Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Максим Мамзурин, М4: «B2B-маркетплейс снижает полочные цены и сокращает издержки производителей хлебобулочных изделий»
Хлебопекарная отрасль оказалась в сложном положении: сырье и ингредиенты с февраля по апрель 2022 года подорожали на 30–100%, среднее повышение цен на комплектующие для оборудования составляет 25%. Издержки производителей хлеба выросли, поэтому финансовые результаты упали до отрицательных значений. Ритейлеры ищут пути удержания цены на полке. Возможность сократить издержки дает сотрудничество с B2B-маркетплейсом М4. Как рассказал основатель и генеральный директор маркетплейса Максим Мамзурин, работа с платформой позволяет ритейлеру снизить полочную цену в среднем на 10–15%, а производителям хлеба – получать низкие цены на ингредиенты, упаковочные материалы и оборудование.
– Какое сырье, какие материалы и ингредиенты подорожали заметнее всего?
– Наибольший рост показали масложировые продукты – в 2 раза. Мука по сравнению с началом года подорожала на 20%, сахар – на 60%, дрожжи – на 45%. Подорожала упаковка: пакеты – на 17%, пластиковая упаковка – на 20%; пленка БОПП – на 20%. Также хочу отметить, что происходит удорожание комплектующих для промышленного оборудования и запчастей для авто: среднее повышение цен составляет не менее 25%. Пропорционально увеличились расценки на услуги перевозчиков, услуги по ремонту и обслуживанию авто.
– А что происходит с рынком труда в индустрии хлебобулочных изделий?
– Произошло увеличение доли ФОТ в структуре себестоимости, на что повлиял дефицит ресурсов на рынке труда. В отрасли наблюдается большое количество
вакансий: в 2021 году – начале 2022 года рост вакансий составлял примерно 25%. С начала геополитического кризиса на фоне волатильности рынков обозначившийся процент повышения уровня оплаты труда составляет не менее +20% к уже сложившемуся уровню.
– Расскажите, какую выгоду получают ритейлеры, сотрудничая с М4?
– Работа маркетплейса доказывает гипотезу, представленную ранее, о том, что концепция платформы позволяет сократить издержки и обеспечить производителям и ритейлерам выгодные условия сотрудничества. Подтверждение тому – снижение полочной цены на 10–15% социально значимого продукта даже в сложивших экономических и политических условиях, – именно это и является лучшим показателем нашей эффективности. Как следствие, М4 задает тренд снижения цены по всему региону на хлебобулочные изделия.
В первую очередь ритейлерам обеспечена поставка качественного продукта от локального производителя по ценам ниже сложившихся на рынке. Большое преимущество работы с маркетплейсом дают оптимизация временных затрат на приемку – одна машина с хлебом вместо трех – четырех, поддержание высокого уровня сервиса, сокращение списания за счет совместного планирования и прогнозирования объема поставок.
Важное преимущество – скорость принятия решения: мы быстро договариваемся с партнерами, принимаем и реализуем решения.
Специалисты маркетплейса выявляют трендовые продукты и отрабатывают внедрение новинок в сети. Единая стилистика и структура ассортимента позволяет сделать полку более привлекательной.
За счет этих условий производитель и сеть имеют возможность развивать категорию, эффективно формировать ассортимент, а покупатель получает качественный и вкусный продукт по низкой цене.
Фото: YuryKara/shutterstock
– Какие проблемы ваши партнеры стремятся решить с помощью М4?
– Каждый партнер решает свои задачи. У производителя появляется возможность сконцентрироваться на эффективности производственного процесса, вместо того чтобы самому заниматься сбытом продукции. Нет необходимости содержать команду менеджеров, так как обеспечение стабильного и прогнозируемого сбыта продукции берет на себя М4.
Ритейлер получает выгодные условия при закупке ассортимента и транслирует эту выгоду покупателю в виде снижения полочной цены, сохраняя обычную норму наценки. Работает с хлебной категорией в режиме «единого окна», формирует ассортимент именно для своего покупателя, обеспечивает новинками и промоакциями с понятным и высоким уровнем сервиса комплексно на всю территорию своего присутствия.
– Маркетплейс М4 работает уже около трех лет. Каких результатов удалось достичь за это время?
– Платформа М4 базирует свою работу на принципах инноваций, объединяя схемы работы экосистемы и маркетплейса. Помимо вышеперечисленных преимуществ М4 помогает производителям и ритейлерам эффективно развивать категорийный менеджмент в сегменте хлебобулочных изделий, добиться полной прозрачности для партнеров и контролирующих органов с соблюдением действующего законодательства.
За три года работы на рынке М4 приобрел большое количество партнеров, среди которых – федеральные ритейлеры, игроки e-commerce, традиционная розница, а также муниципальные организации.
Ежедневно на полки магазинов поступают десятки тысяч штук продукции от маркетплейса. Одним из достижений стал совместный проект с крупным федеральным ритейлером, позволивший сети увеличить товарооборот и сократить потери хлебобулочных изделий.
– Вы начинали поставки с города Железногорска, удалось ли расширить географию?
– Да, после успешного пилотного проекта в Железногорске мы масштабировались на весь регион. Теперь маркетплейс поставляет продукцию в магазины по всей Курской области. В ближайшее время планируется выйти в другие регионы и федеральные округа.
Фото: FotograFFF/shutterstock
– Как М4 подстраивается под требования и особенности каждого ритейлера?
– Каждый ритейлер имеет базовый набор требований, в который входят электронный документооборот и базовый ассортимент (хлеб белый, черный, сдоба и т.п.). М4 ведет свою деятельность с партнерами через электронный документооборот, что по сути уже является стандартом в данной отрасли.
Площадка предлагает ассортимент, способный обеспечить потребность покупателей любого канала, будь то супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, e-commerce и так далее.
Уточню, что ассортимент наполняется именно самыми востребованными позициями.
– Вы сказали, что одним из достижений прошлого года стал проект с крупным федеральным ритейлером, – расскажите, в магазины какого формата осуществляются поставки через М4, в какие города, каков ассортимент?
– В результате эффективного партнерства поставки продукции от М4 осуществляются в магазины «у дома», расположенные в Курской области. Пересмотрев с партнерами имеющийся ассортимент, мы сформировали матрицу, закрывающую все категории потребности (булочные, сдобные, слоеные, кондитерские мучные изделия, хлебобулочные изделия из пшеничной, ржаной и ржано-пшеничной муки, изделия по ГОСТу (кексы и др.). М4 участвует во всех проектах торговой сети, включая СТМ и промоакции. Поставки осуществляются как в магазины у дома, дискаунтеры, так и в гипермаркеты.
Таким образом местный производитель получил гарантированную загрузку мощностей, а торговая сеть – единое окно взаимодействия по ХБИ.
– Работает ли маркетплейс с мелкими сетями и зависит ли получаемая выгода от объема закупки?
– Наша площадка работает с ритейлерами любого масштаба, цены каждого канала сбыта формируются из действующей ценовой политики.
– Каковы ваши планы развития хлебного маркетплейса М4 на 2022 год?
– В планах на этот год – подключение новых производителей, выход на новые территории, расширение присутствия в Центрально-Черноземном регионе.
Будем выстраивать экосистему таким образом, чтобы позволить компании-изготовителю получать низкие цены на ингредиенты – муку, сахар, масло, – а также на упаковочные материалы и оборудование.
Если раньше мы говорили только о доходности ритейлера и сокращении издержек производителя, то сейчас основная задача, которую нам ставят нынешние реалии, – снижение полочной цены, то есть выгода для всех участников цепочки, и в первую очередь для конечного потребителя.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?