Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Леонид Барышев: «Самое интересное – впереди»
Леонид Барышев – совладелец холдинга «Эссен Продакшн АГ», создатель торговой марки «Махеевъ», депутат Государственного Совета Республики Татарстан, президент женского волейбольного клуба «Динамо-Казань». Человек, который успешно совмещает множество ролей. Заметная фигура в бизнесе, политике, спорте. О том, как 15 лет назад начинался бизнес, Леонид Барышев рассказал порталу предпринимателей лично.
«ТО, ЧТО УЖЕ ДОСТИГНУТО, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСА»
– Леонид Анатольевич, в этом году «Эссен Продакшн АГ» отпраздновал 15-летие. Результаты соответствуют вашим ожиданиям? Возможно, удалось в чем-то себя «воображаемого» превзойти?
– Если честно, я не сразу заметил, что за 15 лет из маленького ЧП мы превратились в крупный холдинг. Это, на самом деле, очень значительно, но когда на протяжении такого времени планомерно работаешь, развиваешь бизнес – результат со стороны бывает сложно оценить. Раньше я мечтал до 27 лет заработать миллион. Казалось, что это сделает меня успешным и очень крутым. А потом оказалось, что все деньги, которые мы зарабатываем, мы вкладываем в развитие бизнеса. И что интереснее не зарабатывать и тратить, а инвестировать и запускать новые проекты. Кондитерское производство в Набережных Челнах – это тот проект, до которого надо было достаточно «повзрослеть», чтобы освоить эти огромные масштабы. Сейчас мои желания ориентированы не на обороты и суммы, а именно на масштабы будущих проектов. По итогам 2013 года планируемый оборот холдинга достигнет 1 млрд. долл., мы вплотную приближаемся к этой цифре. Она превосходит, наверное, даже самые смелые ожидания моей молодости. Но то, что уже достигнуто, не представляет большого интереса. Основной интерес – в процессе реализации. За 15 лет нами сделано много, но это еще совсем не конец истории, самое интересное – впереди.
– Какие-то еще жизненные приоритеты меняются с возрастом?
– Конечно. Мы все взрослеем, ценности становятся другими. Я раньше думал, что заработаю определенную сумму денег, и начну много путешествовать, буду целенаправленно уделять этому время. Сейчас путешествия – это уже не самостоятельная цель. Потребность в новых впечатлениях и вдохновении полностью удовлетворяется за счет рабочих поездок. Сейчас все больше начинаю задумываться о долгосрочных проектах, которые оставлю после себя.
– На пресс-конференциях, в интервью мы слышим от вас довольно резкие заявления о предпринимателях, бизнесе, политике. Часто ваше мнение противоречит мнению большинства. Возникает чувство, что в вы руководствуетесь каким-то принципом.
– Не пытаться нравиться всем. Это всех сфер касается: и бизнеса, и повседневной жизни. Страх перед общественным мнением лишает бизнесмена возможности принимать истинно верные решения. Он начинает идти на уступки, пытаться кому-то угодить. Предприниматель должен уметь внушить себе, что он не обязан всем понравиться, что он имеет право на ошибку. Мое правило – всегда иметь и отстаивать собственную позицию, даже если она отличается от мнения большинства.
«НАИВЫСШУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ МОЖЕТ ДАТЬ ТОЛЬКО СОБСТВЕННИК»
– Свой бизнес вы начинали давно, в 90-е годы. В то время было гораздо проще, в отличие от сегодняшних реалий: государственные и инвестиционные барьеры, нарастающая конкуренция за потребителя в любой отрасли, технологический прогресс…
– Главное и очевидное отличие – увеличилась стоимость входа на рынок для любой сферы бизнеса. 15 лет назад можно было взять 200 тысяч рублей, как сделали мы с Вадимом, и построить бизнес, у которого будет статус крупного федерального игрока. Сегодня с такими деньгами даже появляться где-то неприлично. С малым стартовым капиталом можно претендовать на многомиллиардный бизнес разве что в сфере высоких технологий, интеллектуальной собственности. А в реальном секторе невозможно выйти на рынок меньше чем с несколькими миллионами долларов. Оборудование, технологии – все это сейчас импортное, дорогостоящее. Поэтому предпринимателю, который хочет начать производство, нужно иметь три вещи: хорошую идею, опыт работы в этой области и надежный банк.
– В среде бизнесменов стало модно управлять компанией дистанционно. Можно переехать за границу или в любое место, где будет комфортно, и при этом оставаться руководителем и осуществлять все управленческие функции. Как вы относитесь к этой тенденции?
– На мой взгляд, это большое заблуждение. Крупным бизнесом очень сложно управлять на расстоянии. Я пробовал, находясь в отпуске, проводить скайп-совещания. Получается суррогат управления, когда не вовлекаешься достаточно в процесс и не получаешь полноценной отдачи. Возможно, это подходит для тех предпринимателей, которые наняли управляющих и довольствуются эффективностью наемных менеджеров. Наивысшую эффективность в управлении бизнес-процессами может дать только собственник. Я не могу наши заводы собрать в чемодан и уехать с ними, поэтому остаюсь на своем месте.
– В нашем интервью вы говорили, что в свободное от работы время вы часто проводите время с семьей, а также увлекаетесь виндсерфингом. Как проходят ваши отпуска и выходные? Хватает ли времени и каковы успехи в этом виде спорта?
– Выходные стараюсь проводить с семьей. Суббота у нас по традиции гостевой день, когда мы встречаемся с друзьями, родственниками. Воскресенье чаще проводим дома.
В прошлом году мне на день рождения подарили парусную лодку. Поэтому теперь у меня есть выбор между серфингом, которым я давно увлекаюсь, и парусным спортом. Лодка удобна тем, что на ней можно кататься у нас на Каме, не нужно далеко ездить и ждать сильного ветра. Пока я тренируюсь в детском юношеском классе, планирую получить права на управление парусным средством, чтобы перейти во взрослый класс.
«ЭССЕН ПРОДАКШН» ДОРОС ДО КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»
– В прошлом году, когда предприятия только оправились от кризиса, вы запустили кондитерское производство. В России этот рынок довольно насыщен, отрасль представлена как отечественными, так и зарубежными игроками. Почему вы выбрали именно кондитерское направление?
– В этом секторе меня привлекает его высокотехнологичность. В нем я могу реализовать свою тягу к инновациям и объединить ее с имеющимся опытом в пищевой промышленности. Да, это требует крупных инвестиций, но холдинг «Эссен Продакшн» уже дорос до той стадии, на которой мы можем их себе позволить. Кондитерская промышленность сейчас растет, это благоприятный для вложения средств сектор. У нас было все необходимое для успешного старта: опыт в производстве, выстроенная дистрибуционная сеть и инвестиции.
– Три года назад вы так же решительно вошли в новый сектор – производство джемов. Как развивается это направление сегодня?
– Вначале мы столкнулись с недоумением со стороны потребителя и экспертов рынка. В сознании и тех, и других «Махеевъ» был связан только с соусами и ни с чем больше. Тем не менее, к настоящему времени мы достигли лидирующих позиций на российском рынке джемов. В этом году зафиксировали рекорд продаж – 500 тонн джема в месяц. И этот рекорд пришелся не на зимний период, когда джемы раскупают вместо домашнего варенья, а на апрель! Даже летом производство работало на полную загрузку мощностей, несмотря на «низкий сезон». В планах на зиму и весну 2014 года – вывести производство джемов на уровень 1000 тонн в месяц.
Еще одно достижение 2013 года в направлении джемов – контракт с компанией «Дисней». Мы получили право использовать их бренд на упаковках наших джемов и конфет. Полным ходом идут продажи разных видов продукции с известными героями детских мультфильмов: «Тачки», «Феи», «Самолеты». Сотрудничество с всемирно известно компанией и эксклюзивное право использовать бренд «Дисней» – это дополнительный знак качества для наших продуктов.
– Слышали, что вы развиваете производство в Новосибирске.
– Да, там у нас сейчас есть филиал, который уже обогнал по объемам производства конкурентов. Будем наращивать дополнительные мощности. Это даст нам возможность выхода на рынок Дальнего Востока. Кроме того, рассматриваем возможность открыть производство и во Владивостоке.
– А как же остальные направления? Что ждет «Эссен Продакшн» в ближайшее время, что планируете?
– Во всех продуктовых линейках: джемах, кондитерской продукции, соусах – будут обновления. Также у нас есть еще одно глобальное направление – управление коммерческой недвижимостью, которое мы планируем активно развивать. На данный момент у нас в собственности около 200 тыс. кв. м. площадей. Это, во-первых, ритейл-парк в Набережных Челнах. В сентябре мы подписали предварительный договор с Декатлоном, он запустится на наших площадях в декабре 2014 года. Также строим большой торгово-развлекательный центр площадью 33 тыс.кв.м. в Йошкар-Оле. Якорными арендаторами станут ЭССЕН, Медиа Маркт, кинотеатр. Недавно приобрели торговый центр Элекам в Набережных Челнах, запускаем там первый магазин ЭССЕН в формате супермаркета.
Новостей будет еще много, они появляются постоянно. Я уверен, что наши следующие 15 лет будут еще гораздо более интересными и успешными, чем вся предыдущая история.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?