Декоративное изображение
26 774

Поделиться

Обзор обувного ритейла.Сколько стоит вход в обувной бизнес

Источник: krasnoyarsk.biz

Сегодня на красноярском обувном рынке работают порядка 80 специализированных магазинов, не считая огромного количества торговых точек на вещевых рынках и в торговых комплексах. Однако, по словам экспертов, в городе уже начался процесс укрупнения обувных компаний и уже через два­-три года рынок будут контролировать несколько федеральных игроков.

Директор по сбыту компании «Ионесси» Дмитрий Пальников утверждает, что ежегодный объем российского рынка составляет приблизительно 450 млн пар обуви. Только 10% из этой массы - обувь российского производства. Все остальное - импортная продукция, причем доля «серого» импорта занимает более 60%.

В оценке емкости местного обувного рынка мнения экспертов разнятся. По данным генерального директора компании « Обувь России» Антона Титова, в денежном выражении она колеблется от 1,5 до 2 млрд руб. в год. Однако г-н Пальников полагает, что верхний порог колебаний еще выше - около 2,5 млрд. Согласно же данным «Красноярскстата», только за половину текущего года в крае было продано обуви на 2,5 млрд рублей.

Дмитрий Пальников так поясняет разницу в оценках: «Точно определить емкость не представляется возможным: существует несколько источников поступления продукции на рынок, и свести их объемы к общему знаменателю сложно. Особенно если учесть, что львиную долю товаропотока составляет «серый» импорт». PR-директор компании RALF RINGER Александр Греб также говорит о «непрозрачности» отечественного обувного рынка. «Сегодня в России невозможно купить сколько-нибудь достоверное исследование данной отрасли. Соответственно, выводы о емкости как федерального, так и локальных рынков можно делать лишь приблизительные», - подытожил эксперт.

На рынке нет явного лидера

По информации коммерческого директора и совладельца компании «Россита» Светланы Самсоновой, сегодня в Красноярске работают в общей сложности около 80 обувных магазинов. Порядка 30 из них сетевые и принадлежат компаниям «Вестфалика», «Интеробувь», «Мonarch», «Россита», «Chester», «Вистар», «Обувь классика» и «Юничел». Другие эксперты дополняют список сетевиков компаниями «Ионесси», «ECCO» и «Танго». Самая крупная обувная сеть на местном рынке, имеющая 9 магазинов, - «Юничел». В остальных сетях количество торговых точек варьируется от 2 до 7.

Дмитрий Пальников считает: говорить о том, что сетевики «держат» красноярский обувной рынок, все же не приходится. «Правильнее будет определить их как самые узнаваемые бренды», - полагает эксперт. Антон Титов подтверждает, что доля сетевых компаний невелика и составляет, по его оценке, около 10% рынка. Основной объем продаж идет, по его мнению, через вещевые рынки, торговые комплексы и единичных продавцов.

Антон Титов: «Красноярский обувной ритейл в настоящее время еще значительно отстает от, например, новосибирского или екатеринбургского. Доля профессиональных операторов на нем мала, поэтому говорить о насыщенности рынка не приходится. Однако как раз сейчас наступает время выхода на местный рынок крупных региональных розничных сетей».

С мнением г-на Титова согласны и другие эксперты. «Только за последний год количество торговых точек в Красноярске выросло на 30%. Вошли новые сети», - сообщает Светлана Самсонова. «По нашим данным, ежегодно в Красноярске появляется 1-2 новых бренда», - говорит директор региональной сети продаж компании «Юничел» Алевтина Спесивова.

Десять миллионов рублей за «вход»

По мнению экспертов, сегодня доходность в обувном ритейле ниже, чем, например, в одежном. «Во всяком случае, рентабельность нашего бизнеса не измеряется десятками процентов», - утверждает г-жа Самсонова. Г-н Пальников уточняет: между рентабельностью производителей обуви и чистых ритейлеров есть существенная разница. «По моей оценке, доходность в чистом ритейле составляет не менее 30%, в то время как рентабельность производства едва дотягивает до 10%», - делится цифрами г-н Пальников.

Александр Греб прогнозирует, что с ростом конкуренции доходность бизнеса станет снижаться, а новым игрокам будет все сложнее войти на обувной рынок. Уже сегодня, по мнению экспертов, вхождение на рынок для новых игроков возможно только при соблюдении определенных условий. «Выходить на рынок целесообразно с большим форматом либо сетью. Кроме того, для успешного продвижения необходимо представить товар высокого качества и по доступной цене», - считает г-н Пальников. Г-жа Спесивова полагает, что начинать бизнес лучше с «раскрученной» марки. «В ином случае игрок должен быть готов к тому, что придется вложить солидные инвестиции в рекламное продвижение», - говорит она.

Минимальный порог вхождения на рынок, по оценке экспертов, зависит от цели и стратегии бизнеса. «Чтобы открыть небольшой отдел в торговом комплексе либо магазин по франшизе, достаточно около 3,5 млн рублей. В краткосрочной перспективе можно будет рассчитывать на положительную рентабельность», - считает Светлана Самсонова.

Для более амбициозного входа на рынок, по мнению Дмитрия Пальникова, необходимо не менее 10-12 млн руб. «За 5-7 млн рублей в достаточно проходимом месте можно приобрести помещение площадью 80-100 кв. м. 1 млн необходимо вложить в ремонт и оборудование магазина и порядка 3-4 млн в товар», - подсчитал эксперт. По его словам, столько стоит выход в средний ценовой сегмент обувного рынка.

