Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Константин Иванов, «Дикси»: «Наличные в рознице обслуживать легче и дешевле, чем безнал»
Крупный ритейл привык оптимизировать бизнес-процессы и снижать расходы. Это касается и аспекта работы с деньгами. Как уменьшить комиссию за эквайринг, насколько перспективна Система быстрых платежей (СБП), где тарифы для розницы менее 1% (в отличие от эквайринговой комиссии в 1,5–3%) и как максимально безопасно и менее затратно обслуживать поток наличной выручки – об этом мы расспросили финансового директора группы компаний «Дикси» Константина Иванова.
– Константин, начнем с самого острого вопроса. Насколько сегодня чувствительна для ритейла эквайринговая комиссия? Сейчас чистая прибыль некоторых ритейлеров составляет 2–3% от выручки, а доля безналичных платежей в последние годы неуклонно растет.
– Действительно, по нашей статистике, ежемесячно доля безналичных оплат в ГК «Дикси» прирастает на 1,5–2% и составляет около 50% от общей суммы транзакций. За время пандемии эта тенденция укрепилась – покупатель гораздо чаще предпочитает расплачиваться с помощью карты или смартфона.
Что же касается эквайринговой ставки, в розничной среде она вызывала и вызывает немало споров, вплоть до жалоб Президенту РФ.
В последние годы на ситуацию значительно повлияло появление на рынке Национальной платежной системы МИР. На долю МИР сейчас приходится 25–26% всех платежей, а тарифы для ритейла значительно ниже, чем у двух других основных игроков – VISA и Master Card. У МИР достаточно агрессивная стратегия экспансии, и сейчас ее рыночная доля позволяет влиять на тарифную политику конкурентов.
– Не так давно на рынок вышла Система быстрых платежей. Предполагалось, что этот инструмент максимально снизит издержки ритейла на безналичные транзакции. Почему проект не «взлетел»?
– СБП – удачный инструмент с точки зрения, например, перевода денег с карты на карту между физическими лицами. Но если говорить о ритейле, система оплаты покупок по QR-коду просто неудобна для покупателей. Во-первых, при оплате товаров через СБП покупатель теряет банковский кэшбэк, к которому он привык. Кэшбэк формируется как раз из эквайринговой комиссии, которую мы ругаем. Во-вторых, у СБП слишком длинный и сложный клиентский путь оплаты по QR-коду, в отличие от Apple Pay и Google Pay, где требуется минимум действий.
Поэтому я думаю, что СБП в ритейле будет работать, если розничные компании предложат программы лояльности, компенсирующие потерю кэшбэка от банка, а также при сокращении количества шагов для оплаты покупки по QR-коду.
– Кэшбэк, который покупатель получает от банка, можно потратить на что угодно. Но бонусы по программе лояльности ритейлера можно потратить только в его магазинах. Насколько это интересно покупателю?
– Внутри ГК «Дикси» мы видим, что покупатель готов возвращаться в магазины сети и тратить баллы, накопленные в рамках наших бонусных пакетов. Маркетинговые активности в ритейле прекрасно работают на стимулирование приобретения товаров и, думаю, сработают для мотивации использования СБП.
В долгосрочной перспективе, на мой взгляд, ритейл будет вливаться со своими программами лояльности в существующие крупные экосистемы – такие, как Сбер и Яндекс. Уже сейчас мы стоим на пороге такой коллаборации – эволюции маркетинговых программ через использование бонусов, начисленных в магазинах, в крупных экосистемах, предоставляющих целый комплекс услуг.
– Константин, обсуждая управление и обслуживание финансовых потоков в ритейле, мы не можем обойти вниманием наличную выручку. ГК «Дикси» была первой в России торговой сетью, которая задумалась о технологичном управлении наличными. В 2014 году вы запустили в нескольких магазинах под брендом «Виктория» пилотный проект по онлайн-инкассации с помощью автоматизированных депозитных машин (АДМ). Позже вы распространили технологию на другие свои магазины. На тот момент в России не было релевантного опыта использования онлайн-инкассации и депозитных машин. По сути, ГК «Дикси» приняла на себя все риски первопроходца. На какие критерии вы ориентировались, выбирая онлайн-инкассацию?
