Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Матье Кобаррер, «Декатлон»: «2021 год стал для компании самым успешным за всю историю работы в России»
В 2021 году сеть «Декатлон» отмечает двойной юбилей – 45 лет работы на рынке и 15 лет – в России. Это событие стало главным поводом для разговора с директором по маркетингу и коммуникациям Матье Кобаррером, который рассказал, почему магазин из небольшого городка смог превратиться в глобальную сеть, куда движутся инновации, и какие форматы тестирует компания.
– Первый магазин «Декатлон» был открыт в 1976 году в небольшом городке под Лиллем и постепенно масштабировался в международную сеть. В чем, по-вашему, состоит успех концепции?
– Путь от магазина из малого городка к международной сети – хороший пример успешного развития. Концепция компании родилась из убеждения, что спорт делает людей лучше, и желания сделать спорт доступным для всех. Инновация концепта тогда заключалась в предоставлении широкого ассортимента спортивных товаров высокого качества по доступным ценам. Чтобы обеспечить ассортимент и качество, были запущены собственные марки.
До сих пор «Декатлон» остается единственным спортивным ритейлером в мире, который сам разрабатывает, тестирует и производит товары для более чем 85 видов спорта.
Важная часть ДНК компании – инновации. Мы слушаем спортсменов, наших покупателей, и постоянно стремимся улучшать экипировку. Например, маска для снорклинга Easybreath, позволяющая дышать под водой, как на суше; палатка для кемпинга, которую можно собрать за две секунды. Инновация этого года – надувная доска для виндсерфинга, помещающаяся в рюкзак. Это трендовые новинки, отвечающие запросам нового поколения.
Еще одна важная составляющая – локализация производства. Например, в ассортименте российских магазинов 25% товаров произведены в России.
Конечно, мы очень тщательно подходим к выбору партнеров и внимательно следим за качеством, потому что все товары, независимо от того, где они произведены, должны отвечать европейским стандартам. Каждый спорт развивается вертикально – от производства до магазина, поэтому мы от начала до конца контролируем качество и ценообразование.
Инновация «Декатлон» 2021 года – надувная доска для виндсерфинга, помещающаяся в рюкзак.
– Компании все чаще задумываются об устойчивом развитии. Расскажите, что в этом направлении делает «Декатлон»? Какие цели преследует?
– Быть полезными и для людей, и для планеты – одна из наших фундаментальных целей. Например, в 2022 году компания перейдет на возобновляемые источники энергии. Мы выпускаем товары ecodesign, при производстве которых используются экологичные материалы и технологии. К 2026 году все наши товары будут производиться с использованием устойчивых технологий и материалов и при этом оставаться доступными по цене.
– Какая роль в этой красивой концепции отводится команде, или идея работает сама по себе?
– Менеджмент, наверное, самое важное, что есть в «Декатлон», потому что каждый член команды – босс своего бизнеса. Даже менеджер спортивного сектора в магазине должен сам управлять своей зоной ответственности и может принимать решение на локальном уровне. Более того, у нас все решения принимаются на локальном уровне, например, на уровне города локальные руководители выбирают, какие виды спорта они будут представлять в своих магазинах, какие услуги оказывать. Самоуправление очень важно, потому что потребности и привычки населения каждого города и района разные и надо подбирать под них разный ассортимент. Конечно, у компании есть глобальная, страновая и городская стратегии, но в конце концов план развития магазина создает директор вместе со своей командой, где каждый менеджер представляет свой спорт и несет ответственность за результат.
Таким образом получается, что «Декатлон» – не одна компания, а десятки небольших компаний, работающих под одной крышей.
Фото со страницы «Декатлон» в Facebook.
– От локальных руководителей вернемся к глобальному: сколько магазинов и стран объединяет международная сеть и сколько из них работает в России?
– «Декатлон» присутствует в 63 странах мира, на момент нашего интервью сеть объединяет примерно 1700 магазинов, и открытия продолжаются. По всей России работают 56 магазинов. Самый восточный город нашего присутствия – Красноярск. В сентябре 2021 года мы запустили новый магазин в Мытищах и до конца 2021 года откроем еще 2 магазина — в Косино и наш первый магазин в Новосибирске.
– Собираетесь ли вы ускорить экспансию офлайн-сети, возможно, расти не гипермаркетами, а более мелкими форматами?
– У нас нет необходимости в масштабной экспансии, концепт требует больших площадей, но открывать крупные гипермаркеты во всех городах нет необходимости. В то же время нам нет смысла инвестировать средства в развитие небольших магазинов у дома, потому что там невозможно представить весь ассортимент товаров для всех наших видов спорта.
Мы и дальше будем постепенно наращивать сеть крупных гипермаркетов, например, на 2022 год запланированы как минимум два открытия – в Химках и уникальный концепт в Сочи.
Сейчас происходит расширение присутствия в онлайн-сегменте, что позволяет нам покрыть все города страны. Чтобы быть ближе к покупателю, ищем возможности расширения сети ПВЗ. В настоящее время у нас работают 66 829 партнерских пунктов выдачи. Кроме того, в каждом магазине есть свой пункт выдачи click&collect.
– В чем состоит уникальность проекта в Сочи?
– Это будет крупный магазин площадью 5 тыс. кв. м, расположенный в центре Сочи. Вокруг здания гипермаркета будет спортивная инфраструктура – теннисные корты, велосипедные и беговые дорожки. Внутри магазина тоже будут разные новации. В Сочи продолжим развитие концепции, запущенной в Алтуфьево, – офлайн-маркетплейс, на котором работают магазины партнеров, таким образом наш ассортимент будет расширен брендами других компаний.
Также будет работать пункт аренды спортивного инвентаря ««Декатлон» Прокат», чтобы клиенты могли до покупки протестировать товар.
– Ваш физический маркетплейс будет представлять только спортивные товары или возможно расширение ассортимента в смежные отрасли и направления?
– Постепенно мы хотим становиться маркетплейсом товаров для здорового образа жизни, привлекая партнеров, разделяющих наши ценности. На одной площадке будут продаваться не только спортивное снаряжение и экипировка, но и другие товары для активного образа жизни, включая спортивное питание, добавки, органические продукты. Мы адаптируем концепцию специально для российского рынка.
– Расскажите, как развивается ваш новый формат – пункт проката? Сколько сейчас пунктов, насколько востребована эта услуга и каков средний чек пункта проката?
– В 2021 году запустили первые тестовые пункты в гипермаркете в Алтуфьево и в городском парке Санкт-Петербурга. Первые результаты были очень хорошими, особенно летом, поэтому решено расширять проект. Сейчас пункты тестируются уже в 12 магазинах, и дальше планируем открывать их в каждом магазине, где есть свободные площади. Услуга востребована, потому что до покупки лучше тестировать инвентарь, особенно крупные и дорогие товары, такие как тренажеры, велосипеды, сноуборды и так далее. Средний чек пункта проката – 900 рублей.
– Мы уже много говорили о разных форматах, которые запускаются, пилотируются или планируются, давайте еще раз назовем, какие форматы сейчас развивает и тестирует компания.
– Гипермаркет остается ведущим форматом. Постепенно предложение гипермаркетов будет расширяться с помощью партнерских брендов. Открыт первый офлайн-маркетплейс в Алтуфьево, и готовится второй – в Сочи.
В этом году запущен экспериментальный shop-in-shop в гипермаркете Globus Красногорск, по итогам пилота будем принимать решение о масштабировании.
Тестируются пункты проката в 12 магазинах. Отдельно стоящий контейнер по аренде спортивного инвентаря открыт пока только в Петербурге, в дальнейшем планируем развивать подобный формат в Москве и других городах присутствия.
Пункты выдачи заказов – собственные и партнерские.
В начале этого года запустили еще один тестовый формат – бутик «Декатлон» в Красной Поляне в Сочи. Это очень интересное предложение, теперь на горнолыжном курорте можно купить форму и снаряжение по доступным ценам. Обычно туристы уже в горах понимают, что забыли шапку, перчатки или маску, и теперь они получили приятный сюрприз – возможность купить все это в «Декатлон». Надо отметить, что бутик пользуется спросом, потому что товары отвечают требованиям горнолыжников к качеству. Для этой категории у нас есть уникальный ассортимент брендов Wedze и Quechua.
– Как вы работаете с маркетплейсами?
– Мы сами становимся маркетплейсом. Пока только в офлайне, но, возможно, скоро и в онлайне. При этом мы не отказываемся продавать свои товары на других площадках, если наши ценности совпадают. Уже сотрудничаем с Wildberries, Яндекс.Маркет и Ozon.
Продолжим развивать физический маркетплейс, потому что видим большой потенциал этого формата.
Покупатели хотят на одной площадке видеть больше брендов не только нашей компании, но и других производителей, и мы должны обеспечить им это предложение. Конкуренции не боимся, потому что формат маркетплейса уже доказал свою успешность, клиент хочет найти все в одном месте, а продавцы получают дополнительный трафик. Выходит, что от сотрудничества выигрывают все участники. Сейчас на нашем офлайн-маркетплейсе уже работают такие компании, как «Кант», Garmin, Xiaomi, Reebok, Asics, в будущем появится много других интересных популярных брендов.
– С какими финансовыми показателями компания закончила I полугодие 2021 года?
– Мы не раскрываем финансовые показатели, но могу сказать, что 2021 год стал для компании «Декатлон» самым успешным за всю историю работы в России. Это связано с успехом офлайн-сегмента – физические магазины показали очень высокие результаты роста, – развитием онлайн-магазина, расширением доставки по всей России и запуском новых форматов, которые мы тестировали в этом году.
Высокую динамику демонстрирует b2b -сегмент: в этом году рост продаж составил более 60%. Эта цифра показывает, насколько активно компании хотят приобщать своих сотрудников и партнеров к спорту.
В России складываются все более благоприятные условия для роста: развивается спортивная инфраструктура, постоянно увеличивается количество людей, регулярно занимающихся спортом, усиливается тренд на здоровый образ жизни.
– Кто ваши b2b-клиенты и какие предложения включает в себя это направление?
– Работаем с разными b2b-клиентами. Это школы, университеты, спортивные клубы, компании, планирующие либо создать спортивную площадку в офисе, либо подарить своим сотрудникам и партнерам спортивное снаряжение на праздник. Для каждой целевой аудитории мы разработали специальный ассортимент. Например, подарки для женщин на 8 Марта. Спортивное снаряжение стало новым трендом в бизнес-подарках.
– Как бы вы описали свою долгосрочную стратегию, в какую сторону движется компания?
– Самое главное – «Декатлон» продолжает развивать смарт-бренд во всех отношениях. Это умные товары – мы слушаем клиента, разработкой товаров занимается несколько сотен инженеров, контролируем весь процесс от концепции до полок магазина, внедряем уникальные новации, такие как надувной серф, умещающийся в рюкзаке. Умные сотрудники – руководители отделов, боссы магазинов, отвечающие за результаты своего направления. Умные покупатели – люди, ведущие здоровый образ жизни и выбирающие качественные товары по доступным ценам.
Видеоролик о том, как создавалась кемпинговая палатка, которая раскладывается за 2 секунды.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Спортивный ритейл: как сохранить баланс
Александр Шульц, «Декатлон»: «Теперь мы собираем заказы так быстро, что не успеваем паковать»
Юлия Горощеня, «Декатлон»: «В марте мы запускаем продажи на новых популярных маркетплейсах страны»
«Глобус», «Декатлон» и 5lb о самочувствии после изоляции
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.