наиболее полное товарное предложение при хорошей цене и прекрасном качестве.
По результатам продаж мы видим изменение и структуры покупок и целей, с которыми покупатели приходят в наши гипер – и супер-маркеты. К нам стал значительно чаще приходить «целевой покупатель», который четко знает чего он хочет и почему он пришел именно к нам. Этот «целевой покупатель» стал покупать больше – потому что он теперь покупает не только товар по самой низкой цене – а покупает полный набор товаров для своей семьи или дома, или просто для себя самого.
Активное использование современных промотехнологий позволило в Калининграде и в Черноземье достичь роста покупательского потока в наши магазины более чем на 15%, а в других регионах этот рост составил 8-10%.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?