Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
4530

Поделиться

"КПД китайских рабочих пока в разы выше, чем российских"

 

— Какой объем товара и как давно вы размещаете на фабриках в Китае? Насколько вы довольны работой по контрактной сборке?

— Мы работаем в Китае с 1999 года, и на сегодняшний день там размещено производство более половины всей техники под нашими брендами. У нас есть офис в Гонконге, инженеры, специалисты, которые работают на местах и контролируют качество товара, работу с поставщиками и т. д.

Насколько доволен работой? Если говорить о 100%, то текущие ощущения очень близки к этому. В Китае есть специфика, с которой мы столкнулись, когда выходили на рынок,— это поставщики: кто-то из них работает только с мировыми известными производителями, кто-то просто копирует другие товары, есть небольшие локальные. Сейчас мы работаем уже со многими из них только на условиях эксклюзива, и такой формат нас вполне устраивает.

— Вы заметили тенденцию к увеличению стоимости рабочей силы? Как это повлияло на себестоимость товара?

— Повышение стоимости рабочей силы в Китае — это процесс перманентный. Когда мы только выходили на рынок, речь шла об оплате работе на уровне примерно $100 в месяц, причем человек был готов работать 7 дней в неделю по 12–14 часов в сутки. Сейчас в связи с большим вниманием к правам человека и т. д. можно говорить только о шестидневной рабочей неделе (причем суббота оплачивается по двойной ставке), и средняя зарплата рабочего уже составляет $400–500 в месяц.

Есть еще одна важная тенденция, которая так повлияла на стоимость труда,— это катастрофическая нехватка рабочей силы. В связи с китайскими законами об ограниченном количестве детей в семье, который существует последние лет двадцать, сегодня в Китае очень мало молодежи. А тем более молодежи, которая готова идти работать на фабрики, как старшее поколение. Их привлекает другая, активно развивающаяся, как и промышленность, индустрия — туризм, развитие инфраструктуры. Держать людей на заводах становится все сложнее, а уж привлечь новых — сверхсложная задача.

Если говорить о влиянии на себестоимость, то пока это некритично, поскольку на рабочую силу в цене продукта приходится не более 5%. Только из-за роста оплаты труда за последние пять лет конечный продукт подорожал примерно на 2–5%.

— Не планируете переносить производство из Китая?

— Несмотря на все проблемы, которые сейчас есть в Китае и его экономике, переноса точно не будет. Нигде в мире пока нет условий лучше. Недаром это «мировой цех» по производству товаров народного потребления.

— Но есть какие-то страны, которые могут быть интересны вам и индустрии в целом для развития контрактного производства?

— Мы сейчас кроме Китая также работаем в Турции. Там еще выше стоимость рабочей силы, чем в Китае. Но Турция нам интересна больше с точки зрения новых, инновационных технологий. Такими же перспективными для развития контрактного производства в ближайшее время могут стать Вьетнам и Таиланд.

— Почему Россия или другие страны СНГ не могут побороться за звание главного «цеха»?

— Недостаточно просто поставить коробку завода. Китай обеспечивает наличие всей необходимой инфраструктуры для производства в радиусе максимум 50–100 км. Кроме того, как это ни прискорбно признавать, КПД китайских рабочих пока в разы выше, чем российских или, например, украинских или белорусских.

Интервью взяла Ирина Парфентьева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»

Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами