Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 932
Поделиться
«Нормальных помещений не очень много»
— Устраивает ли ритейлеров коммерческая недвижимость на первых этажах новостроек?
— С точки зрения того, что в таких помещениях ритейл нуждается, это однозначно — да. Но зачастую, когда мы смотрим то, что нам предлагается, хочется сказать известной фразой из фильма: «Ну, кто так строит?». Любому ритейлеру хотелось бы получить красивый прямоугольный зал правильной формы, пусть даже с колоннами. Нам же зачастую предлагаются помещения, где зал имеет неправильную форму, состоит из нескольких небольших отсеков, напоминающих лабиринт. Либо помещение спроектировано под продуктовый магазин, но, видимо, еще по советским меркам — две его трети предназначены для подсобок, а на торговый зал отведена всего одна треть. Часто сталкиваемся с тем, что предлагаются небольшие помещения. Допустим, нужно помещение торговой площадью 400 кв. метров, общей площадью 600 кв. метров, нам предлагают отдельные помещения по 150–200 кв. метров, которые можно соединить, только сделав проем в несущей стене. Когда площади соединяются, с точки зрения формы получается достаточно уродливый магазин и покупатель чувствует себя в нем не очень уютно.
— Как часто приходится помещения переделывать?
— Нормальных помещений не очень много, поэтому часто мы вынуждены покупать или арендовать то, что предлагается. И затем либо переделывать, либо мириться, либо искать компромиссные варианты решения вопроса. Например, делать алкогольный отдел в одном торговом зале, промышленную группу — во втором, а продукты питания — в третьем.
— Чаще рассматриваете готовые варианты или взаимодействуете с застройщиками на этапе проектирования?
— Как правило, нам предлагаются либо готовые помещения, либо находящиеся на стадии сдачи. Застройщик понимает, что готовое помещение на первом этаже он продаст по более высокой стоимости, чем если компания подключится на более ранней стадии. Но сейчас появилась тенденция проектирования под конкретного ритейлера. С другой стороны,
продуктовый ритейл
серьезно закредитован и у него зачастую нет возможности участвовать в долгосрочном инвестировании, которое в этом случае просит застройщик.
— Как сделать такие помещения более приспособленными под требования ритейла?
— Хотелось бы, чтобы к потребностям ритейла прислушивались на стадии проектирования. Застройщику необходимы элементарные вещи. Если он проектирует магазин, хотя бы консультироваться с ритейлерами — неважно, станут ли именно они владельцами этого помещения. Я бесплатно готов рассказать. Не так давно был один из застройщиков, мы предварительно поговорили и он хотя бы понял, что нужно ритейлу от помещения. Я знаю одного крупного застройщика, который три года продавал помещения, спроектированные им как продовольственный магазин. И хотя само место было очень интересным, из тысячи кв. метров только 200 метров были на первом этаже в виде торгового зала, остальные площади были «размазаны» по подвалу и трем этажам в виде лабиринтов подсобных помещений.
— Какие основные критерии необходимо учесть застройщикам?
— Если это помещение на первых этажах жилых комплексов, очень важным моментом является место разгрузки. В наш магазин в день в среднем приходит 30 автомашин. Кому из жителей будет приятно, если во двор, где вы гуляете с детьми, будут заезжать грузовики? Необходимо сразу же при проектировании продумать дебаркадер для выгрузки, который бы не мешал жизни дома. Второй момент, с которым часто сталкиваемся, — даже если помещение запроектировано под продуктовый магазин, жильцы верхних этажей жалуются на шум — например, им слышны цокот каблуков, голоса. Необходимо предусматривать лучшую звукоизоляцию таких помещений от жилых квартир, находящихся этажом выше.
Интервью взяла Анна Асташкина
Ъ-Екатеринбург
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.