Красноярцы переобуваются

Аналитики приходят к выводу, что рост рынка во многом связан с потребительской активностью, которая заметно усилилась в последнее время. «Продажи нашей компании ежегодно увеличиваются на 8-10%. Во многом это объясняется ростом благосостояния покупателей. Сейчас, например, стало нормальным приобретать на сезон не одну пару обуви, а две-три», - говорит Алевтина Спесивова.

По оценке Светланы Самсоновой, основная масса покупателей обуви в Красноярске сосредоточена в  mass market (низкий сегмент) и middle market (средний). «Здесь на сегодня самая высокая конкуренция», - добавляет эксперт. «В этих сегментах сконцентрирована практически вся продукция отечественного производства, а также китайские изделия, включая контрафактный товар и «серый» импорт», - комментирует Алевтина Спесивова.

Антон Титов отмечает, что в Красноярске самая высокая в Сибири доля продаж обуви средне-высокого сегмента (middle-up) обувного рынка. «Я считаю, это связано с тем, что доходы красноярцев выше, чем доходы жителей Новосибирска, Омска и Барнаула», - говорит эксперт.

Премиальный же сегмент, по наблюдениям участников рынка, составляет небольшую часть обувного ритейла. «В Красноярске доля обуви класса premium не превышает 10% рынка, что примерно соответствует общероссийским показателям», - сказал Дмитрий Пальников.

Обувной ритейл примеряет новые форматы торговли

Эксперты отмечают, что в последнее время для рынка характерно появление новых торговых форматов. «Начался процесс структурирования. Магазины стремятся к четкому позиционированию, чтобы по формату, цене и коллекции соответствовать определенной целевой аудитории», - поясняет г-жа Самсонова.

Так, к единственному до недавнего времени формату продаж обуви премиального класса - бутику - добавился новый - обувной каскет. Специалисты считают подобные магазины переходным форматом между бутиком и мультибрендовым магазином. «Я бы назвал их супермаркетами обуви выше среднего класса», - сказал Дмитрий Пальников.

По словам аналитиков, на рынке еще остались незанятые ниши, которые в ближайшее время будут активно «осваиваться». Компания «Обувь России», например, готовится к выводу на красноярский рынок «дисконта» «Фабрика обуви «Пешеход». Светлана Самсонова утверждает, что неосвоенными на местном рынке остаются ниши специализированных форматов, направленных на узкие целевые группы. «Это, например, магазины обуви для бальных танцев или магазины ортопедической детской обуви», - поясняет г-жа Самсонова.

Как один из самых перспективных участники рынка оценили формат монобрендовых магазинов, который сейчас слабо представлен на местном рынке. Самыми заметными из них в Красноярске эксперты назвали магазины марки «ECCO». «Данный формат более сложен для реализации, однако позволяет отстроиться от конкурентов и сделать торговую марку узнаваемой, «наработать» постоянных клиентов и приверженцев товарного знака», - утверждает г-н Титов. Г-н Греб считает, что монобренд является «интересным» форматом, однако сейчас он больше подходит для Москвы и Центральной России. «Там большинство покупателей идут в магазин уже не просто за обувью, а за обувью конкретной марки», - пояснил эксперт.

Наиболее распространенным на сегодня магазинным форматом продаж специалисты называют мультибрендовые магазины и обувные супермаркеты, представляющие широчайший ассортимент обуви для любой аудитории. «Это самый простой способ начать обувной бизнес, поскольку в данном случае не надо заниматься развитием собственной торговой марки, разработкой коллекции и т.д. Однако это малоперспективные направления, поскольку здесь наиболее высока конкуренция», - считает г-н Титов. «Ассортимент подобных магазинов представляет собой «винегрет» из обуви noname и китайских брендов (маскируемых под европейскую и российскую обувь), а также небольшого количества брендированной продукции, как правило, российского и белорусского происхождения», - комментирует Александр Греб.

По оценке экспертов, несмотря на обилие «цивилизованных» форматов торговли, в местном обувном ритейле достаточно высокую долю сохраняют вещевые рынки. «Она равна примерно 20-30% от общего объема продаж», - считает г-н Пальников. Однако он отмечает, что этот показатель постоянно идет на спад. Тенденцию подтверждают и другие эксперты, а также официальная статистика. По данным «Красноярскстата», за последние полгода в Красноярске магазинные продажи обуви на 30% превысили рыночные.

Обувной рынок поделят крупные сети

В ближайшие несколько лет эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение сегмента обуви noname и отток покупателей с рынков. Александр Греб: «Место рынков займут дискаунтеры - магазины, распродающие остатки коллекций известных обувных брендов. В московских дискаунтерах, например, уже сегодня цена настоящих кроссовок «Adidas» близка к цене подделок на рынках. Кроме того, в регионах будет расти доля среднеценового сегмента, а также доля монобрендов», - прогнозирует г-н Греб. В качестве еще одного явно наметившегося тренда эксперт отметил уход от «черной» обуви. «Люди получили возможность покупать несколько пар обуви, а значит, подбирать ее под цвет одежды. Так что нас ждет время «цветной» обуви», - уверен г-н Греб.

Также, по прогнозам специалистов, обувной рынок ждет укрупнение и по¬способствуют этому идущие в город федеральные обувные сети. «Постепенно его будут делить крупные сети, произойдет их взаимное территориальное проникновение и в целом консолидация рынка», - считает г-жа Самсонова. Г-н Титов придерживается такого же мнения, считая, что подобных сетей будет не более 10. «На обувном рынке сейчас идет тот же процесс, что в свое время происходил в российском продуктовом и сотовом ритейле: 8-10 лет назад существовало много разрозненных местных операторов, которых постепенно скупили несколько крупных федеральных игроков. То же самое ожидает и обувной ритейл. Думаю, что шансов выжить у разрозненных несетевых операторов немного», - считает г-н Титов.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами