Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Media-Saturn Russia готовит кадровый резерв
Retail.ru: По каким причинам программа была начата? Какова ее основная цель?
Анна Трофимова: Программа IRM (International Retail Management, Управление в области розничной торговли) разработана компанией Media-Saturn-Holding GmbH совместно с Университетом Прикладных Наук в г. Ингольштадте. Программа аккредитована Министерством Образования Германии и подразумевает получение степени бакалавра. Образовательная программа IRM стартовала в 2005 году на немецком языке, с 2009 года обучение проходит на английском языке. Российское подразделение Media-Saturn Russia присоединилось к IRM с 2009 года.
Актуальность программы IRM состоит в том, что в российских вузах отсутствуют программы высшего образования в области менеджмента розничной торговли – есть программы подготовки специалистов в области торговли, где ритейлу уделяется незначительное внимание. Обучение по программе IRM имеет четкую практическую направленность. Преподаватели университета и специалисты холдинга Media-Saturn проводят семинары, организуют рабочие группы, а в период каникул студенты проходят стажировку в различных подразделениях компании.
Основная цель программы – в связи с активной экспансией сетей Media Markt и Saturn в России подготовить кадровый резерв. Речь идет о молодых высококвалифицированных специалистах в области розничной торговли, которые будут обладать уникальной академической базой и лучшим мировым опытом по управлению розничными сетями, а также будут транслировать лучшие практики представительств компании в других странах присутствия Холдинга, в т.ч. в России.
Retail.ru: Какие условия участия в программе? Кто может стать вашим студентом?
Анна Трофимова: Основные требования для участников – это возраст от 18 до 28 лет и знание английского языка на уровне не ниже Upper Intermediate. К участию в конкурсе допускаются сотрудники Media-Saturn Russia, проработавшие в компании не менее 3-х месяцев (внутренний набор), а также российские студенты, проучившиеся не менее 4-х семестров в одном из российских вузов по специальностям: экономика, финансы, бухгалтерия, аудит, маркетинг, мерчендайзинг, коммерция, международная торговля, бизнес-администрирование, менеджмент (внешний набор).
Количество студентов внешнего и внутреннего набора от каждой страны утверждается ежегодно Дирекцией компании. На набор 2012 года квота для России – 2 места (1 внутренний сотрудник, 1 внешний кандидат)
Конкурс проводится в несколько этапов:
1. Заявка на английском языке: резюме или автобиография, эссе на заданную тему и сопроводительное письмо.
2. Интервью с менеджером по подбору персонала в центральном офисе Media-Saturn Russia.
3. eAssessment: cотрудники по подбору персонала организуют для кандидатов тестирование через онлайн-систему и информируют их о том, когда им будет назначено это тестирование. Тестирование проходит с любого компьютера с доступом в интернет. Кандидат получает ссылку для доступа, а также логин и пароль. Он должен в течение одной недели выполнить тестирование. Время выполнения ограничено – 1,5 часа. Прерывать тестирование нельзя. Обработка результатов проводится автоматически компьютерной системой. Тест состоит из 7 субтестов – Diagram analysis, Actual-Theoretical Comparison, Number Series, Math Problems, English Tests, Stamina, Learning Motivation. Система подсчитывает результат по каждому субтесту, а также выводит общий результат тестирования.
4. Телефонное интервью на английском языке с сотрудниками штаб-квартиры Media Markt в Ингольштадте.
5. Тест TOEFL на знание английского языка. Этот тест является обязательным при поступлении в большинство зарубежных вузов, в которых обучение проводится на английском языке. Экзамен TOEFL проходит в одном из специализированных центров на территории РФ. Тестирование организует и оплачивает компания Media-Saturn Russia.
Retail.ru: Выплачивается ли студентам стипендия во время обучения? Каковы их финансовые затраты на время прохождения программы?
Анна Трофимова: Прошедшим отбор компания оплачивает прохождение теста TOEFL, обучение в Германии (542 евро за семестр), перелет из России в Германию и обратно (4 перелета в год), оформление визы и предоставляет ежемесячную стипендия в размере 1000 евро.
Студент, со своей стороны, оплачивает проживание (около 450 евро за месяц) и страховку (65 евро в месяц).
Студент подписывает с Media-Saturn-Holding трудовой договор. Чтобы иметь основания для прохождения практики, студент числится как Intern в холдинге. Одним из условий трудового договора является обязательная отработка в компании в течение определенного срока после выпуска. Речь может идти о любом подразделении компании, в том числе в любой из стран присутствия. В случае если студент выбывает из программы по неуважительной причине (например, провал экзаменов, отказ от обучения) или увольняется до истечения определенного срока после выпуска, то он обязан возместить холдингу стоимость обучения в вузе, которая рассчитывается пропорционально отработанному времени (а до окончания программы – полностью). Возвращаются только затраты на обучение, в то время как стипендия не подлежит возврату (стипендия – это заработная плата, поскольку студент во время обучения проходит практику в холдинге, а практика не может быть неоплачиваемой по законодательству Германии). В случае если сотрудник не сдает экзамены, он имеет право на пересдачу, в том числе, он может пройти повторно курс лекций с другой группой. Количество пересдач ограничено и определяется правилами вуза и законодательством в области образования Германии.
Retail.ru: Насколько востребована программа среди российских студентов? Каков конкурс?
Анна Трофимова: Количество обращений и конкурс на 1 место для участия в программе: около 100 писем и 50 звонков – интерес к программе в 2009 году от внешних кандидатов. В 2010 и 2011 – 45 писем и 20 звонков. По самим заявкам конкурс в первый год запуска программы в России был 30 чел на место, далее в 2010 году среди сотрудников – 15 чел. на место, в 2011 году – 20 чел. на место. Данные по набору 2012 года будут после 10 марта.
Retail.ru: Сколько сотрудников пришло в компанию по результатам программы? На какие позиции они назначаются после прохождения обучения?
Анна Трофимова: Первый выпуск будет в 2013 году. Возможные должности в компании – уровень младшего специалиста или специалиста в одном из отделов Центрального офиса, либо уровень руководителя торгового (административного) отдела на обучении в одном из магазинов (или заместителя руководителя отдела).
Retail.ru: Возможно ли трудоустройство за рубежом после прохождения программы?
Анна Трофимова: Да, после обучения студенты могут работать в любой стране присутствия холдинга Media-Saturn.
Retail.ru: Каковы затраты компании на обучение одного студента по этой программе? Как компания их компенсирует?
Анна Трофимова: Вот расходы, которые оплачивает Media-Saturn Russia:
Прохождение теста TOEFL
Обучение (542 евро за семестр)
Перелёт из России в Германию и обратно
Оформление визы
Ежемесячная стипендия в размере 1000 евро
Несмотря на инвестиции в программу IRM со стороны Media-Saturn Russia (ежемесячная стипендия студентам), проект не является убыточным. 3 464 000 руб. – это экономическая эффективность внедрения программы для Media-Saturn Russia в среднесрочной перспективе (с учетом первых 3-х выпусков). Во внимание берется только экономия прямых расходов в области HR.
Расчет экономической эффективности внедрения программы IRM
– Во время прохождения практики студенты – это, по сути, временный персонал.
– Они экономят компании 1 296 000 руб. (8 чел. х 9 мес. х 18000 руб.) + экономия времени рекрутеров на поиск доп. персонала
– После завершения учебы студенты будут работать в компании на уровне среднего управленческого звена.
– Это позволит сэкономить компании 2 168 000 руб. (при средней з/п в 70 000 руб. в мес. Затраты на рекрутмент через агентство – 193 000 руб. + координация со стороны MSR ≈10 000 р., реклама – 5 000 руб., потери при адаптации 30% в мес.х3 мес. – 21 000 руб.=271 000 руб. на 1 чел.х8 чел.) + избежание рисков при найме нового персонала
Retail.ru: Существует ли такая программа в зарубежных представительствах компании?
Анна Трофимова: Программа IRM – международная, в ней могут участвовать все подразделения Media-Saturn-Holding GmbH. С 2009 года обучение ведется на английском языке.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?