Декоративное изображение
4 183

Поделиться

Олег Болычев: "Наши стратегические планы напрямую связаны с нашими реальными возможностями"

Федеральная Сеть «Вестер» инициировала создание Сетевой Торговой Компании («СТК»), которая выступает в интересах своих учредителей, заключает прямые контракты на поставки товаров, способствует заключению равных, конкурентоспособных договоров с поставщиками. Мы попросили Олега Болычева, Председателя Совета Директоров Группы «Вестер» рассказать подробнее о задачах «СТК», а также поделиться последними итогами работы Федеральной Сети «Вестер».

           

 – Как появилась Сетевая Торговая Компания и каковы ее цели?

 – Первоначально планировалось создание закупочного союза: нас и наиболее крупных сибирских региональных сетей, что давало полную синергию.  Кроме ФС «Вестер» в «СТК» вошли такие региональные розничные компании, как  «Партнер-Маркет» (Тюмень), «Геомарт» (Омск), «Каравай» и «Командор» (Красноярск), «Сибирский Гигант» (Новосибирск) и «Центросоюз Российской Федерации» (более 20 регионов). 

 

Уже работая над этим проектом, мы пришли к необходимости образования полноценной управляющей компании, которая будет управлять и коммерцией, и логистикой,  и промоцийной, и рекламно-маркетинговой деятельностью сетей – учредителей «СТК». Как следствие, примерно на 50% ассортиментная матрица и ценовая политика будут едиными. В результате, естественным путем, без  поглощений на рынке уже с сентября  этого года будет представлена единая управляющая компания – «СТК», на базе которой  уже в 2012 году наши компании планируют операционно объединить управление через франчайзинг.

 

В настоящий момент главной целью «СТК» является повышение операционных и финансово – экономических показателей: для  «маленьких» компаний рост  EBITDA составит более 10%, а для нас  же – не менее 5%.  Немало, согласитесь. 

 

И конечно,  будут  улучшены закупочные условия за счет объединения объемов закупок. Наша закупочная способность будет значительно усилена,  консолидированный товарооборот превысит 45 млрд. рублей без «Центросоюза», а с ним – около 80 млрд. рублей.  В сухом остатке по значимости мы займем 6-7 место среди российских розничных компаний, что нас на сегодня вполне устраивает.

 

Создание и работа «СТК» позволит обеспечить лучшие цены для покупателей сетей – учредителей. В первую очередь и главное внимание будет уделено товарам основных федеральных поставщиков, самым высокооборачиваемым и социально значимым товарам,  промотоварам, а также товарам категории «non food» из Азии.

 

 – Как сегодня Вы оцениваете позиции ФС «Вестер» на розничном рынке РФ?  – Считаю, что ФС «Вестер» имеет свое место и свою долю на рынке. Мы пережили кризис, его остаточные явления и сейчас сконцентрированы на повышении операционной эффективности  магазинов. Определенную роль в повышении  эффективности  нашей сети сегодня также играет созданная Сетевая Торговая Компания, о которой уже говорилось выше. 

 

ФС «Вестер» закрыла все проблемы, ситуация в компании стабильная. Показатель товарооборота с одного квадратного метра увеличился более чем на 5% и составляет около $7 тыс. в год. По итогам 2011 года  товарооборот ФС «Вестер»  превысит 18 млрд. рублей против 12,6 млрд. рублей в 2010 году.  В первом полугодии рост товарооборота составил 9%.

 

Группа «Вестер» в целом  за 2011 год достигнет оборота более 30 млрд. рублей, что близко к показателям 2008 года. Мы восстановились. 

 – Как стратегические планы компании соотносятся с ее реальными возможностями на сегодняшний день? Какими методами планируется достичь поставленных целей?

 – Стратегический план – выйти на показатель EBITDA 6-7% от оборота, и это напрямую связано с нашими реальными возможностями. Мы намерены достичь поставленных целей, в том числе за счет использования современных централизованных методов управления компанией, применяя новейшие системы в области логистики, а также с закрытием убыточных торговых объектов.

  

Наша стратегия сегодня строится на завоевании более состоятельного покупателя. Для этого мы расширяем ассортимент «food» и « non-food », вводим новые категории товаров, открываем новые отделы, предоставляем клиенту современные дополнительные услуги. Все изменения в части ассортимента обязательно учитывают потребительские интересы региональной принадлежности

 

 – Какие новые проекты реализовала компания за последнее время?  – Ключевым событием стало открытие второго гипермаркета «Вестер Гипер» в Ярославле  в июле, торговой площадью 10 тыс. кв.м.  расположенного  в ТРЦ «РИО». Общий объем инвестиций в проект составил более $43 млн. В новом магазине представлено 30 тыс. наименований товаров, оборудовано 34 кассовых терминала. Этот  объект стал третьим магазином «Вестер» в Ярославле. Первые два были открыты до кризиса – в августе и декабре 2007 года. Потребность города в магазинах современной торговли послужила основным фактором в принятии решения о дальнейшем развитии сети «Вестер» в данном регионе.

 

Вторым событием по значимости стала смена РЦ. Теперь мы сотрудничаем с логистическим оператором «ЮНИВЕГ», у которого в управлении около 50 тыс. м2 складских помещений  на Новорязанском шоссе, пос. Томилино. Наш новый РЦ может выполнять все необходимые складские операции: приемка, хранение, комплектация, доставка, фасовка. РЦ управляется современной бельгийской системой USIS 2 и  мы имеем резерв 1200 паллет сухого хранения и 500 паллет холодного хранения. Главной целью смены РЦ является достижение коммерческого успеха в области логистики ФС «Вестер» и «СТК»  за счет применения передовых технологий и используя современное оборудование.

 

 

К новым проектам можно также отнести переход ФС «Вестер» на технологию «категорийный менеджмент». Главными целями использования этой технологии являются максимальное удовлетворение потребностей покупателей и повышение эффективности взаимодействия с поставщиками.

 – Будут ли открываться новые объекты?

 – В активах группы «Вестер» имеется шесть земельных участков под коммерческую застройку. В настоящее время завершается процесс получения разрешений на строительство на этих землях. В  2012-14 гг. мы планируем открыть 8 гипермаркетов. Группа «Вестер» начнет также жилищное строительство на трех участках. 

 – Что может оказать первостепенное влияние на развитие компании в настоящих экономических условиях?

 – Экономическая ситуация как в мире, так и в России, по прежнему не стабильна. Цифры показывают, что покупательская способность населения слабо или вообще не растет. Инвестиции в российскую экономику не увеличиваются, высокие кредитные ставки в банках не снижаются, оплата ЖКХ вырастает  более чем на 22% ежегодно,  что является фантастическим ростом. Весь этот комплекс проблем весьма беспокоит.  

 

В этой связи, мы полностью ушли от валютных кредитов и занимаем жесткую линию на не увеличение  кредитного портфеля, сохраняя его в прежних объемах и с постепенным сокращением.

 

 – Как сейчас складываются взаимоотношения с поставщиками?

 – Мы оптимизировали систему работы с поставщиками, и в настоящее время находимся на стадии завершения создания пула поставщиков. У нас около 900 главных поставщиков.

Сегодня на долю федеральных поставщиков приходится 60%,  локальных – 40%. Федеральная Сеть «Вестер» в полной мере возобновила поставки товара в свои магазины. Бесперебойная отгрузка товаров осуществляется согласно подписанным договорам.

 

 – Какова ситуация в части  выкупа акций Федеральной Сети «Вестер» у «Сбербанка Капитал»?  – «Сбербанк Капитал» выполнил свою роль. А мы  выполним свои обязательства.   Мы достигли договоренности с финансовым инвестором  о привлечении средств для совершения этой сделки. Ему будет передано около 15% акций ФС «Вестер» за 2.5 млрд. рублей.  Однако название компании-инвестора  не может разглашаться до сделки. 

 – Каковы с Вашей точки зрения основные конкурентные преимущества «Вестер», и что самое главное в работе гипермаркета?

 – Конкурентные преимущества ФС «Вестер» – собственное производство и качество обслуживания покупателя, но в работе гипермаркета важно все: ассортимент, цены, интересные акции, обеспечение сервиса и обслуживание. В магазинах «Вестер» «изюминкой» является собственное производство (хлебопекарня, кулинария, кондитерский цех), которое всегда оставалось  на высоком уровне. Ассортимент продукции регулярно обновляется, и каждые три месяца мастера собственного производства представляют на суд покупателей десятки новинок.

Дополнительные услуги играют немаловажную роль. В магазинах «Вестер» всегда можно заказать свадебные и детские торты, приготовленные по эксклюзивным рецептам. Во всех магазинах мы открыли отделы популярной Японской кухни и открываем павильоны по продаже живых цветов и аптечные киоски. На кассовом терминале покупатели теперь могут не только оплатить покупки, но и внести платежи за мобильную связь, Интернет, ЖКХ.

Мы ценим своих постоянных покупателей, и уже более десяти лет в наших магазинах действуют карты системы лояльности «Вестер Партнер». Около 50% оборота магазинов приходится на покупки с использованием карты лояльности. Мы намерены развивать это направление и  внедрять новые акции для покупателей держателей карт, а также применять современные технологии в области покупательской лояльности.  Реализация каждого проекта направлена  на удовлетворение потребностей покупателей, которые возвращаются в магазины «Вестер». Главное – это ни на минуту не ухудшать качество работы!

 – Существуют ли сейчас проблемы привлечения и обучения персонала? Как они решаются?

 – Нельзя сказать, что у нас есть  проблемы с привлечением и обучением… Мы отработали эти вопросы, и применяемые технологии себя неплохо зарекомендовали. Как и прежде, основными источниками для укомплектования штата магазинов и управлений ФС являются внутренний кадровый резерв; внешние соискатели; выпускники подшефных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

 

Стратегия подбора персонала в ФС «Вестер» направлена на «выращивание» кадров внутри сети, простраивание деловой карьеры для способных, стремящихся к росту сотрудников. Основным источником для подбора персонала на вакантные места являются сотрудники, входящие в кадровый резерв.

 

Конечно, мы охотно принимаем на работу внешних кандидатов. «Свежая кровь» – необходимая инъекция для улучшения качества профессионального уровня коллективов магазинов ФС «Вестер». При подборе внешних кандидатов применяются как традиционные технологии, так и технологии использования внутренних корпоративных возможностей: размещение информации о подборе на сайте, в промокаталогах и, конечно, через региональные СМИ.

 

При приеме на работу управленцев, дирекция по персоналу организует обязательное обучение нового сотрудника в дирекциях Управляющей компании. Для этого разработаны и применяются программы обучения. С каждым «учеником» – будущим директором занятия проводятся индивидуально.

 

Если говорить о проблемах – то они известны: не все люди хотят работать честно – мы  выявляем и увольняем таких людей.   Некоторые – недисциплинированны и ленивы – таких мы тоже увольняем; есть и те, кто не любит покупателей, хамит, грубит, обманывает – этого мы также допустить не можем!

 

 – На чем основана сегодня маркетинговая стратегия компании?

 – За последние 9 месяцев сформировался  более интерактивный план  маркетинговых мероприятий. Нынешний план маркетинга   учитывает и действия конкурентов, и социально-значимые аспекты ведения бизнеса, а также изменения предпочтений нашей аудитории. Это означает, что мы не только проводим регулярные акции с интересными товарными предложениями, но и стремимся максимально включиться в социальную жизнь каждого региона.

 

Все наши усилия ориентированы на то, чтобы каждую неделю предлагать каждому человеку или семье товары – нужные, своевременные, качественные и по хорошей цене. Мы стремимся также расширять свою клиентскую аудиторию, привлечь к себе молодую, активную часть. ФС «Вестер» перешла от стратегии «Самые низкие цены» к более современному формату – «Все для семьи!», что изменило отношение к формированию товарных предложений. Наша цель – наиболее полное товарное предложение при хорошей цене и прекрасном качестве.

 

По результатам продаж мы видим изменение и структуры покупок и целей, с которыми покупатели приходят в наши гипер – и супер-маркеты. К нам стал значительно чаще приходить «целевой покупатель»,  который четко знает чего он хочет и почему он пришел именно к нам. Этот «целевой покупатель» стал покупать больше – потому что он теперь покупает не только товар по самой низкой цене – а покупает полный набор товаров для своей семьи или дома, или просто для себя самого.

 

Активное использование современных промотехнологий позволило в Калининграде и в Черноземье достичь роста покупательского потока в наши магазины более чем на 15%, а в других регионах этот рост составил 8-10%.

 

 

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами