Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Олег Болычев: "Мы полностью готовы к осложнению экономической ситуации в стране"
– Говорить о том, что кризис 2008 года не заканчивался – некорректно. Кризис – это когда в той или иной деятельности происходит какой-то резкий спад или пиковый рост. А после событий сентября 2008 года и первой половины 2009 года никаких особых спадов и падений именно в России не было, положение в общем нормализовывалось и даже постепенно улучшалось.
Конечно, экономическая ситуация как в мире, так и в России, очевидно не была стабильна. Цифры показывают, что покупательская способность населения в этом году не растет. Инвестиции в российскую экономику не увеличиваются, оплата ЖКХ растет более чем на 22% ежегодно, что является для бизнеса, да и для населения тоже, фантастическим ростом. Весь этот и других комплекс проблем, конечно, беспокоит.
Сейчас же происходит второй и по своим причинам – иной – этап кризиса, который связан с ситуацией в Европе. Будет ли новый экономический кризис или нет, во многом зависит от адекватности и правильности действий европейских государств и политиков.
С моей точки зрения, фундаментальной причиной возникновения кризиса именно в России может стать, конечно, ситуация в экономике страны, но вот главным проводником кризиса опять выступят банки, которые беспредельно задирают кредитные ставки. Сегодня в этом вопросе с сентября 2008 года мало что изменилось. Работать нормальному бизнесу при банковских кредитах в 14-18% невозможно или очень трудно по определению. И получить кредит на 5-10 лет – это фантастика. Это – невозможно. И здесь нужно вести речь не о глобальных проблемах в стране, а об элементарном сговоре в банковской среде и о бездействии контролирующих госорганов. И оправдание таким действиям ссылками на связку с инфляцией нельзя принимать! По той простой причине, что цены у нас в стране почти на все товары уже выше европейских – но именно за счет монополий и высоких банковских ставок кредитования.
Сравним ставки наших банков с банками в ближайших европейских странах. К примеру, в Польше кредиты бизнесу в злотых выдаются под 6% годовых, причем – эта ставка – норма, это почти максимальная ставка. Российские банки, за редким исключением, демонстрируют полное нежелание снижать ставки не только в рублях, где существует определенный риск, но и в евро или в долларах. В результате мы имеем ставки в те же 10-12% в $ или €.
Вот и получается, что в России столь «дорогостоящие кредиты» являются убийственными для всего реального сектора экономики, а значит – наша зависимость от газа и нефти возрастает! Все! Круг замкнулся!
– Готовы ли вы к осложнению экономической ситуации в стране, и какие риски могут быть у компании?
– Мы полностью готовы к осложнению экономической ситуации в стране. Для нас это не станет неожиданностью. Мы пережили кризис 1998 года и трудно, но пережили, кризис 2008 года. Переживем и этот, так как наш богатый опыт подскажет, что и как предпринимать.
Главная угроза, как для нас, так и для других игроков на рынке, все та же, что и была раньше – огромное недоверие к банкам. С объективными экономическими проблемами мы справиться вполне в состоянии. Но когда банки повышают кредитные ставки и не дают возможности рассрочки, урегулирования разных вопросов – вот с этим справиться невозможно. Высокие процентные ставки съедают все доходы, всю маржу – что с этим делать?! И это касается не только торговли, но и всех других сфер экономики.
– Какие меры компания предпринимает для предотвращения кризисной ситуации?
– Аксиома: психологически люди устроены так, что плохое забывается очень быстро. Казалось бы, совсем недавно были и 2008 и 2009 годы, когда менеджеры боялись за свои рабочие места, когда сокращались зарплаты, и будущее было туманным. Но уже сейчас зарплаты вновь стали расти, люди убедились в устойчивости компании и успокоились. К хорошему очень быстро привыкаешь. В этом смысле, конечно, определенное расслабление произошло. И сейчас нужно вновь применять меры по оптимизации расходов.
В частности, в сентябре-октябре текущего года в ФС «Вестер» с целью увеличения товарооборота и привлечения дополнительных покупателей был разработан план маркетинговых мероприятий. С целью повышения эффективности работы цехов собственного производства, создана проектная группа по выпуску наиболее высокооборачиваемых и высокомаржинальных продуктов под Собственной Торговой Маркой.
Проведен анализ оборачиваемости и наценки по категориям товаров. В результате, для повышения эффективности использования оборотных средств, в качестве мотивации категорийных менеджеров, были установлены нормативы оборачиваемости по категориям. Для улучшения условий закупок товара и повышения его конкурентоспособности был принят порядок участия в аукционах, разработан новый порядок согласования договоров поставки.
Были также приняты решения по сокращению управленческих расходов, проведены новые тендеры с поставщиками упаковки и других расходных материалов. Инженерные службы провели замеры используемых площадей для оптимизации расходов на уборку помещений и территорий. Оптимизация штатов магазинов и ликвидация промежуточного управленческого звена в виде округов также позволила уменьшить операционные расходы магазинов. Осуществлена оптимизация расходов на логистику.
В области управления издержками мы проводим следующие мероприятия: использование более глубокого и разностороннего подхода к определению рентабельности уже открытых и планируемых проектов, что влечет за собой закрытие нерентабельных объектов. Сегодня более тщательно оценивается текущая и потенциальная прибыльность магазина, покупательский поток, сумма среднего чека и объем затрат на маркетинговую и рекламную кампании.
Используется также комплекс мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, централизации ряда важнейших функций, применению новых элементов торговых технологий, в том числе с помощью нашей информационной системы. Мы самым активным образом используем ресурсы интернет-сети для сокращения издержек на коммуникации, тем самым радикально сократив время на согласование и принятие решений, в том числе с помощью технологий мобильной работы.
– Каковы текущие показатели эффективности компании?
– Сегодня компания демонстрирует рост экономических показателей. Благодаря высокому уровню профессионализма управленческой команды наша деятельность обладает большим потенциалом, и совместно с партнерами мы сохраним и укрепим наши позиции в текущих экономических условиях.
Показатель товарооборота с одного квадратного метра увеличился более чем на 5% и составляет около $7 тыс. в год. По итогам 2011 года товарооборот ФС «Вестер» превысит 18 млрд. рублей против 12,6 млрд. рублей в 2010 году. В первом полугодии рост товарооборота составил 9%.
План – выйти на показатель EBITDA 6,5% от оборота, и это напрямую связано с нашими реальными возможностями. Мы намерены достичь поставленных целей, в том числе за счет использования современных централизованных методов управления компанией, применяя новейшие системы в области логистики.
Наша стратегия сегодня строится на завоевании более состоятельного покупателя. Для этого мы расширяем ассортимент и food, и non-food , вводим новые категории товаров, открываем новые отделы, предоставляем клиенту современные дополнительные услуги. Все изменения в части ассортимента обязательно учитывают потребительские интересы региональной принадлежности.
– Существуют ли сейчас сложности в работе с поставщиками?
– К настоящему времени мы практически завершили создание пула поставщиков, в который входит около 900 компаний. Сегодня на долю федеральных поставщиков приходится 60%, локальных – 40%.
Вынужден констатировать, что в августе текущего года «Сбербанк» опять совершенно неожиданно изъял из оборота «Вестер» кредит на 80 млн. рублей. Кредитные средства были возвращены, но лишь в октябре месяце. К сожалению, за счет вымывания «оборотки» в нашей системе произошел кассовый разрыв, что привело к задержке платежей поставщикам в сентябре. Сейчас ситуация выравнивается, и она будет полностью восстановлена в декабре 2011 года. Будут привлечены дополнительные кредитные средства, которые будут направлены на финансовое оздоровление компании.
Нам также удалось достичь договоренности с рядом банков о поэтапном снижении процентных ставок. Так, в ноябре-декабре 2011 года на 1-2% будут снижены ставки в «Сбербанк», «Промсвязьбанк» и «Уралсиб». Это позволит высвободить до 32 млн. руб. в год, которые в полном объеме будут направлены на работу с поставщиками.
Подчеркиваю, мы ежедневно ведем работу по оптимизации системы взаимодействия с поставщиками. Это позволяет установить еще более близкий диалог с партнерами, перед которыми будут выполнены все обязательства. Федеральная Сеть «Вестер» также намерена в полной мере удовлетворить потребности покупателей, предлагая им высококачественный ассортимент товаров по доступным ценам.
– Намерена ли компания продолжить свое развитие?
– В активах группы «Вестер» имеется шесть земельных участков под коммерческую застройку. В настоящее время завершается процесс получения разрешений на строительство на этих землях. В 2012-14 гг. мы планируем открыть 8 гипермаркетов.
Открыт новый объект «ВЕСТЕР – ДОМ» в Белгороде. Утвержден комплексный план по продвижению супермаркета в Ульяновске. По всем магазинам сети разработаны индивидуальные мероприятия по улучшению их работы.
Данные мероприятия требуют определенных вложений, и в этой связи следует отметить, что компания «Вестер» достигла договоренности с одним из финансовых инвесторов о привлечении средств для выкупа акций Федеральной Сети «Вестер» у ООО «Сбербанк Капитал». Инвестору будет передано около 15% акций ФС «Вестер» за 3,0 млрд. рублей. Завершение сделки планируется в феврале 2012 года, что позволит влить в развитие ФС «Вестер» дополнительные инвестиции.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.