Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Лимонады "Лагидзе": вековые традиции и новейшие технологии
Мы побеседовали с генеральным директором «Тихвинского Лимонадного Завода «Воды Лагидзе» Малхазом Дзимистаришвили о тонкостях производства натурального лимонада в России и последних технологических достижениях, позволяющих полностью отказаться от использования консервантов в производстве прохладительных напитков.
Просто добавь воды
– Малхаз Отарович, расскажите, пожалуйста, о существующих сегодня технологиях производства прохладительных напитков.
– Популярная сегодня технология производства лимонадов основана на химическом способе. Концентрированный порошок разбавляется водой с углекислым газом, а в качестве консерванта добавляется бензонат натрия, маркируемый как пищевая добавка Е211. Сегодня в Европе активно обсуждается негативное влияние комбинации бензоната натрия и искусственных красителей на поведение и интеллект детей. Кроме того, применяемый в производстве таких лимонадов синтетический заменитель сахара – аспартам – в 168 раз слаще сахара и вызывает привыкание. Однако такой способ значительно удешевляет производство и, как следствие, конечную стоимость продукции.
Производство премиальных лимонадов «Лагидзе» базируется на совершенно иной технологии, суть которой в использовании в качестве основы натуральных сиропов. Оговорюсь, что с 1991 по 2006 годы выпуск лимонадов «Лагидзе» на российских заводах был приостановлен. Уходящее государство Советский Союз продало права на вкусы лимонадов «Лагидзе» немецкой компании. Интересно, что проданы были именно вкусы, а не формулы сиропов. Так, на российском рынке 90-ых появился растворимый напиток «Инвайт», запомнившийся многим слоганом «Просто добавь воды». К выгодному бизнесу производства растворимых порошков, многие из которых имитировали классические вкусы лимонадов «Лагидзе», подключились австрийские и китайские производители. Сегодня эти порошки поставляются на подавляющие большинство российских заводов, что, безусловно, значительно облегчает жизнь производителям прохладительных напитков.
Не каприз, а необходимость
Классическая запатентованная технология производства натуральных лимонадов «Лагидзе» гораздо сложнее. Ее хранитель – внук Митрофана Лагидзе Торнике Лагидзе, возглавляющий лимонадный завод «Воды Лагидзе» в Грузии, сохранил ее и, более того, выбрал лишь одного эксклюзивного партнера, достойного, на его взгляд, производить и продавать легендарный лимонад на территории России. Малхаз Дзимистаришвили получил исключительное право на товарный знак «Mitrofan Lagidze 1887» и выпуск лимонадов на основе патентованных сиропов.
Доверие оказалось оправданным. Инвестиционные вложения в тихвинский лимонадный завод составили более 50 млн. долларов. На сегодняшний день это один из самых современных заводов в мире. Заказы на изготовление оборудования размещались на немецких заводах, причем многие позиции были модернизированы под нужды российского производства.
– За счет чего удается отказаться от использования консервантов при производстве лимонадов «Лагидзе»?
– Как и Митрофан Лагидзе, большое внимание мы уделяем качеству воды. Ее подготовка – один из важнейших технологических этапов производства. Уникальная биологическая система очистки включает пятиступенчатую систему фильтрации. В результате из поступающих на завод 8,6 кубов воды – 2,6 куба уходят в отходы, и только 6 кубов чистой как слеза воды идут на производство лимонада. Существующие на заводе системы фильтрации воды, воздуха, углекислоты – разработки наших технологов. Все оборудование было спроектировано и собрано на немецких заводах по индивидуальному заказу. Кроме того, оборудование нашего завода позволяет разливать лимонад при минусовых температурах.
Для Малхаза Отаровича не существует мелочей, незначительных и необязательных деталей. Установленные на заводе многоступенчатая система очистки углекислого газа и четырехступенчатая система очистки воздуха не имеют аналогов в России. И это не каприз амбициозного промышленника – только такая высокая технологичность производства позволяет полностью отказаться от использования консервантов.
Песнь о сиропах
– Сиропы на тихвинский завод поставляются напрямую из Грузии. Для чего такие сложности? Почему не производить их у нас в Ленинградской области?
– Сиропы и их ингредиенты – это отдельная, не лишенная собственной красоты и поэзии, история. Например, не каждому известно, что тархун – это грузинское название пряной травы эстрагон. Для приготовления тархунового сиропа годится только один, растущий в Грузии, сорт. Причем, характерный тархуновый вкус вы получите только в том случае, если позволите тархуну вырасти до 5-6 летних кустов, а потом переработаете его в течение 8 часов с момента сбора. То же самое с мятным сиропом – промедление в обработке свежесобранной пряной травы грозит потерей свежего аромата мяты.
Главным своим достижением Митрофан Лагидзе считал выпуск сиропа и лимонада «Лимонный». Секрет легендарного вкуса заключается в том, что цедра лимона снимается вручную – чуткой женской рукой. Для сиропа годится только самая верхняя желтая часть кожуры. Стоит чуть углубиться – чего не избежать при машинной обработке – и в аромате сиропа появится резкий привкус горечи. Одна женщина способна обработать не больше 50 килограммов лимона в сутки. Это тяжелый и кропотливый труд. Но когда речь идет о производстве натурального продукта – другой альтернативы нет.
Бутылки у лимонадов «Лагидзе» также особые – каждая из них способна выдержать давление в 30 атмосфер, в то время как бутылка шампанского держит 16. Оснастка для бутылок – откручиваемые кронен-пробки типа «твист офф» были заказаны на заводе Омка в Бельгии. Из-за сложной технологии изготовления такую бутылку практически невозможно подделать.
Citius, Altius, Fortius!
– Планируется ли увеличение объема производства и расширение ассортимента?
– На сегодняшний день «Тихвинский лимонадный завод – «Воды Лагидзе» выпускает 20 видов лимонада в бутылках 0,5 и 0,33 литра и 20 видов фруктовых сиропов. Мощности завода на данный момент позволяют выпускать 3,5 миллиона бутылок в месяц и это не предел. При запуске 5 линий ежемесячная производительность увеличится до 30 миллионов бутылок. А запуск новой сироповарки позволит получать 160 тысяч литров сиропа в сутки.
В наших ближайших планах производство собственных концентратов и соков из клюквы, брусники, черники. Для этих целей мы приобрели оборудование у немецкой компании Maschinen Handel GmbH, позволяющие перерабатывать до 180 тонн ягод в сутки. Также в Тихвине будут разливать воду премиум-класса собственного производства под брендом «Митрофан Лагидзе» и возродят производство лимонада на основе ксилита для больных сахарным диабетом. Еще одно наше ноу-хау – разлив лимонада в одноразовые кеги, что значительно облегчит поставки в регионы.
Наградная бренда «Mitrofan Lagidze 1887»
1913 год – большая золотая медаль на первой всемирной выставке прохладительных напитков в Вене.
1914 год – золотые медали на первой продуктовой выставке в России в Санкт-Петербурге.
2004 год – торговый знак «Mitrofan Lagidze 1887» зарегистрирован в Международном бюро всемирной организации интеллектуальной собственности.
Тот самый вкус
В Советском Союзе фирменные сиропы «Лагидзе» использовались в качестве натуральной основы для лимонадов, разливаемых автоматами газ-вода. 7 тысяч в Москве, 3,5 тысячи в Ленинграде и еще тысячи по всей стране – таким был размах популярности этих источников лимонадной прохлады.
Сегодня автоматы газ-вода снова в моде: в Москве, Петербурге, Самаре и других российских городах можно встретить, рождающие ностальгические чувства автоматы. Бренд «Лагидзе» на корпусе автомата газ-вода дает гарантию, что для приготовления лимонадов здесь применяются натуральные сиропы «Лагидзе».
В настоящий момент московская компания «Автоматпроизводство» готовит к выпуску автоматы по розливу горячих напитков, где помимо прочего будут представлены безалкогольные гроги и глинтвейны на основе натуральных сиропов «Лагидзе».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?