Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Мы стали одними из первых ритейлеров, кто внедрил антимонопольный комплаенс в этом году»
Константин Иванов, руководитель службы внутреннего контроля «ДИКСИ» и спикер Конференции «Управление рисками в ритейле», рассказал CFO Russia про особенности и эффект внедрения антимонопольного комплаенса в его компании.
— Как давно в «ДИКСИ» внедрили антимонопольный комплаенс?
— Проект был начат в конце 2017 года, в середине 2018 года мы получили официальное согласование антимонопольной службы на пакет документов антимонопольного комплаенса в «ДИКСИ». Тогда же мы начали официальные процедуры по имплементации комплаенс-политики.
— Что послужило причиной для внедрения?
— В первую очередь, это необходимость выстраивания эффективного взаимодействия с контролирующими органами. ФАС ужесточила требования к контролю и ответственности торговых сетей в связи с изменениями в Закон о торговле , и цена даже одной «ошибки» может быть очень высока. Мы решили не идти по пути «набивания шишек», а выстроить эффективную систему профилактики нарушений – антимонопольный комплаенс.
Сотрудники должны чётко понимать правила, соблюдать их и осознавать свою ответственность за решения, которые они принимают в течение рабочего дня. Кроме того, эта инициатива продолжила традиции этичного ведения бизнеса, когда компания ведёт открытый и честный диалог со всеми заинтересованными сторонами – покупателями, поставщиками и производителями товаров, а также регулятором.
— На какие этапы делилось внедрение?
— На несколько этапов. Опираясь на международные стандарты и лучшие мировые практики, первоначально мы провели большую работу по анализу всех бизнес-процессов компании и оценке возможных рисков. С учётом полученных результатов разработали правила и контрольные процедуры.
Антимонопольный комплаенс — это система мер, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства сотрудниками внутри компании, которая помогает выстроить определенную культуру поведения на рынке.
Это целый пакет документов, который включает в себя антимонопольную политику, регламенты, касающиеся соблюдения антимонопольных норм Закона о торговле, матрицу антимонопольных рисков, а также Положение об анализе антимонопольных рисков и так далее. Абсолютно все эти документы прошли экспертизу учебно-методического центра ФАС России и получили одобрение регулятора. После этого они были утверждены советом директоров компании.
Параллельно с этой работой проводилось масштабное обучение сотрудников, отвечающих за развитие, закупки, маркетинг и другие наиболее рисковые области, с участием специалистов ФАС России.
Комплекс проделанных мероприятий дает нам определенную уверенность в том, что компания идентифицировала все риски и максимально их контролирует, и при этом сама система антимонопольного комплаенса соответствует законодательству и требованиям регулятора. Наша компания стала одной из первых, кто осуществил такую интеграцию в области ритейла.
— С какими сложностями вы столкнулись при внедрении?
— Во-первых, поскольку компания внедрила эту систему одной из первых в отрасли, то доступ к лучшим практикам и рекомендациям по отраслевому профилю был ограничен. Эту сложность мы преодолели с помощью метода «глубокого погружения» в бизнес-процессы, а также получив поддержку экспертов учебно-методического центра ФАС России, имеющих большой опыт внедрения антимонопольного комплаенса в других отраслях.
Во-вторых, комплаенс — это не только очередной свод правил, а во многом вопрос корпоративной культуры, которую необходимо прививать и развивать. А на это требуется время. Люди должны быть осведомлены о последствиях неправильных действий и решений, которые выходят за рамки действующего законодательства (включая электронную переписку и телефонное общение), и сознательно делать свой выбор в пользу законных и честных поступков. Своим сотрудникам мы стремимся донести их важную персональную роль в построении и функционировании комплаенс-системы.
В-третьих, внедрение и использование антимонопольного комплаенса — это масштабная работа, которая должна быть хорошо продуманной и управляемой. Закон о торговле установил для ритейлеров строгие ограничения либо обязанности по вопросам информационного взаимодействия и коммуникации, порядку оказания маркетинговых и иных услуг, источников и структуры доходов и прочее.
Мы как современная и активная компания продумываем, каким образом скажется на наших проектах так называемый «цифровой» пятый антимонопольный пакет. Но мы верим в успех и осознаём свою ответственность, поскольку мы — пионеры в отрасли, и наш опыт, безусловно, будет оцениваться другими игроками рынка.
— Какой эффект получила ваша компания на данный момент от внедрения?
— Главный достигнутый эффект — это налаженный конструктивный диалог с регулятором. Мы стали лучше понимать не только букву, но и дух законодательных требований, что позволяет нам эффективнее выстраивать систему соответствия. В то же время это двусторонняя связь, у нас есть уникальная возможность донести проблемы отрасли непосредственно до регулятора и получить его мнение по наиболее острым вопросам.
— Есть ли у вас какие-то цели в развитии в данном направлении?
— Главная цель, к которой мы стремимся, — это открытые, партнерские взаимоотношения с поставщиками и контролирующими органами. Мы, по сути, создали внутри себя систему, которая позволяет сказать: «Мы прозрачны, понимаем вектор нашего развития, и он находится в рамках действующего законодательства». Мы стремимся исключить нарушения, но если они происходят, мы не будем замалчивать и прилагать усилия к их сокрытию, а будем оперативно их устранять в рамках совместной работы со всеми заинтересованными сторонами. Это главный результат внедрения, от которого в конечном итоге выигрывают все.
Материал подготовлен в рамках конференции «Управление рисками в ритейле».
Анастасия Алешина, Алиса Попова, www.cfo-russia.ru
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.