Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Марина Фытова, «Леруа Мерлен»: «Наша цель – получать 80% товаров от российских производителей»
Строительные материалы дорожают колоссальными темпами, но и рынок строительства жилья в 2021 году вновь бьет рекорды. Удается ли в этих условиях «Леруа Мерлен» сохранять верность стратегии «Низкие цены каждый день»? Как лидер отечественного рынка DIY сейчас выстраивает работу с поставщиками и в каком партнерстве заинтересован – эти и другие вопросы генеральный директор аналитической компании INFOLine Иван Федяков обсудил с Марией Фытовой, заместителем генерального директора «Леруа Мерлен» в России, в рамках форума «Рынок DIY – взлет и падение в эпоху пандемии».
Иван Федяков: Последние данные за 9 месяцев 2021 года демонстрируют активный рост строительной отрасли, объем ввода жилых площадей растет на 30% относительно 2020 года. Но при этом за последние 10 лет динамика объемов производства по некоторым стройматериалм не то что не росла, она снижалась. По официальным данным Ассоциации производителей строительных материалов, в 2020 году из 21 категории строительных материалов производство снизилось в 17 категориях, и это на фоне того, что спрос на материалы, как мы видим, растет галопирующими темпами. И цены тоже.
Торговая сеть «Леруа Мерлен», делая ставку на низкие цены каждый день, всегда старалась, чтобы товары были максимально доступными для покупателя. Но совсем не понятно, как можно сохранить такой принцип в существующих условиях. Возможно, эта стратегия уходит на второй план, и населению уже не так важны низкие цены, а нужно, чтобы товар был в наличии?
Марина Фытова: Да, весь 2021 год был в этом отношении непростым, а началось все еще весной 2020-го. Мы очень много работали над тем, чтобы гарантировать в первую очередь наличие товара, поскольку понимаем: между отсутствием товара по низкой цене и наличием товара на полке в приоритете всегда будет наличие. Мы сфокусировались на этом, и наша стратегия оказалась выигрышной.
Цены, безусловно, выросли, но при этом мы сохранили свой подход – быть как минимум на 5% дешевле конкурентов. У нас есть традиционный список для мониторинга, это две тысячи SKU, за которыми мы наблюдаем каждый месяц. А сейчас мы все больше и больше подключаем еще и интернет-ресурсы, чтобы делать мониторинг всего нашего ассортимента.
Поэтому наша стратегия «Низкие цены каждый день» остается актуальной. Мы очень много работаем над поиском новых поставщиков, подключаем локальных партнеров для того, чтобы снизить в структуре цены логистическую составляющую. Задача компании заключается в том числе и в замещении импорта. Цель «Леруа Мерлен» – чтобы не менее 80% наших товаров производилось в России. Сегодня этот показатель находится на уровне 60%.
– Если оценивать тактику поставщиков в этом году, можете ли вы сказать, что нашлись такие партнеры, кто, воспользовавшись конъюнктурой рынка, необоснованно повышал цены? Или в целом картина была объективной?
– Были отдельные случаи. В основном связанные с древесиной, где изменение цены в принципе очень сложно назвать адекватным, когда в один день мы наблюдали плюс 50, а на следующий – минус 40. К сожалению, ситуация очень сложная, и потому со своей стороны мы стараемся лоббировать законодательные инициативы, вовлекая в процесс государственные органы, чтобы все-таки сократить долю экспорта древесины и позволить российским торговым сетям и покупателям приобретать древесину в приоритете, а не отправлять все в Европу, поскольку Европа сейчас отправляет всю древесину в США. Ситуация спекулятивная, но мы стараемся снизить эту зависимость.
– А как на всю эту ситуацию реагирует потребитель? Что изменилось в его поведении? На что нам всем стоит обратить внимание?
– Я отмечу несколько тенденций. Во-первых, тот, кто начал стройку в прошлом году, старался ее закончить в этом, потому что опасался еще большего роста цен. Очень многие потребители снижали бюджет своих проектов, стараясь покупать более дешевые материалы, потому что расходы выросли очень значительно. Некоторые товары просто перестали продаваться – они дошли до потолка и «встали», такое случилось, например, с плитными материалами. Люди были вынуждены выбирать что-то альтернативное деревянному строительству.
Вторая тенденция заключается во взрывном росте спроса на строительные материалы и достаточно сдержанном – на декоративные. Это говорит о том, что люди меньше вкладываются в отделку либо же покупают материалы в других местах. В любом случае мы наблюдаем, что рост по разным отделам идет очень неравномерно.
И еще я вижу риск, что люди не будут строить чего-то нового. Одни закончат то, что начали, другие – кто думал, строиться или покупать – скорее всего, сейчас решат подождать и посмотреть, что будет дальше.
– Каков ваш взгляд на мультикатегорийные маркетплейсы? Видите ли вы в них конкурентов или это один из каналов продаж?
– Безусловно, конкуренция есть. Но мне очень нравится слово coopetition – это новая модель развития бизнеса. Мы давно ведем переговоры с разными маркетплейсами, для нас это интересная возможность найти и привлечь новых покупателей. Особенно в городах, где мы не представлены. Таких точек все меньше и меньше, и тем не менее клиентов, которые сегодня не могут сделать покупку в «Леруа Мерлен», все еще много.
Более того, у нас широкий ассортимент товаров собственной торговой марки, которые мы хотим в ближайшее время выпустить на все витрины.
– Насколько сложна сегодня ситуация с поставками товара из Европы?
– Проблемы с поставками из-за границы в настоящий момент идут со всех сторон, не только из Европы. Поэтому глобальная цель нашей группы – максимально локализовать все, что только можно локализовать. Мы в том числе хотим развивать экспорт из России в Европу, потому что в этом у наших коллег есть большая потребность. Я сейчас официально предлагаю: если вы способны производить что-либо и готовы развивать трехстороннее партнерство в том числе и с банками (банк «Дом.рф» тоже заинтересован кредитовать наших партнеров), мы открыты к такому сотрудничеству. Нам нужны новые поставщики, свои СТМ мы хотим производить в России и предпочитаем быть минимально зависимыми от любого импорта.
– Считаете ли вы, что уже недостаточно просто продавать товар? Насколько, на ваш взгляд, важны развиваемые «Леруа Мерлен» сервисы?
– Важны, и мы уже давно запустили платформу по сервисам и услугам. В целом наша задача сводится к построению экосистемы, которая позволит потребителю реализовать любой его проект, а не только купить у нас товары, как раньше. Сегодня это направление входит в число наших приоритетов. Ковид немного затормозил этот процесс, но в следующем году мы планируем очень много инвестировать сюда, вкладываться в технологии, чтобы предложить уже реально работающие сервисы как партнерам, так и клиентам.
И глобально мы понимаем, что ключевая стратегия сводится к тому, что «Леруа Мерлен» – не продавец товаров, потому что мелкий ассортимент уйдет на крупные маркетплейсы. Мы должны предлагать решения и помогать покупателю осуществить буквально любой проект с помощью нашего бренда, благодаря доверию к нему, посредством тех специалистов, которые есть в нашей экосистеме.
Статья подготовлена компанией INFOLine
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.