Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 315

Поделиться

"Нельзя менять нефть на ботинки"

 

Генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной рассказал о сегодняшнем состоянии обувного рынка, о проблемах, с которыми в кризис сталкиваются производители и ритейлеры. — Что сейчас происходит на обувном рынке, как он встретил финансово-экономический кризис? — Мировой финансовый кризис не стал для нас сюрпризом. Последние год-полтора было устойчивое ощущение, что должно случиться что-то на глобальном уровне. И в принципе, нынешний кризис — не самый плохой из возможных вариантов. Было ощущение, что может начаться мировая война. Но то, что мы ожидали глобальные проблемы, не означает, что мы — компания Ralf Ringer — или обувной рынок России сумели подготовиться к кризису. Слишком невелик запас прочности большинства компаний обувного рынка. И нужно понимать, что проблемы, которые сегодня возникают, или возникнут в ближайшее время у обувщиков, есть следствие специфики российского рынка обуви. — С какими основными проблемами сталкиваются игроки обувного рынка России? — Отсутствуют игроки федерального уровня, которые бы контролировали значимую долю рынка. Это касается и ритейла — сеть из 100 и более магазинов по всей стране имеют всего около десяти компаний, и производства. Сегодня подавляющее большинство производителей не могут предложить взвешенную ассортиментную матрицу, на основании которой с учетом региона и формата магазинов можно делать заказ. Есть проблемы и на уровне оптового звена: на обувном рынке России нет оптовиков-консолидаторов федерального уровня, которые бы выступали связующим звеном между производством и ритейлом. В итоге получается, что схема работы на обувном рынке крайне сложная, дорогостоящая, с высокими рисками и низкой маржой. Как следствие, в «обувь» не хотят идти инвесторы. За все время, по сути, имел место всего один прецедент инвестиций в обувь — покупка доли «Центробуви». А раз нет относительно дешевых денег инвесторов, то игроки вынуждены работать с дорогими деньгами, что негативно отражается на рентабельности бизнеса. Подавляющее большинство игроков — и импортеров, и производителей, и ритейлеров — «жили в кредит». И сейчас, когда банки дают кредиты крайне неохотно и под высокие проценты, рентабельность некоторых компаний снижается до нуля. Уже есть прецеденты, когда, посчитав стоимость всех бизнес-процессов, владельцы закрывают магазины, чтобы не работать себе в убыток. Есть проблемы иного свойства, повлиять на которые игроки рынка просто не в состоянии. Это, например, изменение климата. Даже этой, хорошей с точки зрения продаж обуви, зимой в ряде регионов продажи зимнего ассортимента начались только в феврале. Непонимание, какой будет зима, когда она начнется и будет ли в этом году вообще, серьезно подрывают рентабельность розничных продаж обуви. — Есть ли специфика в потребительских предпочтениях россиян? — У населения России не сформировались вкусовые предпочтения. Можно описать, какую обувь носят в Германии, в Италии, в Испании. В России носят всё. И отсутствие единых требований к обуви населения на всей территории страны не позволяют успешным проектам заниматься тиражированием. Если некая компания научилась феноменально успешно продавать определенный ассортимент в магазинах разработанного ею формата, почти наверняка, открывая подобные магазины в других городах, она столкнется с иным уровнем продаж. Вероятней всего, эта проблема является следствием уникальной протяженности страны. Есть конкретные примеры. Успешная сибирская сеть открыла магазин в Санкт-Петербурге, и продажи были нулевые. У жителей Северной столицы формат магазина просто вызвал отторжение. Или мы несколько лет назад столкнулись со спецификой Казани. Мы приложили массу усилий, чтобы продавать в нужных нам объемах обувь в Татарстане. Но вопрос открыт до сих пор. — Как на спрос влияет финансовая нестабильность в стране? — Вероятней всего, сократится потребление в парах вследствие снижения покупательской способности населения — по разным оценкам, от 10 до 20%. Потребление же в деньгах возрастет, потому что цены на обувь привязаны к курсам евро, доллара и юаня. Сегодня порядка 80% всей продаваемой в России обуви приходится на долю импорта, и вряд ли импортеры смогут снизить свои издержки и повысить эффективность бизнес-процессов настолько, чтобы компенсировать рост доллара с 24 до 36 рублей. Почти со 100% вероятностью можно прогнозировать, что цены на обувь поднимутся на 40-50%. Если же предположить, что доллар продолжит рост, то розничная цена на обувь в сезоне «Осень-Зима 2009-2010» может вырасти в два раза и даже более. Мы ждем, что в итоге изменится структура потребления. В ситуации кризиса люди, вероятней всего, откажутся от дополнительного ассортимента и вновь начнут покупать универсальную обувь, в которой можно ходить и на работу, и в кино. Как следствие, ряд проектов, которые не ориентированы на повседневную носку, могут исчезнуть. Если говорить про ценовые сегменты, сильней всего «просядет» премиум. Что касается среднеценового и низкого сегментов, то тут не все однозначно. С одной стороны, есть вероятность, что в ситуации снижения доходов и роста цен часть покупателей среднеценового сегмента станет приобретать более дешевую обувь. Но с другой стороны, среднеценовой сегмент в обуви — это «value for money». Покупая обувь этого уровня, люди понимают, за что, за какие преимущества, они платят деньги. И они знают, что платят не за «понты», а за качество, за комфорт, за технологии. И мы считаем, что в основной своей массе, покупатели среднеценового сегмента не откажутся от своих пристрастий. — Что же будет в таких условиях с обувным ритейлом? — Очевидно, сократится количество магазинов, торгующих обувью. В последние полтора года было устойчивое ощущение избыточности предложения. Подпитываемые ничем не обоснованными заявлениями о том, что в будущем в России будут покупать по 5–7 пар на человека в год (сейчас говорят о потреблении на уровне 2–3 пары в год), люди открывали все новые и новые магазины. Причем чаще всего эти магазины не предлагали ничего нового и уникального. И на сегодня мы по всей стране имеем десятки, а возможно и сотни тысяч магазинов, которые завалены однообразной продукцией. Будут разоряться компании. В первую очередь ритейлеры. Недавно я читал мнение одного из игроков, что легче всего переживут кризис федеральные сети и предприниматели, владеющие 2–3 магазинами. Это не так. Эффективность обувного ритейла никак не завязана на размере бизнеса. Вряд ли в ситуации кризиса мы увидим консолидацию усилий, желание компаний вместе искать выход. Скорее наоборот, будут невыполнения договоренностей, срыв платежей, в общем, игра не по правилам, но по принципу «каждый сам за себя». — Что будет делать ваша компания, чтобы остаться на плаву? — Это комплекс мер. Во-первых, мы пересмотрели коллекцию на следующий сезон. Она стала более консервативной и менее рискованной. Мы оставили только «большие идеи», то есть продукты, за каждым из которых стоит потребность: это будет способствовать продажам. Во-вторых, в регионах, где в связи с кризисом возникли проблемы у ритейла, мы активно ищем альтернативы. Где-то открываем магазины собственной розницы. А в Новосибирске мы даже открыли представительство. И наконец, мы продаем обувь за рубли. Что серьезный аргумент в нашу пользу, если учитывать, что не только в опте, но уже местами и в рознице цены на обувь указывают в евро. — Какие, на ваш взгляд, глобальные меры смогут помочь российским обувщикам в частности и бизнесу в целом выйти из кризисного состояния? — Прежде всего, мы надеемся, что хотя бы сейчас, в ситуации слабого рубля, снижения цен и спроса на нефть и газ, стремительного сокращения золотовалютных запасов, люди наконец-то поймут, что страна, в которой нет производства, является абсолютно беззащитной перед лицом глобальных проблем. Сегодня, когда из-за роста курсов евро и доллара ценник на множество товаров первой необходимости растет, нам нечего противопоставить этому. А ведь очевидно, что если бы российское производство обуви в обычных условиях обеспечивало около половины потребления, то сейчас можно было поднапрячься и выйти на цифру 70-80%. Не говоря уже о том, что в таких условиях импортеры были бы вынуждены удерживать цены в пределах, установленных российскими производителями. А сейчас то, что в 2009 году Ralf Ringer и другие российские производители оставят цены на уровне 2008 года, никак не повлияет на цены обуви из Китая. Просто потому, что китайской обуви на полках российских магазинов в 4 раза больше. Поэтому в среднесрочной перспективе мы видим единственно правильным повышать пошлины на импорт товаров, причем не только обуви, но и одежды, продуктов питания и других товаров. Тем самым будет создаваться дополнительная маржа у отечественных производителей. Производство станет привлекательным для инвесторов, что неминуемо приведет к росту производства в России. Следующим шагом будет рост конкуренции. И финальным аккордом — рост эффективности и снижение ценника. Это единственный путь. И наша компания говорит об этом на протяжении последних трех лет. Нельзя менять нефть на ботинки.

BFM.RU  Наталья Ищенко

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами