Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис – это клизма для ритейлеров
Дмитрий Потапенко
Кризис кризисом, но хотелось бы посмотреть на ситуацию по-другому. Сегодня изменился баланс экономических отношений — тот товар, который производила наша страна, т.е. нефть-газ, перестал пользоваться популярностью и не будет востребован еще долгое время. Это некоторое глобальное изменение в конечном потребителе, плюс наше неумение организовывать внутреннее производство для экспорта, и, соответственно, внутреннюю торговлю.
Но чем хорош кризис для производителя и для ритейлера? Хорошо тем, что всем нам удалось сократить неэффективных менеджеров, убрать лишних людей, это первое. Второе — удалось остановить гонку заработных плат, которые росли, мягко говоря, аморальными темпами. Третье – рынок очищается от мелкой конкуренции, от шальных, залетных игроков, особенно в производстве, которые в нынешних условиях перестали выходить на рынок и портить нервы большим компаниям. Следующая тенденция, которая уже началась, но пока не стала глобальной – произошло еще небольшое, всего на 10-15%, но снижение арендных ставок. На рынке офисной недвижимости падение ставок достигло 50-70% и для реальной розничной торговли это именно та цифра, которую все ритейлеры ждут.
Я думаю, что в апреле-мае-июне, когда будет сезонный спад продаж в розничной торговле, автоматически произойдет максимальное снижение ставок аренды и стоимости недвижимости вообще. А ведь ставка аренды - это самая главная издержка, которая вкладывается в розничную цену и в результате ложиться на плечи конечного потребителя, покупателя.
Нынешние времена хороши еще и тем, что в России наблюдался огромный переизбыток денег и сейчас мы от него уходим, слава богу. Люди начинают лучше думать, не по-азиатски: «Живем один раз – гуляем!», а меняться в сторону европейского стиля мышления и ведения дел, когда бизнес строится посредством малого количества денег, персонала и издержек.
Лично я называют нынешние времена не кризисом, а национализацией. Государство не выстраивает никаких новых отношений в новых условиях экономики. Ритейл сегодня национализируют точно так же, как нефтяную, авиационную и банковскую отрасли. Отношение государства к ритейлу – это характерная тенденция в отношении конкретных людей при власти к ритейлерам. Ведь никто никогда из ритейлеров сельхозпроизводителей не зажимал. Но кузнец не может работать с компанией «Форд» напрямую, точно также фермеры не могут фактически работать напрямую с сетями. Фермер ведь не может привозить товар в сеть в пастеризованном и пакетированном виде, со штрих-кодом и в упаковке. А кто-то должен это делать и вкладываться в эту «срединную» переработкой, не ритейлеры же. Ритейл торгует и все.
Так что я не жду, что государство из-за новых экономических условий будет менять свою разрешительно-угнетательную позицию в отношении ритейлеров. Тем более, что надо будет кому-то отвечать за этот PR, которым занимается государство вместо реального производства сельхозпродукции и товара, который качественным и лучшим считает только чиновник, а не потребитель, голосующий рублем.
Дмитрий Валерьевич Потапенко,
Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?