Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
О. Болычев, ГК "Вестер": "В среднем чеке стало больше дешевых товаров"
Какие события произошли в жизни Группы «Вестер» в кризисный период?
Основным событием стало то, что с возгоранием финансового кризиса в стране банки практически перестали выдавать кредиты. Поэтому компания в оперативном режиме начала принимать меры по повышению эффективности операционного бизнеса, сократила все возможные издержки, а также реструктурировала кредитный портфель. В настоящее время мы справляемся с долговой нагрузкой, и сможем выйти на запланированную рентабельность бизнеса по итогам 2008 года.
Следует отметить, что даже в столь сложных кризисных условиях с нами продолжают сотрудничать банки «Возрождение», «УралСиб», «Сбербанк», «Стройвестбанк» и «Промсвязьбанк». Кроме того, нам удается заключать новые кредитные договоры с банками, с которыми «Вестер» начал сотрудничать только в этом году, например, с банком «Swedbank».
Сегодня «Вестер» получает новые кредиты, но только в тех пределах, в которых могут позволить себе банки. Однако, это уже само по себе говорит об уверенности банкиров в нашей компании. За последнее время мы получили более $35 млн. кредитов, которые были направлены на пополнение оборотных средств, на расчет с контрагентами, а также на рефинансирование кредитов.
Следует отметить, что в настоящий момент в жизни Группы «Вестер» резко возросла роль «Сбербанка».
Какова, на Ваш взгляд, сегодня в бизнесе роль государства?
Те мероприятия, которые в настоящее время реализует правительство Калининградской области, являются совершенно адекватными. Они полностью соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Именно поэтому население Калининградского региона до сих пор практически не ощущает кризиса. Я выражаю огромную благодарность губернатору Калининградской области Г.В.Боосу. Та огромная помощь, которую он оказывает бизнесу сегодня, неоценима.
Много сплетен сегодня ходят по рынку о Вашей компании. А как Вы оцениваете финансовое состояние компании?
Разносчиков слухов и сплетен бог накажет, а об устойчивом финансовом положении компании «Вестер» говорят следующие данные: в собственности компании находится недвижимость на сумму более чем $600 млн., из них $120 млн. по входным ценам приходится на недостроенные торговые объекты (Оренбург – 16 тыс. м2, Ярославль – 12,7 тыс. м2, Набережные Челны – 42 тыс. м2), земельные участки.
Кредитный портфель Группы сейчас составляет $236 млн., из которых на Федеральную Сеть «Вестер» приходится $100 млн., что не превышает 3 EBITDA. Оборот Группы по итогам 2008 года прогнозируется на уровне 26 млрд. рублей, а оборот Федеральной Сети «Вестер» составит 19 млрд. рублей. Если по этим показателям сравнивать «Вестер» с другими компаниями, мы явно находимся в неплохом положении, и мы на 90% выполним свои планы.
Важно подчеркнуть, что акции нашей компании не заложены. В некоторой степени нам повезло, что мы не успели осуществить продажу долей компании «ВестрРусДевелопмент» и Федеральной Сети инвестиционному фонду. Если бы эти сделки состоялись, нам бы пришлось гарантировать инвестиционному фонду IRR, тогда как в сегодняшней ситуации давать какие-либо гарантии по росту — самоубийство.
В связи с кризисом, изменилось ли Ваше видение относительно позиций «Вестера» в среднесрочной перспективе?
Все, что я говорил о планах «Вестера» ранее и что зачастую воспринималось с иронией, уже сейчас выполнено. В настоящий момент по количеству торговых площадей мы опережаем такие компании, как «Патэрсон» и «Мосмарт». Я по-прежнему уверен, что по итогам 2010 года «Вестер» войдет в пятерку ведущих русскихкомпаний российского розничного рынка.
Какова ситуация с выставленными на продажу объектами недвижимости?
У нас есть несколько потенциальных покупателей. Однако ситуация на рынке недвижимости складывается так же, как у всех, когда потенциальные покупатели ждут понижения цены, а продавцы хороших объектов, например, как у «Вестер», не считают значительное снижение возможным. Впрочем, продавцы плохих объектов не могли продать недвижимость и раньше.
Ситуацию я расцениваю как неопределенную, и я не прогнозирую значительного снижения цены на хорошие земельные участки с разрешением на строительство, а также на качественные объекты, предложений которых на рынке по-прежнему нет. К слову сказать, некоторые компании говорят о сделках по мифическим ценам - 30 тыс. рублей за квадратный метр торговой площади. Лично я ни одной такой продажи пока не встретил. Подчеркиваю, я говорю о продаже качественных объектов.
Вы отслеживаете, как изменились в условиях кризиса предпочтения покупателей «Вестер»?
