Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Кризис стал катализатором роста СТМ»
Роза Дебердеева, директор выставки «Собственная Торговая Марка» (IPLS) (генеральным онлайн-партнером мероприятия выступает Retail.ru) рассказала о том, как развивается СТМ и чем может быть полезна выставка поставщику и ритейлеру.
Собственные торговые марки в России появились сравнительно недавно, как Вы оцениваете потенциал рынка private labels?
Феномен СТМ в России в том, что появившись недавно, к 2016 доля продукции под знаком privatelabelдостигла почти 5% в денежном обороте торговли. У рынка СТМ есть огромный потенциал. Специалисты международной исследовательской компании Nielsen уверены, что в ближайшие годы доля СТМ будет продолжать расти двузначными темпами. В крупных сетях доля продукции под собственными брендами колеблется от 10 до 20% в натуральном выражении, большинство сетей планирует увеличивать собственные марки в обороте и в выручке. Соотношение private labels и брендов в продуктовой корзине российского покупателя постепенно меняется, приближаясь к уровню европейских стран. Кризис стал катализатором роста СТМ: частные марки уже постоянно покупают более 80% россиян. Своим успехом частные марки обязаны не только низкой цене, но и достаточно высокому уровню качества, зачастую не уступающему качеству товаров под известными брендами.
Для встречи поставщиков и заказчиков, проведения переговоров и консолидации отраслевой информации компания Reed Exhibitions, мировой лидер в организации событий, создала международную выставку «Собственная Торговая Марка» (IPLS), которая состоится уже в третий раз. В 2016 выставка представит 120 участников-производителей из 17 стран мира с предложениями по контрактному производству в различных категориях продовольственного и непродовольственного секторов.
Кто является посетителями выставки? Что дает выставка для них?
Посетители выставки «Собственная Торговая Марка» (IPLS) – это, прежде всего, заказчики СТМ (розничные сети различного формата, аптечные сети, HoReCa, оптовые компании, импортеры, дистрибьюторы, производители, в том числе международные компании), а также другие заинтересованные в услугах контрактного производства. В качестве почетных гостей выставки присутствуют розничные сети различного формата, аптеки и онлайн ритейлеры: «Дикси», SPAR, «Альпари», Metro Cash & Carry, НТС, « Обувь России», «О'кей», «Стройдепо», «Улыбка Радуги», «Леруа Мерлен», «Билла», «Виктория», Ozon, «Детский мир», «Уютерра», «Лента», «Ригла», «Азбука Вкуса», «Ашан», «Доктор Столетов», «Семь+Я», «Монетка». IPLS позволяет всем посетителям установить нужные контакты и поддержать партнерские отношения, найти новинки и интересные предложения среди продуктов питания и непродовольственных товаров, получить ответы на вопросы, в каких категориях развивать частные марки, как зарабатывать больше на СТМ, какие стратегии ценообразования и продвижения применять в условиях кризиса.
Какие сегменты товаров под СТМ сегодня наиболее интересны сетям? Как отличаются стратегии развития private label в российских сетях от мировых показателей?
Последнее исследование Nielsen показывает, что основа активных покупателей СТМ уже сформировалась, но будет продолжаться работа над расширением ассортимента, а также над коммуникацией private label. Развитие частных марок оправдывает себя в подходящих для этого категориях с высокой пенетрацией покупок и низкой лояльностью к брендам. Однако, в последнее время частные марки успешно развиваются в новых сегментах, где их ранее не было: например, в «нетрадиционных» категориях, таких как подгузники, водка, пиво. Сейчас ритейлеры, заглядывая в будущее, понимают, что основной целью развития собственных марок является не получение прибыли, а завоевание лояльности существующих покупателей, поэтому как никогда востребованы квалифицированные бренд-менеджеры, исследования предпочтений покупателей и массовые коммуникации. Европейские ритейлеры успели доказать, что поле для экспериментов с private label не ограничено. Они смело запускают частную марку в премиальной косметике, создают собственные бренды органической продукции, используют «краудсорсинг» для определения состава и упаковки товара (например, потребители сами определяют компоненты пиццы на странице розничной сети в Facebook).
Какие участники будут представлены на выставке в этом году?
На площадке IPLS 2016, до 60% участников представляют лидеров контрактного производства, которые уже выполняют заказы для крупных сетей и международных компаний, таких как Procter&Gamble, Unilever. Около 40% – новые компании, которые либо недавно перешли на работу с СТМ, либо впервые выходят с предложениями СТМ на российский рынок.
Среди продовольственных участников есть гиганты-производители СТМ – кондитерская фабрика «Победа», Fattorie Giacobazzi, «Аутспан Интернешнл», «Инстанта Рус», Gumlink Confectionery Company, Back 11 Basics, «Акцент», «Бумфа Групп», «Аэрозоль Новомосковск» («Арнест»), НЭП, «Внешторг Фарма», ТД «Грасс», «Ренессанс Косметик», LUXLITE, «Евромедсервис», «ЗетТек», «Коттон Клаб», «Аэростар Контракт», «Манн и Шрёдер Руссланд», Galil Chemicals, Kornbush & Starting GmbH, Klapp Cosmetics Gmbh, Edgewell Personal Care, Palomita и другие.
Какие новинки и товарные категории будут представлены?
Каждая компания привносит интересные новинки, например, есть блюда национальной кухни (мексиканская тортилья, итальянская пицца), батончики для здорового питания, сухие шампуни, средства для роста волос, чистящие пасты, гели для стирки белья, бесфосфатные стиральные порошки, 3D-ручки, домашние приборы аппаратной косметологии.
Как изменится соотношение производителей продовольственного и непродовольственного сегментов?
70% участников выставки – компании-производители непродовольственных товаров, но с каждым годом уверенно растет число компаний, представляющих услуги по производству продуктов питания. Статистика по посетителям говорит о том, что наибольшим спросом среди посетителей компании пользуются компании, производители косметики и средств личной гигиены, а также представители продовольственного сектора – кондитерские изделия, шоколад, бакалея, соусы, уксусы, приправы и др.
Изменится ли география участников?
Доля отечественных производителей на торговых полках заметно увеличилась, и география участников выставки отражает данные изменения, в 2016 году 73% участников – российские компании, 27% – международные (в 2015 году – 50/50%). Но стоит иметь в виду, что «made in Russia» производители в данный момент работают в условиях закрытого рынка, но что будет, когда вернутся иностранные конкуренты? Многие из зарубежных компаний продолжают инвестировать в российский рынок, налаживая деловые контакты на лучшее будущее. Так например, Анжело Джакобацци, владелец итальянской компании по производству бальзамического уксуса Fattorie Giacobazzi, основанной в 1988 году, продолжает принимать участие в выставках и искать заказчиков, готовых работать с «евровыми» товарами, как впрочем и многие другие производители из Европы.
Кто формирует рынок: сети или производители? Спрос рождает предложение или предложение спрос? Каково соотношение участников и посетителей в этом году?
В условиях падения доходов россиян, сокращения ассортимента на полках и импортозамещения, рынок находится в руках продавца. Безусловно, правила сегодня диктует розничная сеть. Ритейлеры успешно работают с производителями над созданием новых собственных брендов, позволяющих потребителю сэкономить без ущерба качеству. Очевидно, что чем лучше СТМ, тем лояльнее клиент, поэтому большое внимание уделяется качеству товаров. В целом, сети уже имеют квалифицированных специалистов в отделах СТМ, а также пул надежных партнеров-производителей основных категорий СТМ, а также устоявшиеся процессы отбора поставщиков и системы контроля качества продукции. Проблема сейчас заключается в том, что поставщики СТМ в сети часто имеют ограниченный запас производственных мощностей, который не позволяет подстраиваться к новым объемам заказов, поэтому розничные сети ищут дублирующих поставщиков, расширяют списки партнеров на перспективу, в том числе, с целью снизить расходы на логистику.
Каковы особенности деловой программы в этом году?
Впервые в рамках выставки пройдет единственная в своем роде экспозиция собственных торговых марок розничных сетей Private Label Gallery, участниками галереи в первый же год станут 22 розничные сети. Зона представляет собой открытое пространство, где каждый посетитель сможет увидеть на полках только товары private label, а также проголосовать за понравившуюся частную марку сети в номинации «Выбор покупателя».
Премьера этого года, премия Private Label Awards (byIPLS) является индикатором развития индустрии контрактного производства и СТМ. Мероприятие предназначено для награждения розничных сетей и производителей товаров СТМ, обладающих высокими показателями качества, конкурентоспособностью, а также демонстрирующих инновационный подход к разработке товара СТМ, его упаковки и к продвижению. Данное событие способствует развитию рынка контрактного производства и СТМ, а также является гарантом качества, и ориентирует рынок на весь последующий год. Мероприятие станет поистине значимым для профессионального сообщества и пройдет при поддержке Ассоциации компаний розничной торговли ( АКОРТ ), Минпромторг и ТПП РФ.
Традиционно деловая программа выставки IPLS включает проведение организованных встреч заказчика с поставщиком СТМ. В формате индивидуальных переговоров по технологии «Центра закупок сетей: СТМ» руководители направления СТМ федеральных и региональных розничных сетей (Metro Cash & Carry, SPAR Russia, «Глобус», «Седьмой континент» и другие), аптечных сетей («Протек», «А5» и другие), дрогери («Альпари», «7 дней», «Санги Стиль», «Улыбка Радуги», «Ситимаркет» и другие) проведут ряд встреч с экспонентами выставки.
Одна из важнейших составляющих деловой программы – форум производителей и ритейлеров – станет центральным событием на рынке СТМ в 2016 году, представляя собой отечественную экспертную площадку по разработке антикризисных программ, стратегий развития СТМ, структуры спроса на рынке СТМ в новых экономических условиях. В программе форума – выступления топ-менеджеров компаний-производителей продовольственных и непродовольственных товаров, руководителей департаментов СТМ розничных сетей, авторитетных бизнес-экспертов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?