Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
«Мы стали одними из первых ритейлеров, кто внедрил антимонопольный комплаенс в этом году»
Константин Иванов, руководитель службы внутреннего контроля «ДИКСИ» и спикер Конференции «Управление рисками в ритейле», рассказал CFO Russia про особенности и эффект внедрения антимонопольного комплаенса в его компании.
— Как давно в «ДИКСИ» внедрили антимонопольный комплаенс?
— Проект был начат в конце 2017 года, в середине 2018 года мы получили официальное согласование антимонопольной службы на пакет документов антимонопольного комплаенса в «ДИКСИ». Тогда же мы начали официальные процедуры по имплементации комплаенс-политики.
— Что послужило причиной для внедрения?
— В первую очередь, это необходимость выстраивания эффективного взаимодействия с контролирующими органами. ФАС ужесточила требования к контролю и ответственности торговых сетей в связи с изменениями в Закон о торговле , и цена даже одной «ошибки» может быть очень высока. Мы решили не идти по пути «набивания шишек», а выстроить эффективную систему профилактики нарушений – антимонопольный комплаенс.
Сотрудники должны чётко понимать правила, соблюдать их и осознавать свою ответственность за решения, которые они принимают в течение рабочего дня. Кроме того, эта инициатива продолжила традиции этичного ведения бизнеса, когда компания ведёт открытый и честный диалог со всеми заинтересованными сторонами – покупателями, поставщиками и производителями товаров, а также регулятором.
— На какие этапы делилось внедрение?
— На несколько этапов. Опираясь на международные стандарты и лучшие мировые практики, первоначально мы провели большую работу по анализу всех бизнес-процессов компании и оценке возможных рисков. С учётом полученных результатов разработали правила и контрольные процедуры.
Антимонопольный комплаенс — это система мер, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства сотрудниками внутри компании, которая помогает выстроить определенную культуру поведения на рынке.
Это целый пакет документов, который включает в себя антимонопольную политику, регламенты, касающиеся соблюдения антимонопольных норм Закона о торговле, матрицу антимонопольных рисков, а также Положение об анализе антимонопольных рисков и так далее. Абсолютно все эти документы прошли экспертизу учебно-методического центра ФАС России и получили одобрение регулятора. После этого они были утверждены советом директоров компании.
Параллельно с этой работой проводилось масштабное обучение сотрудников, отвечающих за развитие, закупки, маркетинг и другие наиболее рисковые области, с участием специалистов ФАС России.
Комплекс проделанных мероприятий дает нам определенную уверенность в том, что компания идентифицировала все риски и максимально их контролирует, и при этом сама система антимонопольного комплаенса соответствует законодательству и требованиям регулятора. Наша компания стала одной из первых, кто осуществил такую интеграцию в области ритейла.
— С какими сложностями вы столкнулись при внедрении?
— Во-первых, поскольку компания внедрила эту систему одной из первых в отрасли, то доступ к лучшим практикам и рекомендациям по отраслевому профилю был ограничен. Эту сложность мы преодолели с помощью метода «глубокого погружения» в бизнес-процессы, а также получив поддержку экспертов учебно-методического центра ФАС России, имеющих большой опыт внедрения антимонопольного комплаенса в других отраслях.
Во-вторых, комплаенс — это не только очередной свод правил, а во многом вопрос корпоративной культуры, которую необходимо прививать и развивать. А на это требуется время. Люди должны быть осведомлены о последствиях неправильных действий и решений, которые выходят за рамки действующего законодательства (включая электронную переписку и телефонное общение), и сознательно делать свой выбор в пользу законных и честных поступков. Своим сотрудникам мы стремимся донести их важную персональную роль в построении и функционировании комплаенс-системы.
В-третьих, внедрение и использование антимонопольного комплаенса — это масштабная работа, которая должна быть хорошо продуманной и управляемой. Закон о торговле установил для ритейлеров строгие ограничения либо обязанности по вопросам информационного взаимодействия и коммуникации, порядку оказания маркетинговых и иных услуг, источников и структуры доходов и прочее.
Мы как современная и активная компания продумываем, каким образом скажется на наших проектах так называемый «цифровой» пятый антимонопольный пакет. Но мы верим в успех и осознаём свою ответственность, поскольку мы — пионеры в отрасли, и наш опыт, безусловно, будет оцениваться другими игроками рынка.
— Какой эффект получила ваша компания на данный момент от внедрения?
— Главный достигнутый эффект — это налаженный конструктивный диалог с регулятором. Мы стали лучше понимать не только букву, но и дух законодательных требований, что позволяет нам эффективнее выстраивать систему соответствия. В то же время это двусторонняя связь, у нас есть уникальная возможность донести проблемы отрасли непосредственно до регулятора и получить его мнение по наиболее острым вопросам.
— Есть ли у вас какие-то цели в развитии в данном направлении?
— Главная цель, к которой мы стремимся, — это открытые, партнерские взаимоотношения с поставщиками и контролирующими органами. Мы, по сути, создали внутри себя систему, которая позволяет сказать: «Мы прозрачны, понимаем вектор нашего развития, и он находится в рамках действующего законодательства». Мы стремимся исключить нарушения, но если они происходят, мы не будем замалчивать и прилагать усилия к их сокрытию, а будем оперативно их устранять в рамках совместной работы со всеми заинтересованными сторонами. Это главный результат внедрения, от которого в конечном итоге выигрывают все.
Материал подготовлен в рамках конференции «Управление рисками в ритейле».
Анастасия Алешина, Алиса Попова, www.cfo-russia.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?