Покупательские предпочтения сместились в сторону увеличения потребления социально-важных продуктов питания, в первую очередь, хлебобулочных и молочных продуктов, а также овощей. Сократились продажи книг, канцелярских принадлежностей, текстиля, обуви, товаров для дома.
В условиях кризиса покупатели также стали более чувствительны к ценам. Поэтому во всех городах присутствия «Вестер» реализует успешно апробированную в Калининградском регионе программу «100 социально-значимых товаров», инициатором которой выступил губернатор Калининградской области.
Основные продажи в Сети «Вестер» дают товары низкой и средней ценовых категорий. В этой связи мы проводим изменения ассортиментной матрицы в сторону увеличения сезонных товаров и товаров, представленных в низком ценовом сегменте.
Сокращение в ассортименте затронет такие категории, как одежда, обувь, парфюмерия, косметика, спортивные товары и мобильные телефоны. Ассортимент свежих продуктов, напротив, будет расширен. Напрямую изменения коснутся и ассортимента импортных товаров, так как при росте доллара по отношению к рублю стоимость импорта резко повышается. Товары из Китая поставляются сейчас в основном по предоплате, тогда как стоимость заемных средств значительно выросла. Все это закладывается в себестоимость и, естественно, отражается на цене товара уже в магазине.
Ставка банковских кредитов сегодня составляет 18-30% годовых, поэтому рост цен на товары первой необходимости в стране неизбежен. Задача «Вестер» в этих условиях – обеспечить стабильную работу магазинов, предложить покупателям самые доступные цены с тем, чтобы не допустить роста социального напряжения.
Какие акции и меры в условиях кризиса предпринимаются вашей компанией для привлечения покупателей?
Реализуемая в компании маркетинговая концепция ценового лидерства, а также агрессивная промоактивность показали свою жизнеспособность, как до кризиса, так и при его возникновении. Сегодня, в условиях снижения покупательской способности, еще больше возросла актуальность промоакций – предложения самых востребованных товаров для наших покупателей по очень низким ценам. Продвигаемый нашей торговой сетью лозунг «В «Вестере» – разгром цен!» стал еще ближе самым широким слоям населения.
Кризис не изменил идеи маркетинговой активности торговой сети, но при этом заставил более внимательно посмотреть на рекламную статью расходов. В настоящее время наши расходы на рекламу сокращены на 40%. Это позволило расширить количество товаров-участников промоакций по определенным категориям.
Изменился ли размер среднего чека в вашей сети за последние 1-2 месяца? Если да, то, каким было это изменение, чем оно обусловлено?
Колебания среднего чека по сети полностью отвечают сезонным трендам, и поэтому можно сказать, что кризис на него никоим образом не повлиял. Чего не скажешь о таком показателе, как количество покупок в чеке – здесь налицо тенденция к увеличению (на 5,5% по сравнению с августом-сентябрем). Эти два показателя связаны между собой, поэтому можно сделать вывод: покупатели стали приобретать товаров больше, но более дешевых, нежели раньше.
Продолжают ли в ваших магазинах принимать банковские карты для оплаты покупок?
Конечно, «Вестер» по-прежнему принимает банковские карты для оплаты покупок. Наша Сеть не сокращает, а продолжает реализацию целого ряда программ, направленных на совершенствование сервиса для покупателей.
В нынешних кризисных условиях, как у сети «Вестер» складываются взаимоотношения с поставщиками? Есть ли проблемы с платежами?
Поставщиков у «Вестера» насчитывается более 4 тыс., многие из которых уже не один год являются нашими партнерами. Что касается проблем с платежами, то, как и многие другие, мы испытываем трудности в финансировании из-за сбоев в работе банковской системы.
Хотелось бы более детально разъяснить суть этой проблемы для поставщиков и бизнес-сообщества. В начале октября 2008 года в рамках ранее открытых кредитных линий компания «Вестер» должна была получить очередные транши на общую сумму около $40 млн. Однако мы не только не получили эти средства, но по так называемым «коротким кредитам», наоборот, банки сократили кредитное тело «Вестер» на $24 млн., и продолжают сокращать. Таким образом, в нашей финансовой системе произошел кассовый разрыв, в результате которого возникла проблема относительно текущих платежей поставщикам. Но мы решаем и решим эту проблему уже в декабре 2008 года.
Впервые после 1998 года мы столкнулись с ситуацией, когда полки в наших магазинах несколько опустели. Это явилось следствием возникшей задолженности перед поставщиками после погашения внеочередных банковских траншей. Нам очень стыдно перед поставщиками за эту ситуацию! Но я уверен, что до Нового года мы погасим большую часть задолженности, а товар на полках восстановится в прежних объемах, и даже больше, так как инвестиционная программа сократится.
Какие действия предприняла компания для решения этой проблемы?
У нас вообще впервые такое, поэтому, принимая во внимание сложность ситуации (в один день данную проблему не решить) и важность каждого поставщика (перед которыми мы обязаны выполнять свои обязательства), я лично встретился с руководителями 70 наиболее крупных компаний-поставщиков. В ходе этих встреч, в которых также приняли участие генеральный директор А.И. Астрейко и другие руководители нашей компании, с поставщиками обсуждались и были найдены возможные пути выхода. Кроме того, на этих встречах были развеяны различные слухи и сплетни относительно «Вестера».
Действительно ли «Вестер» попросил отсрочку платежей до сентября будущего года?
Подобное обращение было адресовано лишь единицам поставщиков, и это исключение из правил в политике компании «Вестер» по урегулированию отношений с поставщиками.
Например, одна из компаний предложила следующее: поставщик продолжает поставлять нам широкий ассортимент продукции во все магазины Сети, мы же исправно осуществляем каждый текущий платеж, к которому прибавляем определенную сумму из имеющегося долга. Таким образом, мы сохраняем партнерские отношения с поставщиком, в магазинах представлен необходимый ассортимент товара, поставщик получает свои деньги, долговая нагрузка нашей компании постепенно сокращается. Это – конструктивный диалог!
Холдинг гарантирует погашение всех задолженностей и исключает объявление дефолта. Мы сохраним отношения со всеми партнерами и не подведем их, как, например, это сделала сеть «Гроссмарт».
Те партнеры, что пошли нам навстречу и предоставили отсрочку платежа от одного до шести месяцев, еще раз вселили уверенность в том, что совместными усилиями мы сможем пережить текущий кризис. Наш опыт показал следующее: выигрывают те, кто умеет верить и помогать друг другу. Одновременно с этим, мы выявили для себя объективно наиболее надежных партнеров, которым я хочу выразить огромную благодарность за понимание и терпение.
Как Вы считаете, в какие сроки «Вестер» сможет погасить все долги перед поставщиками?
На сегодня наш долг поставщикам составляет около 600 млн. рублей. Мы рассчитываем полностью расплатиться по долгам в период с декабря 2008 года по март 2009 года. На сегодня «Вестер» выплатил поставщикам более 275 млн. рублей долгов. По округам выплачено: 180 млн. рублей в Черноземье, 40 млн. рублей - в Поволжье, 30 млн. рублей - в Ярославле, 10 млн. рублей - на Урале, 5 млн. рублей - в Таганроге и 5 млн. рублей - в Украине, 5 млн. руб. в Казахстане. До конца декабря 2008 года мы выплатим еще 150 млн. рублей.
Федеральная сеть «Вестер» заинтересована в сотрудничестве с каждым поставщиком. Однако некоторые поставщики-монополисты не взирают на сложность ситуации, отказываются вести диалог и предъявляют ритейлерам невыносимо жесткие условия сотрудничества – работать только по предоплате.
Как Вы прокомментируете ряд последних публикаций, в которых нападки на ритейлеров приобретают все более жесткий характер?
Конечно, проще всего обвинить ритейлера, как конечный пункт товара на пути к потребителю, во всех грехах – в сокращении рабочих мест на производствах или в безнравственном поведении в отношениях с поставщиками. Жаль, что у журналистов не возникает желания добраться до истины, выяснить, «откуда растут ноги»…
Многие уже не помнят или не хотят знать, как выглядела российская торговля в 1970-1990 годах. Нынешние российские ритейлеры строили этот бизнес в стране с нуля и двигали цивилизованную торговлю по России семимильными шагами. Все были довольны, и СМИ писали о стратегических планах и многомиллионных проектах компаний. А сегодня, когда игрокам рынка по-настоящему тяжело, никому и в голову не приходит оказать поддержку. В цене «жареное» и с душком.
Кроме того, нынешний кризис заставил более ярко проявиться тенденцию возвращения монополии, как в ритейле, так и в других отраслях, например, в металлургии. Конечно, контролировать деятельность трех-четырех компаний намного проще и выгоднее, чем когда в стране будут нормально между собой конкурировать 10-20 независимых игроков рынка.
Кстати, рекомендую поставщикам очень серьезно задуматься о том, что с ними будет, когда на рынке останется не 30-40 игроков, как сейчас, а четыре-пять…
Возвращаясь к трудностям ритейлеров, хочу напомнить, что тот ежегодный рост, который происходил на рынке и обеспечивал потребности покупателя, а также увеличивал налоговые поступления в госбюджеты, по определению невозможен без заемных средств. Все мы были вынуждены использовать кредиты банков. Но сегодня, когда в стране столь сложная ситуация, многие банки отказываются идти навстречу не только ритейлерам, но всем компаниям реального сектора, и предлагают отложить сотрудничество до лучших времен. Тем временем банки спекулируют на сделках с валютой, играя на понижение рубля. Это и является основным источником нынешней проблемы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?