Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Михаил Белоусов, «Велес Экспресс»: «Использование АДМ позволяет экономить на инкассации»
В 2022 году объем наличной выручки российских розничных компаний серьезно вырос. Для ритейлеров это означает дополнительные расходы на обеспечение безопасности и инкассацию. Инкассаторские компании уже анонсировали рост тарифов на услуги. Обеспечить необходимый баланс между удобством, безопасностью и стоимостью услуг по обработке наличных может использование автоматических депозитных машин, уверен Михаил Белоусов, директор инкассаторской компании «Велес Экспресс».
– В 2022 году крупнейшие российские инкассаторские компании объявили о том, что будут повышать тарифы. Причем кто-то на 15–20%, а кто-то и на 200%. Почему тарифы растут так неравномерно? Из чего складывается стоимость инкассации?
– Отрасль инкассации опоздала с повышением тарифов. Это надо было делать раньше, до того, как число участников на рынке сократилось до минимума. Сегодня выбор компании-перевозчика невелик, практически все банки отказались от собственных инкассаторских подразделений. Если бы тарифы начали расти раньше, сейчас на рынке инкассаторских услуг было больше участников.
Рост тарифов неизбежен: за последнее время значительно подорожали как сами автомобили, так и запчасти к ним. Стоимость заезда инкассаторов сейчас практически равна стоимости вызова курьера. Но при этом курьер приезжает на метро, а инкассаторы – на бронированной машине и с оружием.
Маржинальность этого бизнеса минимальна, и, чтобы сделать его эффективным, нужны автоматизация, дополнительные сервисы для клиентов, удобство и скорость обслуживания.
Еще недавно стоимость заезда инкассаторов в среднем составляла примерно 350–360 рублей, сейчас она выросла до 500 рублей. Многие инкассаторские компании стали вводить минимальную сумму договора – 5000 рублей в месяц. Иногда у нас бывает всплеск числа заказов, а ресурсов для того, чтобы их выполнить, не хватает. Мы работаем по фиксированному тарифу, потому что заключаем договоры по результатам открытых тендеров, и не можем, подобно службе такси, менять их в зависимости от спроса.
– В последние месяцы тренд на рост популярности безналичных платежей развернулся в противоположную сторону: наличные снова в моде, даже среди такой «цифровой» аудитории, как молодежь. Что будет с наличными в ближайшие 5–10 лет?
– Наличные никуда не исчезнут. Центральный банк выпустил новые банкноты, а значит, он уверен, что они пригодятся. Я в отрасли 21 год, и каждый год думаю, что еще десять лет –и мы откажемся от наличных и превратимся в Швецию по уровню безналичных платежей. Правда, когда я приезжаю в Швецию, выясняется, что и там до сих пор платят наличными. Думаю, у нас будет так же.
Сейчас обработка наличных обходится немного дешевле, чем эквайринг. Сможет ли конкурировать с эквайрингом система быстрых платежей, пока непонятно, ведь для ее повсеместного использования нужно расширять серверное пространство, обеспечивать защиту данных, а с этим сейчас проблемы.
– В феврале-марте этого года инкассаторская отрасль столкнулась с вызовом – надо было обеспечить наличие купюр в банкоматах, чтобы избежать паники. Удалось ли удовлетворить спрос населения на наличные деньги?
– Наша компания обслуживает преимущественно банки, которые активно работают с физлицами, поэтому мы на собственном опыте ощутили всю сложность ситуации. Закупили дополнительно 14 машин, через два дня запустили их в работу. Вызвали всех сотрудников из отпусков. Для того чтобы банкоматы работали непрерывно, ставили машины возле крупных торговых центров, где много банкоматов, и постоянно их «перезаряжали». Благодаря этому уже через неделю очереди у банкоматов стали сокращаться: люди поняли, что опасности остаться без наличных не существует.
– Сняв наличные в банкоматах, люди понесли их в магазины. Объем наличной выручки в ритейле резко вырос. Как он справился с этой ситуацией?
– В выигрыше оказались те, кто заранее установил автоматизированные депозитные машины (АДМ). Работают они по-разному. Крупный ритейл использует одно устройство на одну торговую площадь, одно юридическое лицо. Также есть возможность подключить АДМ к нескольким счетам.
Если АДМ подключена к банку онлайн, то через 2–3 минуты после внесения в нее наличных деньги зачисляются на счет. Устройство можно использовать и в офлайн-режиме. В этом случае кассир вносит деньги в машину, в свое время производится инкассация, наличные сдаются в банк, и только потом происходит зачисление на счет.
В любом случае АДМ – это удобно для клиента. Во-первых, он снимает с себя ответственность за хранение наличных. Во-вторых, депозитная машина – эффективное средство борьбы с кражами, причем не только с внешними, но и с внутренними. Устройство осуществляет два вида мониторинга: финансовый и технический. В случае финансового мониторинга казначей небольшой сети, например 8–10 магазинов, устанавливает, что каждый из них должен оставлять в кассе не более 20 тыс. рублей, а остальные хранить в АДМ. И это защищает от хищений – известны случаи, когда кассир несколько раз отказывался от услуг инкассации, собирал в кассе наличные, а затем пропадал вместе с ними. Доля таких краж — около 27% от общего числа. И депозитная машина идеально решает эту проблему: казначей в режиме онлайн видит, сколько чеков пробито на кассе и сколько денег внесено в АДМ.
– Получается, что АДМ – конкурент классической инкассации?
– Не конкурент, а партнер, потому что дает возможность осуществлять инкассацию в удобное время. При классической инкассации клиенты заказывают машину, как правило, на период с 17.00 до 21.30. А это пробки, самый большой поток посетителей и связанные с этим задержки на объекте. АДМ позволяет проводить инкассацию в любое время, и это огромный плюс.
Приведу пример. Наша компания обслуживает небольшие населенные пункты в Костромской области, где есть один банкомат, автозаправка, небольшой магазин. Раньше инкассаторам приходилось ездить туда 2–3 раза в неделю, потому что магазин регулярно грабили. Сейчас в магазине есть АДМ, в ней установлена сигнализация, она застрахована. Деньги поступают на счет в режиме онлайн.
– Какую долю рынка занимают депозитные машины сейчас и как вы видите их будущее?
– Сейчас, по моим оценкам, АДМ занимают около половины рынка. Думаю, через 2–3 года они появятся почти у всех ритейлеров.
– Как могут повлиять на темпы распространения АДМ участники рынка?
– Надо рассказывать о возможностях депозитных машин владельцам бизнеса, финансовым директорам, казначеям – многие из них до сих пор ничего не знают о технологии. Кроме того, АДМ очень удобны и для владельцев небольшого бизнеса, например, индивидуальных предпринимателей.
Приведу пример. Сорок предпринимателей, работающих по франшизе, установили в офисе депозитную машину, завели в ней банковские счета для всех участников и теперь привозят в нее выручку курьерами. Купить АДМ оказалось значительно выгоднее, чем заказывать инкассацию на все торговые мини-точки или самостоятельно привозить деньги в банк. Расчеты показали, что классическая инкассация 40 торговых точек обойдется в 600 тыс. рублей в год. А с АДМ затраты составят около 50–60 тыс. рублей. Экономия больше, чем в 10 раз.
Так что банкам надо активнее работать с клиентами, просвещать их, и тогда направление АДМ будет активно развиваться.
Retail.ru
Читайте также:
Новые тренды управления денежными потоками
Денежные потоки в ритейле: как правильно работать с наличной выручкой?
Алексей Кабанов, «Росинкас»: «Тарифы на инкассацию вырастут минимум на 20%»
Современная обработка наличной выручки: мнение бизнеса
«Стройландия» перешла на онлайн-инкассацию и АДМ
Кэш-бум: как гипермаркеты «Маяк» обслуживают большой поток наличных
Константин Иванов, «Дикси»: «Наличные в рознице обслуживать легче и дешевле, чем безнал»
Для чего американская сеть пиццерий «Папа Джонс» внедряет онлайн-инкассацию с помощью АДМ?
Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.