Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Николай Болотский, «Родияр»: «Половина потерь крупнейших торговых сетей – внутреннее мошенничество»
Изъяны в системе безопасности в розничном бизнесе способны генерировать огромные убытки. Недобросовестность сотрудников, кражи, нарушения техники безопасности, небрежное отношение к выполнению бизнес-процессов – с этими проблемами розница сталкивается каждодневно. Снижать потери помогает современная экосистема безопасности бизнеса. Как именно – об этом мы спросили Николая Болотского, президента стратегического альянса «Родияр».
Фото: «Родияр»
– Николай, ваша компания занимается обеспечением безопасности бизнеса. В трудные времена многие предприниматели наверняка озаботились сокращением затрат на безопасность. Ощутили ли вы это на себе? Каковы итоги 2020 года?
– Прошедший год, пандемия, падение покупательской способности – конечно, для многих наших клиентов из сферы ритейла это было непростое время. Но дело в том, что грамотно организованная система безопасности позволяет существенно снизить потери, свести их к минимуму. А в кризисные времена это особенно важно – и наши ключевые партнеры это понимают.
Соответственно, мы, со своей стороны, старались предложить заказчикам максимально лояльные условия сотрудничества. И этот год мы закончили на позитивной ноте.
– Как именно системный подход к безопасности помогает снижать издержки?
– Приведу один пример. К нам пришел крупный маркетплейс. Руководство обозначило проблему: существенные складские потери. Товар повреждался в процессе складских операций – разгрузки, переупаковки, перемещения… Остро стоял и вопрос с хищениями. Непростая ситуация сложилась с логистикой – распределительный центр долго обрабатывал заказы, отправления терялись – и причиной чаще всего был именно человеческий фактор. Обсудив с клиентом все пожелания и существующие проблемы, мы решили вывести на объект не только сотрудников стандартных должностей, а это охранники, контролеры, операторы видеонаблюдения, но и кризис-менеджера – независимого эксперта по безопасности. Мы тесно сотрудничали с работниками склада и офиса, руководителями. Нам было необходимо выявить все слабые места как физической, так и экономической безопасности, понять, как оптимизировать бизнес-процессы компании-клиента таким образом, чтобы свести потери к минимуму…
– То есть комплексный подход не ограничивается только выставлением постов охраны…
– Да! Мы ставили задачу обеспечить герметичность периметра, закрыть все изъяны в безопасности объекта – а для этого потребовалось провести детальный аудит бизнеса. Без участия независимого эксперта, способного непредвзято оценить эффективность имеющихся систем безопасности, провести такой аудит невозможно.
Фото: non c/shutterstock
– Как все это помогло решить проблему потерь на складе маркетплейса?
– Результаты аудита были переданы клиенту вместе с детальными рекомендациями по устранению каждой из выявленных проблем. Кроме того, именно результатами проверки мы руководствовались, разрабатывая стратегию нашей работы на объекте. Руководству маркетплейса, как и всем другим нашим клиентам, мы предложили полноценную экосистему безопасности, способную закрыть все бреши в защите бизнеса. Конечно, физическая охрана – это важно. Но это далеко не все! Как мы поступили конкретно в этом случае? За два месяца мы полностью разработали инструкции по объекту, а также внесли коррективы в текущие бизнес-процессы. Это касалось и его технического оснащения, и должностных инструкций. Мы изменили их таким образом, чтобы закрыть все «проблемные места», исключить повреждение товара по вине сотрудников склада. На объекте были установлены видеонаблюдение, ограждения, необходимые посты, пломбы, сигнализация, противопожарная система. В итоге потери были сведены к минимуму, а объект стал функционировать слаженно и четко. Благодаря развертыванию нашей экосистемы безопасности в компании заказчика этот склад считается показательным.
– Получается, экосистема безопасности – это не только про борьбу с хищениями?
– Экосистема безопасности – это не только борьба с кражами или правонарушениями. Это комплексное решение, позволяющее снизить потери бизнеса в целом. В чем ее главное преимущество? В возможности предотвращения нежелательных инцидентов. Ну а если таковые случаются – экосистема безопасности поможет реагировать моментально и тем самым свести ущерб к минимуму.
Разработанная нами система универсальна. Экосистема безопасности органично включается в бизнес-процесс клиента, что делает ее актуальной для ритейла в целом.
Фото: Monstar Studio/shutterstock
– Вы работаете не только со складами и маркетплейсами. В каких еще компаниях ваш подход к устранению брешей в системе безопасности будет актуальным?
– К нам нередко обращаются операторы розничной торговли. Показательный случай произошел в городе Бугульма в Татарстане, когда к нам за помощью обратился федеральный сетевой ритейлер. Вскоре после заступления на объект мы обнаружили, что в магазине орудует группа злоумышленников из числа персонала. В ходе работы выяснилось, что организатором был руководитель службы безопасности. Благодаря эффективной работе наших сотрудников, грамотно использовавших возможности программы «Безопасный город» и собственные технические средства, мы смогли получить видеодоказательства хищений. Наши сотрудники сопоставили видео из магазина – где подозреваемые загружали коробки в личное транспортное средство, и видео с места жительства подозреваемых, где происходила разгрузка.
Таким образом был выявлен преступный сговор, виновные были наказаны. Экосистема безопасности обеспечила синергию технических подразделений и физической охраны – это позволило пресечь правонарушение и тем самым снизить потери нашего клиента.
– Что в этом случае оказалось первостепенным: технологии или опыт ваших сотрудников?
– Они одинаково важны. Более того, одно не может существовать без второго. Вы не можете доверить сложное современное оборудование некомпетентному сотруднику – раскрыть его потенциал, использовать все возможности он не сумеет. И обратный пример – даже самый опытный, мотивированный, грамотный охранник будет почти бессилен, если на объекте отсутствуют технические средства охраны. Мы в «Родияр» понимаем, что обеспечение безопасности бизнеса – это всегда комплексная задача. И решить ее эффективно позволяет только синергия физической охраны, информационной безопасности и современных технических средств охраны. Сделать взаимодействие этих подразделений органичным и эффективным возможно только в рамках особой экосистемы – экосистемы безопасности. Создание такой экосистемы подразумевает тщательное изучение специфики бизнес-процессов клиента, оперативное выявление уязвимых мест в безопасности бизнеса и их немедленное устранение. Это всегда индивидуальное, учитывающее местную специфику, решение. Только так можно свести вероятные финансовые потери к минимуму. И только так мы работаем.
Фото: Tanjala Gica/shutterstock
– Со стороны работа охранного предприятия не кажется такой многогранной, большинство аспектов остаются скрытыми от взгляда стороннего наблюдателя. Давайте поговорим о людях. Можете привести пример работы ваших сотрудников, которым вы особенно гордитесь?
– Совсем недавно к нам пришел крупный торговый центр с такой проблемой: машин на платной парковке всегда очень много, а вот денег в кассе – нет. Возникло подозрение, что сотрудники парковки каким-то образом «уводят» деньги мимо кассы. Клиент попросил нашей помощи, чтобы разобраться. Под подозрение попали сотрудники, администрирующие работу персонала на парковке. В их подчинение входили техники, кассиры и операторы. График работы менеджеров – два через два по 11 часов.
Что мы сделали? В рамках развернутой экосистемы безопасности разработали комплекс мер: разместили автомобиль с видеорегистратором на парковке, организовали наблюдение за кассиром, охранниками и другими службами парковки. Также мы внедрили своих людей в их систему – сотрудника охраны и сотрудника технической службы. Мы оставляли на парковке автомобиль на несколько суток и за меньшую сумму пытались выехать. Таким образом были проверены все подозреваемые. Все факты злоупотреблений тщательно фиксировались. Внедренный сотрудник выяснил, что после 22:00 в журналах выезда с парковки менеджеры вносят свои отметки, которые за смену операторами зафиксированы не были, – например, выезд льготной категории лиц или лиц, утерявших парковочную карту.
В итоге мы установили всех, кто был причастен к махинациям: злоумышленниками оказались менеджеры парковки, ее непосредственное руководство. И хотя на поток данные действия поставлены не были, недостача достигала несколько сотен тысяч рублей в месяц!
Виновные были наказаны, а для сотрудников парковки были разработаны дополнительные должностные инструкции. Таким образом проблема клиента была решена, на сегодняшний день мы продолжаем сотрудничество.
– На какие проблемы безопасности стоит обратить внимание ритейлерам? На долю каких нарушений приходится наибольшее количество потерь?
– Исходя из нашего опыта, наибольшая опасность кроется в злоупотреблениях со стороны персонала. Порядка половины всех потерь крупнейших отечественных торговых сетей приходится на внутреннее мошенничество. Это может быть и банальное воровство товара, и всевозможные финансовые махинации. Самое неприятное здесь то, что такого рода злоупотребления обычно приобретают системный характер, их непросто выявить. В результате владелец бизнеса на протяжении длительного времени несет значительные убытки.
Вторая проблема, которую можно назвать вечной, – это воровство покупателей. На его долю может приходиться до трети всех потерь торговой сети. Развертывая экосистему безопасности, мы эффективно нейтрализуем обе эти угрозы.
Именно синергия подразделений информационной безопасности, технической и физической охраны позволяет успешно отражать угрозы, обеспечивая герметичность периметра.
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.