Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Константин Инешин: «Мобильная торговля будет развиваться вслед за цифровыми сервисами»
В Ульяновской области придумали, как объединить мелких поставщиков, сельских жителей и городских покупателей в рамках проекта мобильной торговли. Почему автолавки рано списывать со счетов и какие еще функции могут взять на себя фудтраки – об этом председатель совета Ульяновского облпотребсоюза Константин Инешин рассказал в Пресс-центре Retail.ru в рамках выставки WorldFood Moscow 2021.
Инешин
– Как возникла такая идея?
– Автолавки – это не изобретение сегодняшнего дня. Мы все знаем, что они были популярны и в советское время. Но сегодня мобильная торговля находится на линии между крупными федеральными сетями и стационарной торговлей малого бизнеса. Дело в том, что в Ульяновской области около 350 малых населенных пунктов, где открывать магазин нерентабельно. Но там живут люди, которые имеют право на обслуживание. Соответственно, есть два способа решения этой проблемы: либо перемещать людей к магазину, либо перемещать товары к ним. Автолавка с успехом решает этот вопрос. Мы приезжаем в нужное время, привозим то, что необходимо людям. Кроме того, мы можем закупать у них излишки продукции.
– О какой продукции идет речь?
– В зоне обслуживания автолавок почти у всех есть огороды. Так что мы в первую очередь говорим об овощах и дикоросах. Чтобы скупать мясную и молочную продукцию, нужен отдельный специализированный пункт, так что этого мы не касаемся.
Но мы можем забирать излишки с огородов, а затем в рамках нашей кооперации на собственном производстве перерабатывать эти продукты.
Мы производим чаи, кисели, варенье, сушеную продукцию и консервированные овощи. Снова грузим в автолавку. И вместе с хлебом, колбасой и другими товарами от наших фермеров отправляем на продажу в город.
– На какие-то специализированные ярмарки?
– Нет, фудтраки просто встают в разных районах города на заранее подготовленные места. Как правило, это проходные улицы с хорошим трафиком. Наши машины там уже узнают, мы специально их брендируем, они яркие, заметны издалека. Но в общем-то городские покупатели наши автолавки уже знают. Надо сказать, что такой формат торговли не зависит от сезона. Мы торгуем круглый год. Получается, что мобильная торговля интересна всем: малому бизнесу, кооперации, местной власти и городскому населению. Она никогда не будет конкурировать с большими сетями, но всегда будет востребована. Даже в Европе есть подобные машины. Хотя там и площади стран гораздо меньше, и плотность населения выше, но автолавки продолжают использовать.
– Сколько машин сейчас насчитывает ваш автопарк?
– На сегодняшний день в облпотребсоюзе 107 единиц техники. Это разные машины: и современные, и допотопные старые автомобили. Сейчас перед нами стоит задача обновления автопарка, и в этом нам активно помогают наши региональные власти. Мы получаем субсидию размером 50% на покупку новой техники, это позволяет оставаться рентабельными.
2
3
– Насколько персонализированно вы подбираете товар и как о вас узнают ваши покупатели на рынке?
– Ассортимент автолавки напрямую зависит от продавца. Хороший продавец для автолавки – это находка. На селе нужно выстраивать исключительно индивидуальную работу. Он должен точно знать, где берут больше хлеба, где – больше молочки, а где – больше бакалеи. Это как раз залог успеха. А что касается узнавания, то нам запретили использовать громкоговорители, как делают в Европе. Но в каждой деревне уже определено место, как правило, возле электрического столба, к которому можно подключиться. Есть маршрут и график посещения, он согласуется с главами поселений, которые передают информацию покупателям.
– А ваши основные поставщики товаров для села – тоже малый бизнес?
– Большую часть продукции поставляют пайщики нашего кооператива «Продвижение», сейчас их более 60. Это и фермеры, и ЛПХ (личные подсобные хозяйства), и просто частники. Двери мы никому не закрываем. Мы даем работу и рынок сбыта для маленьких компаний. Есть много фермеров и предпринимателей, которые получают грант на производство, однако выходов на рынок у них нет и не предвидится из-за малых объемов. Так что такие предприниматели также могут скооперироваться с нами, и мы будем помогать продвигать их продукцию и в городе, и на селе.
– Кто ваши основные конкуренты?
– У нас есть конкуренты из «серой зоны». Это предприниматели, которые тоже ведут торговлю с машины, но делают это нелегально. При этом они не несут ответственности за товар, не используют кассовый аппарат, то есть работают только с наличными. Таких еще много. Но я думаю, что этот слой предпринимателей со временем вымрет как раз из-за наличных. На сегодняшний день пенсия, зарплата и все остальные выплаты приходят на карты. Надеюсь, что людям будет удобнее и дешевле использовать их. Ведь мы можем не только принять оплату по карте, но и начислить на нее средства в том случае, если человек сдает нам какую-то продукцию. При этом единственный вид безналогового дохода у физических лиц, который остался – это сдача излишков собственной продукции или дикоросов, которые собраны в лесу. Все это по закону до сих пор не облагается никаким налогом. Люди это знают, так что нет смысла скрывать эти доходы. Можно спокойно пользоваться картами. Даже наша функция «банкомата» постепенно отмирает. В рамках совместного проекта со «Сбербанком» при предъявлении карты мы можем выдавать из кассы сумму до 5 тысяч рублей. Но практически везде сейчас интернет-покрытие позволяет проводить платежи через банковские карты либо мобильные телефоны.
Мультисервисный офис Сбербанка на выезде.
– Если говорить про планы на будущее, то как вы видите дальнейшую жизнь этого проекта?
– Будем работать над повышением эффективности работы автолавки. Нужно, чтобы она не ездила пустой. В деревню мы везем товар для жителей, от них на склады доставляем сданную продукцию, в город едет фермерская продукция, из города – товары, которые нужны на селе. Во-вторых, сегодня персонал каждой автолавки состоит из двух человек: водителя и продавца. Это сложно, но нужно добиваться, чтобы эти функции мог взять на себя один человек за большую зарплату.
Также дальнейшее наше развитие связано с развитием цифровых сервисов. Мы уже сейчас понимаем, что, когда в онлайн придут жители отдаленных населенных пунктов, нужно будет организовать туда доставку заказов. Зачем специально гнать отдельную машину, если есть автолавка, которая может выполнять функцию пункта выдачи? Также сейчас популярна фермерская, крафтовая продукция. Мы уже продаем ее с наших машин в рамках уличной торговли и на ярмарках. Но прийти на ярмарку может не каждый. Поэтому сейчас мы совместно с нашей региональной корпорацией развития работаем над проектом «Сделано в Ульяновской области». Это проект по продвижению продуктов от фермеров, ЛПХ, малого бизнеса, которые будут продаваться в том числе через маркетплейсы. И наши автолавки будут обеспечивать доставку этих товаров.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Читайте также:
Игорь Блохин, «Лотос»: «Маленькие сети должны не конкурировать с крупными, а создавать свой продукт»
Противостояние «малыша» с федералом
Илья Теличкин, Milkymoon's: «Основная сложность в работе с франчайзи – это менталитет»
Комиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»
Пользователи «1С:УНФ» тестируют новые возможности мобильного приложения «Кабинет клиента»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?