Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Комус» помогает выйти из карантина
Многие компании готовятся выходить из режима самоизоляции в офисы, торговые залы и на предприятия. Но угроза заражения остается, поэтому важно обеспечить все условия защиты сотрудников на протяжении рабочего дня. О том, какие нормы санитарии требуется соблюдать, как правильно оборудовать помещение и какие продукты для этого необходимы, рассказали начальник службы товарного маркетинга компании «Комус» Екатерина Власова и старший технолог компании «Комус», ведущий специалист по санитарии на пищевых производствах, эксперт в области НАССР Данила Новиков.
– Какие требования уже установлены органами власти к предприятиям, планирующим возобновить свою деятельность в докарантинном режиме?
Данила Новиков: По сути, не появилось ничего нового и экстраординарного, все требования соответствуют СанПиНам 1979 года к разным видам трудовой деятельности, например, сфере общественного питания, отелям, торговле, пищевому производству и так далее. Но в период пандемии Роспотребнадзор выделил некоторые правила взаимодействия сотрудников на разных этапах трудового дня, от входа до выхода, и усилил контроль за их соблюдением. Основные нормы остались – мытье рук, антисептики, маски и перчатки, но изменились методы контроля.
– Давайте пройдем по всем этапам организации рабочего дня. Какие нормы и правила санитарии требуется соблюдать сотрудникам от входа до выхода?
Екатерина Власова: Первое – это обеспечение сотрудников масками и перчатками и организация входного фильтра с проведением контроля температуры у сотрудников. Первый контрольный замер производится до начала работы. Сотрудники с температурой 37°С и выше к работе не допускаются, направляются в медицинское учреждение по месту жительства, если температура высокая, то вызывается скорая. Результаты замеров температуры фиксируются в журнале учета. Рекомендуем всем предприятиям контролировать входную температуру бесконтактными термометрами, чтобы снизить возможность заражения. Если бесконтактного термометра нет, то после каждого применения термометр необходимо обеззараживать дезинфицирующим средством.
Для контроля за соблюдением новых правил из штата сотрудников назначают контролеров COVID, которые выдают маски и перчатки, измеряют температуру и несут персональную ответственность за результаты контроля соблюдения работниками и посетителями новых требований к санитарии. Требования в свою очередь необходимо зафиксировать регламентирующими документами: выпустить распоряжение или предписание, с которым ознакомить всех сотрудников.
В помещении обязательна организация мест санитарной обработки рук кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками. Эти санитарные места обязательно должны быть созданы: на входе, в санитарных комнатах и, возможно, на этажах. Человек зашел в здание – обработал руки антисептиком, нажал кнопку лифта и поднялся на этаж – в коридоре его тоже ждет диспенсер с антисептиком. Есть различные варианты диспенсеров: сенсорные и ручные, в том числе локтевые, напольные (стойки) и настенные. Могут применяться антисептики с простым дозатором, которые находятся на ресепшене. Здесь перед оборудованием стоит задача минимизировать соприкосновения с поверхностями и биологическими следами других людей, поэтому мы рекомендуем сенсорные и локтевые дозаторы.
Дополнительно рекомендуем оформить на входе зону наглядной агитации, визуализации правил, чтобы люди, приходя на предприятие, понимали, какие правила нужно выполнять, чтобы обезопасить коллег и минимизировать риск распространения инфекции. Есть специальное демонстрационное оборудование для помещений разного типа. Например, информационные стойки под лист формата А4, где можно разместить небольшую памятку (допустим, сколько раз в день следует мыть руки), или большие стойки для полного набора информации о нормах и правилах. Есть демооборудование для санитарных комнат, где отмечаются графики уборки. В настоящих условиях такая визуализация очень важна.
Кроме требований, разработанных Роспотребнадзором, есть лайфхаки, которые эксперты компании «Комус» рекомендуют использовать в качестве превентивной меры обеспечения безопасности при выходе сотрудников из карантина на работу.
Например, на входе можно использовать дезинфицирующий коврик, в который заливается средство для обеззараживания подошвы обуви. Вирус живет на поверхностях и может «прийти» в помещение с обувью. И коврик со специальным средством на входе снижает риск распространения вируса.
– Как должна быть организована зона питания?
Екатерина Власова: Роспотребнадзор запрещает осуществлять прием пищи на рабочих местах. Рекомендуется выделить специальные зоны для еды и перекуса, которые должны быть обеспечены приточной вентиляцией, умывальником с мылом и дезинфектором. Прием пищи должен осуществляться строго по графику, чтобы избежать скопления людей. Общее требование – держать дистанцию 1,5 метра – применимо ко всем помещениям. В небольшом пространстве обедать желательно по одному человеку. Перед приемом пищи обязательно мытье рук и дезинфекция. Сейчас некоторые компании в зонах приема пищи отгораживают индивидуальные места прозрачными защитными экранами.
Далее для безопасности необходимо всю посуду заменить на одноразовую – пластиковую или бумажную.
Данила Новиков: При выборе посуды надо учитывать, что на пластике вирус живет до четырех суток, на бумаге – одни сутки. Когда мы вскрываем упаковку из 10 стаканчиков и берем один стаканчик, остальные оказываются открытыми для вируса. Лучше организовать удобную установку стаканчиков, чтобы можно было взять только один, не касаясь других.
– Есть ли еще лайфхаки по обеспечению безопасного, может быть, даже здорового питания сотрудников?
Екатерина Власова: Врачи рекомендуют для снижения вероятности заражения больше и чаще пить. Поэтому в офисах и на производстве обязательно наличие воды, желательно – в небольших бутылках по 0,33 и 0,5 л, чтобы можно было сразу выпить воду и утилизировать бутылку. Если нет возможности закупать бутылочную воду, например, нет места для хранения, то надо установить кулер, но обязательно проводить его санитарную обработку.
Данила Новиков: Доказано германским институтом Роберта Коха, что вода смывает вирус.
Екатерина Власова: Также рекомендуется перейти на порционные продукты в индивидуальных упаковках, исключив общие сахарницы, солонки, банки с кофе и прочее. Широкий ассортимент порционных продуктов есть в интернет-магазине «Комус». Это порционный сахар, перец, соль, кетчуп, майонез, варенье, мед. Плюс нарастает тенденция здорового питания. Многие, находясь на карантине, переосмыслили свои жизненные привычки, занялись спортом, пересмотрели рацион питания. И люди, выходя в офис, будут ориентироваться на готовые здоровые блюда. Например, выбирая между чаем обычным и с имбирем, будут чаще выбирать чай с имбирем, потому что существует стереотип, что он повышает иммунитет. Поэтому полезные продукты должны присутствовать в зонах питания.
Данила Новиков: Подчеркну, что это как правила, так и хорошие кейсы, и рекомендации. Каждая компания должна продумать свою схему решений, позволяющих повысить безопасность, – уборка, вода, полезная еда, защитные экраны и так далее, а специалисты «Комус» помогут ее реализовать.
– Насколько часто стоит проводить дезинфекцию и уборку помещений?
Данила Новиков: К частоте дезинфекции дополнительных требований нет. По нормам Роспотребнадзора, дезинфекция проводится один раз в неделю, остальное – на усмотрение самих компаний. Частая дезинфекция – это излишняя мера, потому что при уничтожении флоры убиваются не только болезнетворные, но и благоприятные организмы. По моему мнению, общую дезинфекцию достаточно проводить раз в месяц. Между дезинфекциями достаточно влажной уборки. Уборка сама по себе является частью дезинфекции, убирает все загрязнения, включая вирусы и бактерии.
Но, по требованию Роспотребнадзора, профилактическая дезинфекция должна проводиться раз в неделю, а текущая (протирание поверхностей дезсредствами) – ежедневно с обязательным ведением журнала учета.
– Спрос на антисептики резко возрос. Есть ли сейчас дефицит и какие средства рекомендуется использовать в офисе, на предприятии?
Екатерина Власова: Первые недели после объявления пандемии, когда мы только входили в карантин, был жуткий дефицит антисептиков. Сейчас проблем с антисептиками нет. В том числе и в ассортименте нашей компании есть антисептики в разных вариациях и упаковках от различных производителей. Бывают антисептики спиртовые и на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС). Считается, что средства на спирту более эффективны. Если нет антисептиков, рекомендуем пользоваться дезинфицирующими салфетками.
Данила Новиков: Рекомендации по антисептикам довольно противоречивые, потому что Роспотребнадзор только за март выпустил несколько разных предписаний. Вывод такой: по вирусам эффективно работает только спирт, причем изопропиловый и в концентрации не менее 60%.
– Как обстоят дела с другими индивидуальными средствами защиты, достаточно ли их на рынке?
Екатерина Власова: Уже нет дефицита защитных масок и перчаток, который по аналогии с антисептиками мы наблюдали в апреле–мае. От наших партнеров поступает очень много запросов, по которым складывается впечатление, что перчатки сейчас закупают предприятия всех отраслей – производство, стройка, общепит, торговля и так далее. Офисы готовятся к открытию и тоже массово заказывают перчатки, чтобы обеспечивать сотрудников. В интернет-гипермаркете «Комус» все средства индивидуальной защиты вынесены на главные страницы, чтобы их было просто найти.
– На выходе из офисов и предприятий люди будут снимать свои маски и перчатки. Куда их девать? Уже сейчас на улице валяются использованные маски, а это прямая угроза заражения. Как «Комус» предлагает решать возникающую проблему с утилизацией масок и перчаток?
Данила Новиков: Это важный момент, которым пока мало кто озадачился. Но эту тему уже подняли Институт Коха и НИИ дезинфектологии под руководством Шестопалова, и, уверен, она станет особенно актуальной после выхода из самоизоляции. Риск заражения именно от масок очень высок, маски – это не средство индивидуальной защиты, а защита окружающих от человека, так как человек не знает, болеет он или нет.
По сути, маски и перчатки должны утилизироваться как медицинские отходы, потому что неизвестно, был ли контакт коронавируса с маской и перчатками. Для такой утилизации необходимы отдельные контейнеры, которые подлежат дезинфекции щелочными либо кислотными химическими средствами. Поэтому обычные мусорные баки не подойдут, нужны контейнеры, устойчивые к химическим средствам. Также необходимы мешки под медицинские отходы класса Б.
Екатерина Власова: Добавлю, что первые требования Роспотребнадзора к утилизации масок и перчаток уже есть. В них говорится, что утилизировать нужно, сложив маску и перчатки в полиэтиленовый пакет, лучше, если пакеты будут с zip-замком.
– Как компания «Комус» поддерживает нормы защиты для своих сотрудников?
Екатерина Власова: Мы начали переходить в режим удаленной работы еще до объявления «каникул» президентом, с конца марта, поэтапно – отделами. Техническая организация компании позволила перейти на удаленку максимально оперативно. Сотрудники даже не почувствовали особой разницы от перехода с точки зрения доступа к информации, коммуникации с коллегами. У нас постоянно идут конференции в Zoom, Webex, Skype как внутри компании, так и с поставщиками, партнерами.
До карантина на входе нам измеряли температуру, которую регистрировали в журнал осмотров. Потом в течение дня офис-менеджер еще раз ходил и мерил температуру. Если были какие-то случаи повышения температуры или обнаруживались признаки недомогания, сотрудники отправлялись домой и на медосмотр. На каждом этаже здания и в санузлах стоят диспенсеры с антисептиком.
Перейдя на удаленную работу, также контролируем состояние своих сотрудников и ведем учет. Первые две недели было психологически тяжело, никто не понимал, каким образом будет дальше складываться жизнь, что будет с бизнесом. Но мы старались поддерживать друг друга.
Ввели в практику занятия с коучами – индивидуальные и групповые, руководство всегда остается на связи и дает максимально полную информацию о ситуации. Потом пришло понимание, что удаленно мы можем работать, сосуществовать, общаться, поздравлять друг друга с днем рождения и даже отправлять подарки. Все продолжает жить своей жизнью.
Те, кто продолжает общаться с клиентами, например, курьеры интернет-гипермаркета «Комус», работают в масках и перчатках. Мы сами заказываем себе домой продукты питания, в том числе фреш из нашего онлайн-магазина.
– Про фреш – поподробнее, то есть в «Комус» реализована b2c-поставка свежих продуктов питания?
Екатерина Власова: С начала карантина мы существенно сдвинулись в направлении b2c . Товары и раньше доставлялись физическим лицам, но доля их была очень мала, так как «Комус» в первую очередь ориентирован на b2b -клиентов.
Накануне объявления режима самоизоляции и в первые недели у крупных онлайн-магазинов были огромные проблемы с доставкой, люди ждали товары первой необходимости по две недели. Мы решили прийти на помощь, перераспределили потоки и смогли обеспечить нашим клиентам оперативную доставку продуктов, в том числе фреш на следующий день по всей Москве и области.
Плюс значительно расширили b2c-матрицу, в том числе категорию фреш, ввели охлажденное мясо и свежие яйца. Теперь это полноценный продуктовый онлайн-магазин, где можно купить все необходимое, даже корм для животных.
– Это было плановое или спонтанное изменение?
Екатерина Власова: В новых условиях нужно было искать новые точки роста и развития, поэтому очень быстро пришлось реализовать то, до чего не доходили руки в докарантинной жизни. Если хочешь делать бизнес, важно удовлетворить потребности партнеров и клиентов. И именно потребность в товарах первой необходимости была самой актуальной. У конкурентов возникли проблемы, и мы смогли проявить себя как яркий игрок b2c-сегмента.
– По вашим оценкам, насколько возрастут затраты работодателей на обеспечение средств защиты, санитарные мероприятия, покупку специального оснащения, оборудования?
Екатерина Власова: Работодателям надо готовиться к тому, что придется формировать отдельный бюджет под обеспечение требований Роспотребнадзора и безопасности своих сотрудников. Положа руку на сердце признаемся, что раньше не все строго соблюдали требования СанПиНа, а сейчас деваться некуда, риск очень высок.
Поэтому всем руководителям нужно определить, какого типа продукцию они могут себе позволить – эконом или премиум, какой набор средств и оборудования им необходим, как будет организована зона питания, чем кормить сотрудников и так далее. И заложить средства в отдельную статью.
Сумма первоначальных и последующих инвестиций будет напрямую зависеть от объема бизнеса, количества сотрудников и заинтересованности работодателей выполнять все предписания Роспотребнадзора, а значит, обеспечивать безопасность своих сотрудников и бизнеса.
– Где найти необходимые товары для обеспечения системы защиты сотрудников и кто может проконсультировать? Чем «Комус» может в сложившейся ситуации помочь своим клиентам?
Екатерина Власова: В ассортименте «Комус» есть варианты готовых решений, наши специалисты подберут товары по дезинфекции под любую потребность и кошелек.
На сайте интернет-гипермаркета собрана актуальная информация о требованиях Роспотребнадзора и правилах дезинфекции, которая еженедельно обновляется. В карточке каждого товара даются характеристики и рекомендации к применению. Можно получить онлайн-консультацию на сайте или позвонить по телефону. Оператор может проконсультировать, помочь сформировать заказ, порекомендовать комплекс для обеспечения дезинфекции в зависимости от бюджета.
В штате компании работают менеджеры-специалисты и технологи направлений «профессиональная химия», «мебель», «сложная компьютерная и печатающая техника», «рабочая одежда», которые всегда могут дать подробную консультацию и даже выехать к партнеру, чтобы оценить ситуацию и проконсультировать на месте.
– Бывают какие-то индивидуальные запросы на товары и готовы ли вы их выполнять?
Екатерина Власова: Да, например, сейчас поступила заявка на изготовление повязок на руку с логотипом компании и надписью «Контролер COVID». То есть на предприятии выделяются специальные люди, которые будут контролировать выполнение всех правил и требований. У нас есть собственный полиграфический центр, где можно нанести любую надпись на поверхности. Взяли в работу этот заказ, думаю, что подобные повязки отражают тренд времени, и, скорее всего, подобные запросы будут появляться все чаще.
У нас творческая и клиентоориентированная команда, гибкий подход к идеям и новациям, которые мы быстро подхватываем, тестируем, пробуем, если получается – запускаем, нет – движемся дальше. С приходом карантина мы максимально переформатировались, вся работа проходит в agile-командах, которые занимаются решением оперативных задач. Поэтому у «Комус» получается быстро запускать новые проекты и отвечать самым актуальным вызовам времени.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.