Декоративное изображение
4 779

Поделиться

Олег Болычев: главное – сохранить у персонала чувство уверенности в завтрашнем дне

Мировой финансовый кризис, который отметил свою «годовщину», внес свои коррективы в развитие розничного рынка России. Однако его влияние нельзя оценивать только как негативное, поскольку многие получили незаменимый опыт выживания, и «Вестер» здесь не исключение. О том, как «Вестер» пережил этот год и как сегодня обстоят дела в компании, нам рассказал Олег Болычев, Председатель Совета директоров Группы «Вестер».Как Вы оцениваете, пик экономического кризиса в стране уже миновал, или следует ожидать его второй волны?

- Вспомним, что происходило осенью 2008 года. Одной из главных причин возникновения кризиса была, среди прочих, настоящая истерия в банковской среде. Банки стали забирать тело кредита у реального сектора экономики и как следствие, дальше по цепочке пошли неплатежи.

На сегодняшний день, ситуация в банках стабилизировалась только в той степени, что эта истерика прекратилась, и банки перестали забирать тело кредита. Но одновременно с этим, кредитование не возобновилось. Реальные секторы экономики продолжают свое падение, и, как следствие, происходит сокращение рабочих мест и уменьшение доходов населения. Банки, в свою очередь, не получают обратно те кредиты, которые из-за падения рентабельности не могут выплатить компании и физические лица, у которых нет доходов. Вот такой простой круговорот финансов.

Чего же ожидать? Все зависит от цены на нефть и курса рубля. И еще – правительство должно как можно быстрее возобновить кредитование реального сектора экономики под реальные проценты. Если правительство удержит рубль и решит вопрос кредитования, то в течение года в стране восстановятся экономические процессы. Если же продержать банковские ставки на уровне 20% еще год, то в нынешней конкурентной среде разорение компаний пойдет еще большими темпами.

Специалисты прогнозировали, что вторая волна кризиса может наступить в августе-октябре 2009 года. Но я думаю, что это может произойти сразу, как только рубль упадет еще или подешевеет нефть. Падение может быть во всем реальном секторе экономики, и в банковской сфере, в том числе. Единственные, кто будут в выигрышном положении (при условии падения рубля), - это экспортноориентированные бизнесы: нефть, газ и все, что с ними связано

Что касается ритейла, то здесь опять же все зависит от того, по какому сценарию будет развиваться ситуация. Либо падение будет во всей рознице: food, non food, электроника, автомобили и пр. Если же ситуация будет позитивна, то медленно, шаг за шагом рынок восстановится.

Что предпринял «Вестер» для преодоления кризисных явлений, и какова ситуация в компании сейчас?

- В условиях экономического кризиса акцент был перенесен на повышение эффективности работы действующих объектов, извлечение максимальной прибыли. Наша задача была – устоять и сохранить бизнес, и мы ее выполнили! Бросив все силы на операционную деятельность, мы смогли выжить в условиях недостаточного финансирования.

Конечно, как и в других компаниях, мы провели борьбу с издержками, оптимизировали направления и отделы, которые не приносили прямой прибыли. Операционный персонал мы практически не тронули. В целом по торговой сети «Вестер» затраты на ФОТ сократились на 25%, а численность сотрудников сократилась с 11 тыс. до 7,2 тыс. человек. Мы срезали жир, который набрали в «лучшие» времена.

Сегодня мы, прежде всего, сосредоточены на выходе на запланированную рентабельность по итогам года. И это возможно, благодаря эффективному использованию всех видов ресурсов: материальных, финансовых и человеческих. В ритейле крайне важно удерживать оптимальное соотношение между маржинальным доходом и оборачиваемостью товарного запаса, использовать передовые технологии, работать над оптимизацией операционных затрат, но не в ущерб бизнесу.

В ближайшем будущем мы откроем новые объекты в Оренбурге и Калининграде. Сейчас наступает осенне-зимний период, когда традиционно продажи идут вверх, торговля выходит из периода межсезонья. Мы восстановили ассортимент и товарный запас в магазинах. Покупатели, возвращаются в наши гипермаркеты, снова видят полные полки. Считаю, что главное - это ни на минуту не ухудшать качество работы и не забывать, что КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!

Поменялся ли сегодня ассортимент Сети «Вестер»?

- Говорить об изменении ассортимента в процентном соотношении будет не совсем корректно. Намного важнее, в какую сторону он поменялся. Сегодня основное внимание уделяется более дешевым и доступным для покупателя товарам. Частично мы отказались от NON-FOOD (товары для дома, одежда и т.п.), поскольку это низкооборачиваемая группа товаров.

В целом, мы сократили количество SKU примерно на 25%, с тем, чтобы поставщики, которые остаются на полках, заработали больше денег. Абсолютно объективный параметр – кто лучше продается, тот и остается. И об этом говорят ежемесячн ые показатели продаж сети.

Как сегодня складываются взаимоотношения с поставщиками?

- Главное – это умение договариваться! Я считаю, что сейчас выиграли те поставщики, которые в трудные времена были более дальновидны и не прекращали отгрузки. Их продукция осталась на полках, они стали еще более надежными партнерами и – самое главное – они заработали, так как заменили собой тех, кто ушел.

Сегодня с нами сотрудничают более 4 тыс. поставщиков. Просроченная задолженность перед поставщиками, которая у нас возникла в результате пробелов в работе банковской системы, а также из-за которой «доброжелатели» нам поставили диагноз «предбанкротное состояние», вопреки ожиданиям недоброжелателей полностью закрыта. С рядом поставщиков мы стали работать на условиях предоплаты.

Какие методы использует «Вестер» для привлечения и удержания покупателей?

- Резко изменившиеся в сторону дешевых продуктов питания покупательские предпочтения, а также усилившаяся конкурентная борьба за покупателей приводят к еще большему, чем раньше, ужесточению борьбы между игроками сетевого рeтейла.

В период кризиса люди стали серьезнее задумываться о том, на что тратить деньги, в большей мере руководствоваться стоимостным критерием. Выделяется два главных сегмента потребителей: с низким и средним уровнем доходов. Для каждого из них на ряд позиций «Вестер» устанавливает самый низкий уровень цены относительно соответствующих конкурентов.

Анализируя структуру чека, мы видим, что возросла доля акционных товаров. В среднем доля товаров по сниженным ценам составляет 30% (ранее эта цифра достигала 15-17%). Сегодня мы стараемся, чтобы в акцию по максимуму были включены товары, входящие в основную потребительскую корзину, создавая тем самым привлекательное и выгодное по цене комплексное предложение для наших покупателей. Мы реализуем программу по предложению социально значимых для покупателя товаров по минимальным на рынке ценам.

Другой тенденцией последнего периода является перераспределение спроса в сторону продуктов питания. Сократились продажи книг, канцелярских принадлежностей, текстиля, обуви, товаров для дома и прочих непродовольственных товаров. В структуре чека доля продуктов питания на сегодняшний день достигает 88%, тогда как направление non food сократилось до 12%.

Увеличивается спрос на товары private lable (СТМ), которые не уступают по качеству товарам-аналогам, зато отличаются более выгодной ценой. Все указанные товары – СТМ, акционные товары, социально значимые товары – в магазине выделены специальными ценниками, а также представлены в расширенной выкладке, что обеспечивает хороший ориентир для наших покупателей.

Как сегодня построена работа в области управления персоналом?

- В целях компенсации негативных воздействий финансового кризиса был принят ряд мер, в том числе и превентивных, которые позволили нам быть уверенными, что мы переживем кризис. Этому предшествовала разъяснительная и организационная работа. Используются такие формы, как собрания коллективов, индивидуальная работа, корпоративная газета «Вестник Вестера», корпоративный сайт, электронные линии обратной связи высшего руководства. Сейчас эта практика применяется в полной мере, еще при более внимательном отношении со стороны руководителей разного уровня к возникающим вопросам. 

Экономический кризис особенно не повлиял на принципы мотивации в компании. Были пересмотрены лишь отдельные статьи. При этом в большей степени пересмотр коснулся персонала руководящих позиций

Осознавая, что в условиях кризиса менеджменту надо быть ближе к линейному персоналу, мы скорректировали регламенты работы менеджмента, тем самым значительно увеличив время нахождения в торговом зале и, соответственно, приумножив внимание к покупателю и персоналу. Это также можно отнести к коррекции содержания принципов нематериальной стимуляции — внимание, внимание и еще раз внимание.

Федеральная Сеть «Вестер» — это большая семья, и поэтому для нас главное — сохранить у персонала чувство уверенности в завтрашнем дне. Очень важно, чтобы у сотрудников было понимание того, что их профессиональный рост и вознаграждение за труд находятся в собственных руках. А мы готовы им всячески в этом помогать. В период нестабильности на первое место выходит регулярное информирование сотрудников о происходящем. Только при общем понимании целей и задач, мы сможем достичь запланированных результатов.

Справка о компании

Группа «Вестер» успешно работает в сфере ритейла почти 20 лет.

Группа «Вестер» в 2008 году увеличила товарооборот на 55% по сравнению с 2007 годом. Так, за 12 месяцев 2008 года оборот Группы составил 25,7 млрд. рублей против 16,58 млрд. рублей в январе-декабре 2007 года. Число персонала составляет 9 тысяч человек. Группа «Вестер» в 2009 году поставила перед собой комплексную задачу – оптимизация расходов, повышение операционной эффективности, рост экономических и качественных показателей.

 www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами