Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Купцы всех мастей, объединяйтесь!
Сегодня, 26 мая, День российского предпринимательства. Вы удивлены? Напрасно, бизнес – один из столпов рыночной экономики. Вы хотите жить лучше, богаче, «вкуснее» и насыщеннее? Во многом это зависит от того, в каких условиях, какими темпами и с какими перспективами отечественные коммерсанты ведут свои компании в светлое будущее. Вот об этом и речь. Вы какие, я извиняюсь, торговые точки предпочитаете посещать – огромные гипермаркеты или маленькие магазинчики рядом с домом, где, как минимум визуально, знаете каждую продавщицу? В разные? Хороший ответ. А все-таки хочется понять, будущее у этих самых небольших магазинов есть? Как они себя ощущают рядом с монстрами современной торговли? Об этом корреспондент «Вечерки» говорил с директором Союза независимых сетей России Александром Мальчевским. Маленький + маленький – Знаете, Александр, напротив моего дома находится гипермаркет, и я наблюдаю вал народа, отоваривающегося в этом продуктовом царстве, нескончаемый поток фур, подвозящий разнообразную снедь. Как небольшим торговым сетям удается уживаться вместе с крупным ритейлом? – В настоящий момент наши сети используют различные подходы и стратегии работы на конкурентных рынках. Одна из них подразумевает развитие и борьбу с конкурентами за рынок и потребителя в крупных городах, в условиях, когда вокруг стоят гипер – и супермаркеты, дискаунтеры. – Вот видите, уже в самом начале вы употребили слово «борьба». Организуется бизнес, и он тут же начинает активно бороться? – Многие наши сети были основаны 10–15 лет назад в условиях продуктовой нестабильности и ненасыщенного рынка, во времена практически отсутствующей конкуренции. С тех пор крупный ритейл, имеющий практически неограниченный финансовый ресурс, набрал вес и занял изрядную долю рынка, получил в силу своего масштаба хорошие условия для закупки товаров от федеральных поставщиков. Борьба за рынок сбыта и за клиента – естественное явление, наблюдаемое на стадии формирования конкурентных экономик и направленное на повышение качества обслуживания покупателей. Наряду с этим рыночные игроки вынуждены доводить свои компании до состояния совершенства, чтобы минимизировать затраты без ущерба качества товара, и здесь начинается конкуренция в эффективности розничных бизнесов. Для того чтобы средние и мелкие сети могли конкурировать с федеральными игроками в закупках, наше объединение создало торгово-закупочный союз «Система ТЗС». К примеру, чтобы в наших сетях всегда были свежие овощи и фрукты, мы организовали систему прямого импорта и обеспечили надежную цепочку охлажденного хранения и транспортировки. – Ну а сами методы конкуренции с вашими сетями крупного ритейла, так скажем, можно назвать цивилизованными? – Несомненно. Методы 90-х годов сегодня неэффективны. Выбор сейчас за потребителем: у кого богаче ассортимент товаров, ниже цены, выше качество, удобнее расположен магазин, туда и идут покупатели. – Послушайте, но о чем мы говорим: Москва или Санкт-Петербург – громадные рынки, где места хватит всем – и большим, и маленьким, разве не так? – Лет десять назад правительство Москвы стало выделять земельные участки под строительство большим федеральным и международным компаниям. Мы же видим, например, что вдоль МКАД один торговый центр стоит на другом. Но что теперь? Вы говорите: в Москве можно разместиться всем. А где именно, интересно мне? Где те площади около дома, в жилых массивах, в непосредственной близости от потребителей? Конечно, многие горожане были бы рады по дороге от остановки автобуса к дому заглянуть в магазинчик, купить свежего хлеба или бутылку кефира. В шаговой доступности от мест проживания москвичей, однако, их явно недостаточно. Если под строительство выделяется земельный участок, из претендентов на него выстраивается очередь. Дело в том, что механизмы предоставления прав аренды непрозрачны. Никто не заботится об обоснованности тех ставок, которые сейчас действуют в Москве. Создайте прозрачные конкурентные условия в распределении участков под строительство торговых площадей для ведения торгово-предпринимательской деятельности, следите за использованием имеющихся площадей. Или уж по крайней мере не мешайте и не ставьте палки в колеса. Сами «с усами» – А как насчет перестройки? Ведь к веяниям времени, изменениям рынка надо приспосабливаться, удивлять нас, избалованных клиентов, чем-нибудь новеньким. – Среди членов нашего союза есть одна московская сеть, которая несколько месяцев назад начала реализацию проекта по переоборудованию небольших магазинов площадью до 150 кв. м в современные магазины у дома. В таких магазинах ассортимент товаров будет небольшим, но очень точно просчитанным. Владельцы сети предлагают продукты питания, которые люди потребляют каждый день и соответствующие самым высоким стандартам качества. Если это, к примеру, молоко, так это должен быть продукт со сроком хранения не более трех–пяти суток. Если мясо, то только свежайшее и только с ежедневной доставкой со специальных холодильных платформ. Парадокс заключается в том, что свежесть и качество продукта, так же как и привлекательность ассортимента, определяются эффективностью торгового бизнеса. Посмотрите на ваш магазин у дома. Если вы там увидите просроченные молочные продукты или сморщенный болгарский перец, потекшие помидоры, вялые огурцы – будьте уверены: либо этот магазин скоро закроется, либо поменяет владельца. – А возможно ли сейчас в Москве создать специализированные магазины – как раньше, в советское время: булочные, овощные и мясные лавки, с поставкой продуктов из одного хозяйства? Люди приходили бы в такую лавку, покупали говядину и свинину только там – скажем, от фермера Петрова. Красота, качество. – Красота-то красота, только это сейчас практически нереально. Почему? Ту арендную ставку, которую платит сейчас хозяин небольшого магазина с ассортиментом от 1500 наименований, фермер, выращивающий огурцы, помидоры, капусту, картошку, никогда осилить не сможет. А арендодатели заламывают те цены, которые считают нужным назначать, пользуясь дефицитом торговых площадей. Дефицит всегда был, есть и будет главным тормозом любого прогресса. В условиях дефицита конкуренция немыслима. Единственный путь фермера – на рынок. Вопрос, правда, как туда попасть со своим выращенным товаром? Что-то на московских рынках российских фермеров я встречаю крайне редко. – Хорошо, и все-таки, на мой взгляд, разных магазинов должно быть много. Вы имеете возможность в конце концов удержаться на рынке и приобрести своего постоянного покупателя? – Мы конкурировали раньше, конкурируем сейчас и будем конкурировать, иначе зачем вообще затевать бизнес? У других, у клиентов, у конкурентов. Основания для этого есть. Вот, например, в настоящий момент прослеживается четкая тенденция – в посткризисный период люди опять стали покупать больше. Но! Хотя доходы и растут, сорить деньгами потребитель не спешит. Кризис оказался неплохим учителем: мы все стали внимательнее распределять свои средства, совершая покупки. К качеству, цене, потребительским свойствам относятся гораздо более осмысленно. Что интересно, ритейлеры сразу же взяли этот подход за основу своей будущей стратегии развития. Мы же тоже жили в условиях кризиса и научились анализировать собственные ошибки. Это – бизнес! Справка «ВМ» Союз независимых сетей России объединяет 47 торговых сетей, занимает 5-е место в стране по объему розничной торговли.
Владимир РАТМАНСКИЙ www.vmdaily.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.