Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Мы попали в сети…
Развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан
журнал «Новости торговли», Уфа
Местные держат марку
В настоящее время в Республике Башкортостан работает более ста сетевых структур, из них около 70 процентов – продовольственные, и продолжается их активное развитие. Особенностью региона является то, что местные сети сосуществуют и довольно успешно конкурируют с федеральными и зарубежными.
Во-первых, это сеть супермаркетов «Матрица» компании «Универсал-Трейдинг», начавшая освоение рынка РБ в 2001 году. Именно благодаря «Матрице» жители республики получили представление о современных форматах торговли, когда все покупки, включая ряд товаров непродовольственной группы, можно сделать в одном месте, в комфортных условиях. Компания много делает для формирования лояльности покупателя: это высокий уровень обслуживания, ассортимент до 20 тысяч наименований, дисконтные карты, собственные цеха по производству салатов, полуфабрикатов, выпечки, скидки на отдельные группы товаров, промо-акции различных брэндов. Сейчас в сети 25 супермаркетов в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, Туймазах и три гипермаркета в Уфе, Москве и Октябрьском, а в планах на текущий год открытие 18 магазинов в Самаре, Казани, Оренбурге, Перми, Челябинске и других городах. Кстати, хорошо знакомые жителям республики сеть по продаже алкогольных напитков «Мастер вин» и сеть магазинов эконом-класса «Оптимаркет» также являются частью холдинга «Матрица».
Доля компании на розничном рынке республики оценивается в 15-20 процентов, на оптовом — в 65 процентов. «Матрица» демонстрирует хорошие темпы роста выручки (порядка 50 процентов в прошлом году) и одну из самых высоких операционных рентабельностей среди региональных ритейлеров (по информации ГК «Регион»). С 2001 года 26 эконом-магазинов «Полушка» в Уфе, 40 – по республике и 56 – за её пределами (в Перми, Самаре, Челябинске, Оренбурге, Ульяновске и других городах) открыла компания «Форвард». Сеть делает ставку на экстенсивное развитие. Только в 2006 году было открыто 55 магазинов, а к середине 2007 года их общее количество достигнет 106. Козырь компании — низкие цены на товары отечественного производителя. Большое количество магазинов помогает достигнуть крупных объёмов закупок, которые позволяют удерживать цены на минимальном уровне.
Федеральный брэнд «Пятёрочка», франшизу которого приобрела уфимская компания «Салют-Торг», появился в Башкортостане в 2003 году. Сейчас это порядка 80 универсамов по всей республике и два супермаркета в Уфе (в Зелёной Роще и Черниковке), работающих под девизом: «Гарантия качества. Низкие цены». Компания известна своей демократичностью, серьёзным отношением к подготовке персонала, а также социальной ответственностью. Например, в настоящее время участвует в акции «Счастье – это я!», направленной на то, чтобы ребята из детских домов обрели семьи.
Следует упомянуть также таких местных операторов, работающих в формате «у дома», как «Ярмарка» (ООО «Натуральные продукты», 25 магазинов по республике) и компания «Фурор» (шесть магазинов в Уфе). Магазины последней имеют разные названия: «Аксаковский», «Нижегородский», «Троицкий» и различные ассортиментные линейки в зависимости от расположения. Прилавочная система торговли отличает их от других сетевых объектов столицы.
В городах республики, помимо федеральных и региональных, развиваются локальные сети.
На западе республики это «Апельсин» группы компаний «Дуэт», открывшей пять магазинов в Октябрьском и один в Туймазах. Сеть хорошо известна в регионе, и её руководители уже не раз получали предложения развивать свой бизнес в других городах республики и за её пределами, но пока они предпочитают осваивать местный рынок. Причины популярности сети — в хорошем знании местной специфики, во внимании к социальным аспектам, в уважении к своим землякам, независимо от уровня их доходов.
На юге Башкортостана это «Семёрочка», занимающая 40 процентов ритейла в Стерлитамаке и работающая также в Салавате и Ишимбае. Начав свою деятельность в сегменте эконом-класса города Стерлитамака, в этом году сеть стремительно вышла на рынок Уфы под брэндом «Тэмле» и теперь позиционируется как первая розничная сеть с национальным колоритом. Также в Стерлитамаке действуют локальные сети «7 копеек» и «Ансат».
В Нефтекамске в сетевом формате работают магазины «Садко», в Белебее – «Айсберг».
Причины активного развития именно местных сетей в Башкортостане мы видим в наличии у населения средств, которые оно вкладывает в бизнес, в хорошем потенциале республиканских производителей, а также в сохранении прежних торговых структур типа «Горпродторг», которые трансформировались в сети.
Не секрет, что для властей и контролирующих органов гораздо удобнее работать с местными сетями. Руководство федеральных и зарубежных компаний находится за тысячи километров, там же трудится и целый штат юристов. Поэтому любое решение принимается после длительных согласований, а привлечь такую структуру к ответственности в случае каких-либо нарушений иногда бывает довольно сложно.
Местные сети лучше знают специфику покупателя, его потребности, но им не хватает лоска. Естественно, что владельцы и консультанты федеральных и иностранных сетей вооружены богатым опытом многолетних маркетинговых исследований. По большому счёту, психология покупателя в Чикаго мало чем отличается от психологии покупателя в Уфе или Салавате. Просто тот путь, который торговля Европы и Америки прошла за десятилетия, мы проходим немного более быстрыми темпами.
«Федералы» и «иностранцы»
Крупнейшей федеральной сетью, представленной в Башкортостане, является «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Два республиканских филиала компании объединяют более 40 магазинов эконом-класса. Кроме того, с 2003 года в Уфе появилось два универсама «Патэрсон».
Башкортостан является инвестиционно привлекательным регионом, поэтому всё больший интерес к ней проявляют торговые структуры соседних областей. Сегмент магазинов эконом-класса пополнился екатеринбургской «Монеткой», а челябинская «Незабудка» открыла в республике четыре магазина, а также гипермаркет «Дар-сити» в Уфе. Пермская компания «НормаН-Виват» заявила о своих планах открыть супермаркет в Уфе в одном из строящихся торговых центров.
Первой зарубежной сетью, вышедшей на республиканский рынок, стала немецкая «МЭТРО Кэш энд Кэрри» (2005 год). Буквально по соседству ведётся строительство ещё двух мега-объектов: торгово-развлекательного комплекса «О!МЕГА» в Чесноковке и магазина ИКЕА в комплексе с семейным торговым центром МЕГА. Идея загородного молла прекрасно работает в Москве и Санкт-Петербурге, но будут ли эти объекты востребованы в условиях республики, зависит от того, насколько уровень платежеспособности населения будет поспевать за ростом торговых площадей. Ведь основные посетители подобных объектов – люди с высокими и средними доходами, имеющие личный автотранспорт. Какие продовольственные операторы расположатся в этих объектах, пока неизвестно.
В 2006 году турецкая компания «Раменка» открыла супермаркет «Рамстор» в Центре торговли и развлечений «Мир», а через год – ещё один в торгово-деловом центре «Александровский пассаж».
Ожидается приход крупных сетевых операторов, таких как «Перекрёсток» («Центральный рынок»), «Седьмой континент», выражают желание присутствовать на уфимском рынке «Лента», «Ашан» (Auchan) и «Карфур»(Carrefour). При этом в последнее время эксперты отмечают, что продуктовые операторы теряют свою значимость для торговых центров — в западной практике управления недвижимостью продуктовый магазин вообще не считается обязательным для торгового центра. 80 процентов посетителей приходят туда не за продуктами, хотя 60 процентов обязательно заходят в супер/гипермаркет.
Место красит ритейлера
Сетям пока довольно успешно удаётся делить рынок, так как каждая из них занимает свою нишу и, если использовать каламбур, знает своё место. «Рамстор» расположился в двух самых престижных и дорогих с точки зрения аренды торговых центрах столицы республики: в «Александровском пассаже» (в деловом и историческом центре города) и ЦТиР «Мир» (ближе к центру географическому). Супермаркеты «Матрица» находятся на красных линиях, а эконом-магазины – внутри жилых районов и на окраинах. Магазины «у дома», как им и положено, в шаговой доступности, а для гипермаркетов важны хорошие подъездные пути и просторная, удобная парковка, поэтому они размещаются в стороне от жилья.
Для большинства сетевых структур интерес представляют крупные города, а также города с высоким уровнем доходов населения. Однако сети магазинов эконом-класса не обходят вниманием и небольшие населённые пункты, особенно расположенные по соседству с мегаполисами. Например, «Полушка» открыла свои магазины в Благовещенске, Иглино, Красноусольском, Давлеканово, Чишмах, «Пятёрочка» — в Бирске, Кушнаренково, Красной Башкирии.
Практически не охвачен продовольственными сетевыми структурами такой крупный город как Белорецк (около 70 тысяч жителей). Единственная сеть, которая в нём представлена – это «Магнит». Причины этого, вероятно, следует искать в низкой покупательной способности населения, политике городских властей, а также в удалённости города от больших транспортных магистралей.
В любом сетевом объекте, будь это гипермаркет или магазин «у дома», широко представлены товары местных производителей, таких как «Алексеевский», «Рощинский», «Башспирт», «Уфимский мясоконсервный комбинат», «Уфамолагропром», Туймазинский мясокомбинат «Сава» и другие, ведь, согласно опросам, порядка 80 процентов населения предпочитает именно «местные» продукты. А вот что касается небольших компаний и индивидуальных предпринимателей республики, то они нередко сталкиваются с трудностями, пытаясь наладить сотрудничество с сетями. С ростом конкуренции продуктовые операторы будут больше заинтересованы в расширении ассортимента, и тогда, возможно, будут найдены пути решения этих проблем.
Перспективы
Учитывая, что в ближайшее время будет снесён ряд рынков и продолжится снос киосков, ситуация для развития сетевого ритейла в республике складывается благоприятная. Но это не значит, что успехом будет пользоваться любой объект. Основная клиентура уходящих в прошлое «базарчиков» – люди с достатком ниже среднего, чаще пожилые. Их привлекают низкие цены, прилавочная система торговли, товары местных производителей. С другой стороны, доходы населения растут, появляется покупатель более требовательный и искушённый, желающий получить за свои деньги качественный товар и высокий уровень обслуживания.
Всё больше жителей республики перенимают западную привычку закупать товары на неделю-месяц. Одни для этой цели предпочитают отправиться на рынок, другие – в «МЭТРО Кэш энд Кэрри», третьи – в торгово-развлекательный центр, где покупки можно совместить с отдыхом и посещением кафе или ресторана.
Однако, как ни планируй, всегда есть ряд товаров, которые приходится приобретать ежедневно, да и от внезапного прихода гостей или других неожиданностей никто не застрахован. Не очень удобно за пакетом молока или пачкой сигарет бежать в супермаркет. Киоски и павильоны, несмотря на все их недостатки, неплохо справлялись с этой задачей, поэтому их снос нередко вызывает отрицательную реакцию не только у владельцев, но и у населения.
Следовательно, формат «у дома» в ближайшее время ожидает настоящий расцвет. Причём востребованы будут не только магазины самообслуживания, но и привычная прилавочная система. Продавцы в таких магазинах обычно знают своих покупателей в лицо, между ними устанавливаются почти родственные отношения, невозможные во всяких «гипер» и «супер». Только здесь можно совершить небольшую покупку за пять минут. В супермаркете за это время вы, скорее всего, только доберётесь до нужного отдела. А набрав по дороге к кассе полную тележку по принципу «всё равно пригодится» и отстояв очередь, рискуете обнаружить, что именно хлеб, за которым вы, собственно, и заходили, в этой тележке отсутствует.
После аскетизма советского периода не удивительно, что наш покупатель согласен переплачивать за комфорт, богатство ассортимента, кондиционеры и праздничную атмосферу шопинга. Однако, в Европе уже долгие годы успехом пользуются магазины, работающие в формате «жёсткого» дискаунта типа Aldi, и очевидно, что в России данный вид ритейла найдёт своего покупателя. Нашим бизнесменам следует обратить внимание на этот формат, так как он позволяет охватить не только малообеспеченные слои населения, но и солидный процент более богатых граждан, умеющих ценить каждую копейку и не желающих выбрасывать деньги на ветер. При этом надо учитывать, что, для того чтобы зарабатывать на этом поле, надо обладать поистине немецкой пунктуальностью, ответственностью и честностью.
Всё большее распространение в сетевых магазинах приобретает группа непродовольственных товаров ( non-food ), в некоторых она достигает 40 процентов. Это ещё одно перспективное направление для развития нашего ритейла. В республике пока не представлен формат торговли типа «Утконос», когда покупатель по каталогу заказывает доставку товаров в магазине у дома. При достаточно большом объёме заказа это выгоднее, чем посещение загородного молла или рынка на автомобиле, а уж об экономии времени и сил и говорить нечего.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан идёт быстрыми темпами. При этом даже рынок Уфы и крупных городов далёк от насыщения. Востребованными в ближайшие годы будут магазины «у дома», эконом-класса, гипермаркеты. В связи со строительством жилых кварталов и микрорайонов, коттеджных посёлков, крупных промышленных, культурных, спортивных объектов, вводом в эксплуатацию новых транспортных магистралей, будут появляться и новые перспективные для ритейла территории.
Продовольственные сети в городах Республики Башкортостан
Альфия Тедикова Журнал «Новости торговли», Уфа, № 4-5
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?