– Самое главное – онлайн-инкассация проста и безопасна в использовании. Внося выручку в АДМ, сотрудники магазина не боятся ограбления кассы злоумышленниками и больше не зависят от графика заезда инкассаторов.
Еще одна причина – быстрая оборачиваемость средств: кассир на торговой точке вносит деньги в депозитную машину, и в течение короткого времени выручка попадает на расчетный счет ритейлера. Компания-ритейлер получает быстрый доступ к наличной выручке – «день в день» – и повышает кассовую дисциплину на торговых точках.
ГК «Дикси» вошла в проект онлайн-инкассации первой, приняв на себя возможные риски. Но были и бонусы: мы получили от партнеров лучшие на рынке условия по ставкам. Но даже без учета наших эксклюзивных условий тарифы, представленные сегодня на рынке, очень выгодны – они дешевле классической инкассации и даже дешевле СПБ. Парадоксально, но наличные, которые годами маргинализировались, сегодня обслуживать легче и дешевле, чем безналичные платежи.
– Константин, в рамках онлайн-инкассации ГК «Дикси» сотрудничает с Газпромбанком, который и предоставляет сети АДМ в аренду. Почему вы приняли решение не приобретать депозитные машины в собственность, как это сделал, например, «Магнит»?
– Каждый ритейлер, принимая такое решение, исходит из уровня свободной ликвидности, которую может направить на покупку депозитных машин. Газпромбанк предоставил нам гибкие условия и возможность выбора: приобрести АДМ или взять их в аренду. Мы выбрали второй вариант, поскольку не располагали на тот момент таким объемом свободных средств. Но даже с учетом стоимости аренды АДМ тариф на онлайн-инкассацию гораздо выгоднее, чем аналогичный тариф на «классику».
Однако могу сказать, что на больших масштабах выгоднее все же приобретение АДМ. Если в вашей сети больше 10 тысяч магазинов, при покупке депозитных машин в собственность вы на эффекте масштаба получаете ту необходимую экономию в операционных костах. Если же сеть не слишком велика, вопрос экономии на капитальных затратах более актуален, чем экономия на затратах операционных.
Но, повторюсь, если вы понимаете, что через пять лет окупятся те инвестиции, которые вы вложили в приобретение депозитных машин, имеет смысл двигаться в этом направлении. Как это сделал, например, «Магнит». Кстати, мы с «Магнитом» работаем на одних и тех же депозитных машинах – Moniron от компании Profindustry.
– Почему вы выбрали эту депозитную машину? Наверняка вы тестировали разные варианты.
– Это был вопрос надежности и удобства. Во-первых, депозитная машина должна быть простой в обращении. Во-вторых, машина должна быть небольшого размера, чтобы органично вставать под кассу или размещаться в специальной комнате, отдельном кассовом узле. Мы проводили технологическую обкатку разных депозитных машин, и в итоге остановилась на АДМ Moniron. Эти устройства наилучшим образом подошли для нас с точки зрения размеров, функциональности, надежности и отказоустойчивости.
– Обслуживающий банк предоставляет ГК «Дикси» финансовое плечо в виде дневного овердрафта. Помогает ли онлайн-инкассация не выходить в ссудную задолженность – более длинное и дорогое финансирование?
– Как я уже сказал, онлайн-инкассация дает нам мгновенное зачисление на расчетный счет наличной выручки, внесенной в АДМ. Для нас скорость получения этих денег выливается в простую математику – в размер нашей ссудной задолженности перед банком. При зачислении выручки потеря даже одного дня для такой крупной компании, как «Дикси», – это очевидные финансовые затраты. Стоимость кредитов для бизнеса растет намного быстрее ключевой ставки Центрального банка, поэтому вопрос необходимости привлечения ссудной задолженности стоит остро.
– Константин, ГК «Дикси» использует онлайн-инкассацию уже около семи лет. Что вы можете посоветовать коллегам-ритейлерам, которые планируют установить у себя на торговых точках АДМ?
– Могу сказать коллегам: не раздумывайте, пробуйте онлайн-инкассацию и депозитные машины, ведите переговоры с банками. Та скорость зачисления денег, которую обеспечивает онлайн-инкассация, более чем выгодна на фоне неуклонного роста стоимости банковского обслуживания и банковских кредитов. За онлайн-инкассацией будущее, и это неоспоримый факт.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?