Декоративное изображение
5 548

Поделиться

Национализируют ли "Мосмарт"?

 Дмитрий Потапенко, специально для www.retail.ru

На днях «Мосмарт» объявил о техдефолте на 170 млн руб. По этому поводу мне хотелось бы отметить два момента.

Первое - сейчас очень активно обсуждаются мелкими менеджерами компаний-поставщиков неплатежи розничных сетей, в том числе и конкретно «Мосмарта». Между прочим, я являюсь не только ритейлером, но и поставщиком почти всех ведущих розничных сетей (в том числе и «Мосмарта») – они точно также мне должны очень большие деньги. Могу сказать со своей позиции, что вопрос техдефолта «Мосмарта» и дальнейшего реального дефолта — это совершенно ясное и понятное юридическое решение, которое, как я считаю, является элегантнейшей, красивейшей схемой последующей продажи компании на абсолютно стагнирующем рынке продаж и покупок компаний.

Так что компанию «Мосмарт» ждет именно переход права собственности. И собственность эта перейдет, в конечном счете, к государству в лице «Сбербанка».

А что касается вопросов неплатежей «Мосмарта» -  и наблюдаемого по этому поводу «вою» мелких менеджеров компаний-поставщиков, этого «офисного планктона», то это ситуация иная в корне. Приведу простую мысль, которую было бы неплохо обдумать каждому. Встречи первых лиц ритейлеров происходят практически каждые три месяца. Задайте себе вопрос, уважаемые читатели, сколько на этих встречах присутствовало первых лиц, владельцев от сельхозпроизводителей? Ответ будет простой – ноль. На эти встречи пригоняют коммерческих директоров, менеджеров по работе с ключевыми клиентами. Получается, что  люди, которые реально принимают ключевые решения на производстве и планируют его стратегию, сами не знают стратегию своих партнеров и покупателей, потому что именно сети являются покупателями для сельхозпроизводителей. Именно из-за этого сейчас появилось большое предложение услуг коллекторов, антиколлекторов, услуг по входу и выходу из сетей.

Как я уже сказал выше,  дальнейшая судьба «Мосмарта» и других ритейлеров, оказавшихся в подобной ситуации — это дело технического перехода собственности к другому собственнику. Что будет делать этот новый собственник со старыми контрактами и долгами  – возьмет ли он все на себя (что скорее всего и произойдет) или не возьмет долги вообще, это уже стратегия будущего собственника. И каждый должен учесть, что при смене собственника компании старая команда не меняется в течение первых 6 месяцев.

Вот тут я бы хотел отметить второй важный тренд. Я предполагаю, что поскольку собственность переходит к государственному банку, то на базе нескольких таких разорившихся ритейлеров Правительством РФ будет организована, как я ранее уже говорил, компания «РосТорг», по аналогии с «РосАвиа», «РосНефтью», «РосБанк» и т.д. Таким аккуратным методом, через кредиты, сейчас можно национализировать очень многие компании – в том числе и крупных ритейлеров, которые обладают хорошими активами, недвижимостью.

Вчера я был в Новосибирске на конференции, там выступал один из бывших топ-менеджеров ALDI. Его выступление было осмеяно большинством присутствующих там поставщиков, когда он рассказывал о западных схемах смены поставщиков, полного возврата товаров в случае непродажи, полного электронного документооборота, полного кросс-докинга  и т.п. Эта же ситуация повторилась, когда он начал рассказывать о западных схемах работы с кредитами и списанием налогов до полной окупаемости магазинов. Реакция наших ритейлеров была настолько острая, что модератору пришлось остановить «дискуссию».

На сегодня кредитные ресурсы в государственных банках РФ стоят не меньше 25% плюс 1% отката, как правило – заместителю председателя правления. Это обычная схема именно в госбанках, а в коммерческих банках денег нет вообще. Мне сразу вспоминаются слова полугодовой давности Шохина и Примакова о том, что бизнес развиваться с кредитной ставкой более 15% не может в принципе. Это абсолютная правда, на мой взгляд. Поэтому те ритейлеры, которые сегодня вынуждены – а я подчеркиваю, что большинство ритейлеров сегодня вынужденыпокупать кредиты по абсолютно аморальным, завышенным ставкам, завтра имеют возможность прийти к ситуации, которую мы сейчас наблюдаем у «Мосмарта». А уж девальвированный рубль, да чиновничье регулирование и отсутствие собственного сельхозпроизводства по низкой цене добьет окончательно 15%-ную долю сетей на розничном рынке страны. И да будет рынок… точнее Базар.

 Дмитрий Валерьевич Потапенко,

Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».

Обсуждения по теме:

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами