Декоративное изображение
30 981

Поделиться

Обязательная маркировка обуви: как не нарушить закон после 1 марта 2020 года

С 1 марта 2020 года в России запрещается оборот немаркированной обуви. О том, какие действия с этого дня нужно предпринимать, чтобы не нарушать закон, в рамках «1С:Лектория» рассказал Александр Смирнов, руководитель проектов и заместитель главного конструктора Центра развития перспективных технологий.

Александр Смирнов

«1С:Лекторий» – это еженедельные лекции фирмы «1С» по законодательству и его отражению в программах «1С» – в очной и дистанционных формах. Видеозаписи прошедших лекций можно посмотреть по ссылке

– Александр, какова последовательность внедрения системы маркировки обуви?

– В 2019 году постановлениями правительства были утверждены и вступили в силу правила маркировки нескольких товарных групп: табачная продукция, обувные товары, товары легкой промышленности, парфюмерия, фотоаппараты, шины и покрышки.

Для каждой из групп были установлены свои сроки прекращения оборота немаркированной продукции. И первым этот срок подошел для обуви. 

С 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт, оптовая и розничная продажа обуви без кодов маркировки. Код маркировки товара состоит из кода идентификации товара (код логистической упаковки GTIN плюс уникальный код экземпляра), из дополнительной информации (для каждой товарной группы она своя – например, для табачных изделий это максимальная розничная цена, для молочной продукции – срок годности и т. д.). И, наконец, из кода проверки (он генерируется оператором системы).

До 1 апреля 2020 года импортеры еще могут растаможить товары, приобретенные до 1 марта (если на таможенный пост партия товара прибыла уже после этой даты). И в этот же срок они обязаны промаркировать растаможенную обувь.

До 1 мая 2020 года возможна маркировка остатков обуви, которые давно лежат на складе, но по каким-то причинам до сих пор не были проданы. Реализовывать немаркированные остатки после 1 марта нельзя, Роспотребнадзор будет рассматривать это как грубое нарушение.

Возможно, указанные сроки будут сдвинуты, однако соответствующий приказ пока не подписан.

– Из каких этапов состоит процесс маркировки обувных товаров?

– Можно выделить три главных этапа «прохождения» товара через систему: ввод в оборот (производителем или импортером), передача прав (в большинстве случаев оптовая продажа), и, наконец, вывод из оборота (путем розничной продажи или по иным причины). 

Соответственно, участники оборота – это производители, импортеры, оптовые компании, розничные компании, комиссионеры. Исключение – организации, приобретающие товары для использования в собственных нуждах.

– Как происходит ввод товаров в оборот?

– Сначала описание товаров, затем эмиссия кодов (кодирование нового товара или перемаркировка существующего). Если у вас ателье и вы оказываете услугу по пошиву обуви, то маркировка не нужна. Она нужна, только если продается конечное изделие.

Надо подчеркнуть вот что. Чтобы приступить к заказу кодов маркировки на обувь, вам необходимо описать их атрибутивным составом. 

Полное описание товара состоит из 12 кодов: модель производителя (код должен совпадать с номером модели, указанному в сертификате или декларации соответствия), страна производства. 4 знака кода ТНВЭД ЕАЭС, вид обуви, вид материала, использованного для верха обуви (а также подкладки и низа), торговая марка, ИНН российского производителя или импортера, цвет, размер в штрихмассовой системе. И, наконец, наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).

Владельцам товарных остатков обуви (которые лежат на складах давно, и восстановить информацию по ним сложно) было решено предоставить возможность давать сокращенное описание товара: мужская, женская, детская обувь или унисекс, ИНН собственника товара, 2 знака кода ТНВЭД ЕАЭС, способ ввода товара в оборот (ввезен в РФ или произведен в РФ). 

Повторю, что ввести остатки в оборот нужно до 1 мая 2020 года.

– Как происходит передача прав собственности?

– Это не только оптовая продажа, такая передача может проходить в рамках договоров комиссии, агентских договоров. 

При этом формируется универсальный передаточный документ (УПД) с указанием вида сделки (в случае необходимости – универсальный корректировочный документ), он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в информационную систему мониторинга – в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки обувных товаров, но не позднее дня передачи их третьим лицам.

В ближайшие дни мы представим бесплатный функционал для совершения операции передачи внутри личного кабинета участника ГИС МП.

– Как происходит вывод товаров из оборота?

– Если речь идет о розничной продаже, то нужно просканировать код каждой единицы товара, затем проверить наличие в чеке кода маркированной продукции, проверить отправку этого кода оператору фискальных данных и отображение чека в личном кабинете ГИС МТ.

Если местность труднодоступная, интернета нет, то, по аналогии с онлайн-кассами, нужно выгружать коды маркировки вручную из ККТ и отправлять их оператору не реже, чем один раз в 30 дней.

Существуют и другие причины вывода товара из оборота: продажа юрлицу или ИП не для дальнейшей перепродажи, списание в случае утери или порчи, экспорт, продажа по образцам. 

На первой из них, когда организация приобретает товар для использования в собственных нуждах, давайте остановимся поподробнее. 

Как это может выглядеть на практике? Например, я владелец большого бизнес-центра, в котором работают 100 сотрудников – занимаются охраной, уборкой, ремонтом. Я хочу, чтобы они все ходили в одинаковой, удобной, функциональной обуви. Закупаю, соответственно, 100 пар обуви разных размеров. И в момент, когда оптовик будет реализовывать мне 100 пар обуви, он укажет этот признак, и маркированный товар выйдет из оборота.

Что касается продаж через интернет-магазин, то здесь было множество споров и обсуждений. По их итогам пришли к наиболее универсальному варианту: подавать сведения о выбытии товара интернет-магазин должен при передаче товара в службу доставки. Присутствие кода маркировки в кассовом чеке при выбытии товара обязательно.

– А какое место в процессе занимает агрегирование товара?

– Процесс агрегирования товара (иначе говоря, его оформления в составе товарно-транспортной упаковки) может присутствовать на всех трех этапах. 

Допустим, внутри палеты находятся 500 пар обуви. В универсальном передаточном документе вы указываете один код упаковки, ваш контрагент проверяет наличие составляющих кодов маркировки, подписывает УПД, и сведения автоматически поступают в систему.

В личном кабинете пользователя ГИС МТ выложены инструкции по процессам агрегации, разрагрегации, изъятия, перекладки, переформирования товаров.

– Давайте подытожим. Что нужно сделать потенциальному участнику оборота маркированной обуви, если он по каким-то причинам еще не зарегистрировался в системе?

– Нужно оформить УКЭП (усиленную квалифицированную подпись) на директора организации или индивидуального предпринимателя. Установить программное обеспечение для работы с УКЭП. Зарегистрироваться в личном кабинете ГИС МТ и заполнить свой профиль. Заключить договор с оператором системы – ЦРПТ. Описать товары в личном кабинете. Получить доступ к ПАК (программно-аппаратному комплексу). Заказать коды и нанести их на товар. При оптовой продаже сформировать УПД. При розничной торговле вывести товар из оборота при помощи онлайн-кассы .

Для контроля за правильностью нанесения кодов создано мобильное приложение «Честный знак». Достаточно сфотографировать код и отправить его в систему, чтобы получить исчерпывающую информацию о нем. Рекомендую пользоваться этим инструментом всегда, когда этикетка с кодом маркировки вызывает у вас сомнение.

Кстати, в перспективе ГИС МТ должна будет не только обеспечивать контроль за оборотом товара и защищать права потребителей, но и служить цифровой сервисной платформой для бизнеса (лизинг, факторинг, страхование, оценка рисков, проверка контрагентов).

– Мы рассказали, как следует действовать, но не поговорили о том, что будет, если нарушить новый порядок.

– С 1 марта 2020 года вводится административное наказание по статье 15.12 КоАП РФ (производство или продажа товаров без маркировки или с нарушением установленного порядка ее нанесения). Для физлиц штраф составит от 2000 до 4000 рублей, для юрлиц – от 50 до 300 тысяч рублей, а для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей. 

Во всех случаях штраф сопровождается конфискацией предметов административного правонарушения.

Роспотребнадзор, ФНС, Федеральная таможенная служба, Росаккредитация – всем им через систему будет доступна информация о нарушениях.

– А что со сроками внедрения маркировки для других групп товаров помимо обуви?

– С 1 января до 29 февраля 2020 года все участники оборота лекарственных средств были обязаны зарегистрироваться в системе. До 15 февраля все медицинские учреждения должны были подать оператору системы заявки на получение регистратора выбытия (устройства фискализации). До 1 мая производители и импортеры должны подать заявку на получение регистратора эмиссии. С 1 июля наступает запрет на производство и импорт немаркированных лекарств.

С 1 января 2021 года будет запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности (несколько групп). 

До 29 февраля 2020 года нужно зарегистрироваться в системе всем участникам оборота фотоаппаратов. С 1 октября 2020 года оборот немаркированных товаров будет запрещен. До 1 декабря нужно промаркировать товарные остатки.

До 31 марта 2020 года нужно зарегистрироваться в системе маркировки всем участникам оборота парфюмерии. С 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка. До 30 сентября 2021 года разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных до 1 октября 2020 года.

С 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин. До 1 марта 2021 года нужно промаркировать товарные остатки. С 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения в ГИС МТ.

ЦРПТ также взаимодействует с представителями других товарных отраслей (минеральная вода, цемент, трубы, кабель, лес, осетровые, готовые продукты из мяса и рыбы, пиво, напитки, растительные масла, бытовая химия, косметика, крупы, рис, макароны, чай, кофе, консервированные фрукты и овощи), проводятся рабочие встречи, определяются подходы на будущее. 

Источник: Buh.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами