Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 891
Поделиться
Хороший аппетит экономных потребителей - залог непрерывного роста дискаунтеров в кризис
Татарстане с февраля 2009 года мы открыли 17 магазинов.
- Угрожает ли вам сегодня региональная экспансия иностранных торговых сетей (в том числе путем поглощения) или кризис несколько отодвинул такие перспективы?
- О такой угрозе говорят постоянно. Ритейл вообще не дает поводов расслабиться. Взять, например, сеть Carrefour. Как вы знаете, этот второй по величине международный ритейлер продает свой бизнес в России, несмотря на то, что первый магазин сети открылся здесь меньше трех месяцев назад. Решение продать бизнес в России обусловлено отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что не позволяет Carrefour занять лидирующие позиции в России - примерно так звучит официально озвученная причина ухода французов. Другая крупнейшая сеть Wal-Mart уже несколько лет присматривается к российскому рынку, однако пока еще не решается выйти. Рискну предположить, что у российского игрока всегда есть преимущества перед западным: мы знаем своих покупателей, понимаем психологию россиян. В каждом регионе присутствия мы адаптируем концепцию магазинов под вкусы и предпочтения местных жителей. Обязательно предлагаем продукцию региональных производителей, что очень важно для покупателей. Однако появление сильных иностранных конкурентов дает хороший толчок в развитии торговли, возможность перенять какие-то новые, неизвестные технологии. Есть конкуренция - значит, есть развитие.
- Как вы полагаете, чем в большей степени стал нынешний экономический кризис для Х5 Retail Group - временем новых возможностей либо временем "затягивания поясов"?
- Безусловно, экономический кризис спровоцировал консолидацию рынка - сегодня хорошо себя чувствуют только те компании, которые смогли оперативно отреагировать на изменение покупательских предпочтений. Вместе с тем спад в экономике до определенной степени способствует эффективному росту: ставки на аренду торговых площадей значительно снизились, предложение качественных площадей увеличилось, сократились затраты на ремонт магазинов. Появилась потенциальная возможность рассматривать предложения от компаний с тяжелым финансовым положением и занимать освободившиеся площадки. Несмотря на кризис, мы продолжаем активно открывать магазины. В период кризиса формат "дискаунтер" востребован покупателем и потому является мощным источником роста для X5.
Что касается "затягивания поясов": сегодня наша компания прикладывает максимум усилий для повышения эффективности, что должно соответствующим образом отразиться на сокращении издержек. Мы сосредоточили свои силы на сохранении постоянных покупателей. Таким образом, наша компания подготовилась к продолжительной конкурентной борьбе.
- Среди ряда экспертов бытует мнение, что в России нет классических (в европейском понимании) дискаунтеров, которые стараются увеличить обороты за счет жесткой экономии на персонале, торговых площадях, оборудовании и коммунальных услугах. А у некоторых наших ритейлеров само понятие "дискаунтер", либо "эконом-шоп", вызывает неприятные ассоциации чуть ли не с секонд-хендом. А что думаете вы по поводу соответствия "российского дискаунтера" общепринятой практике?
- Учитывая перспективы роста, которые показывает "дискаунтер", неприятные ассоциации он может вызывать только у конкурентов, которые с данным форматом не работают. По данным Росстата, доходы населения за 8 месяцев сократились на 0,7% по сравнению с прошлым годом, а реальные зарплаты - на 3,3%. Безусловно, даже несмотря на сокращение доходов в условиях кризиса, россияне не готовы полностью отказаться от привычных продуктов питания, зато намерены экономить - то есть покупать продукты питания у того продавца, что предложит лучшие цены.
Позиционируя нашу "Пятерочку+" как ценового лидера, мы, безусловно, рассчитывали на увеличение товарооборота наших дискаунтеров за счет притока людей из других форматов. Реакция покупателей на изменение ценовой политики превзошла все наши ожидания: приток покупателей по итогам третьего квартала составил по регионам до 17% - такого мы не видели даже в лучшие докризисные времена. В Татарстане с момента открытия первого магазина нас посетили более 3 млн. человек.
В настоящее время сеть дискаунтеров нашей компании насчитывает около 950 магазинов. Это магазины эконом-класса, расположенные в шаговой доступности от дома. Торговая площадь магазина составляет в среднем от 300 до 900 кв. м, ассортимент - порядка 2,5 тысячи наименований, и это прежде всего товары первой необходимости. Компактные торговые залы, оптимальное количество персонала - все это, безусловно, дает снижение издержек. Однако мы не впадаем в крайности и создаем комфортные условия для покупки: в магазинах чисто и светло, персонал аккуратный и доброжелательный.
- Как складываются ваши взаимоотношения с местными производителями?
- Продукция местных производителей представлена не только в дискаунтерах, но и в гипер- и супермаркетах. По такому ассортименту, как хлебобулочные, молочные и мясные продукты, яйца, в наших магазинах доля республиканской продукции составляет около 70%. Кроме того, как крупный ритейлер мы имеем возможность донести до покупателей товары федеральных и западных производителей по очень привлекательным ценам.
- Поговорим о непростых взаимоотношениях ритейла с поставщиками. Примечательно, что в конце октября Арбитражный суд РТ встал на сторону ритейла, оставив без удовлетворения иск татарстанской антимонопольной службы к ряду торговых сетей по поводу согласованного навязывания сетевиками невыгодных договорных условий местным поставщикам-производителям. А какова позиция вашей компании в отношении пресловутых бонусов и прочих препон для поставщиков?
- Давайте для начала определимся с поставщиками. Для местного производителя в целом условия работы более мягкие, хотя бы потому, что наш покупатель лоялен к товару, произведенному на родной земле, за него он голосует рублем. Товары местных производителей действительно пользуются спросом. Люди знают эту продукцию, и она им нравится. Для удобства покупателей мы выделяем ее на наших полках специальными маркерами (стопперами). В сущности, есть только две причины, по которым мы можем отказать в сотрудничестве. Это неудовлетворительное качество и невозможность обеспечить регулярность поставок в нужных объемах. Наш покупатель - в дискаунтере ли, в гипермаркете ли - достоин самого лучшего, поэтому вся продукция, реализуемая в наших магазинах, проходит строгий входной контроль. Исключений здесь нет, в том числе и для местного производителя. Могу с уверенностью сказать, что мы не станем продавать товар, который не востребован, - низкого качества, с плохой упаковкой. Это делается исключительно в интересах покупателя и в строгом соответствии с Федеральным законом о защите конкуренции и Конституцией РФ.
Что касается бонусов - уже более года мы не взимаем каких-либо бонусов или входных платежей с поставщиков небрендированной продукции, а ведь это самые ходовые товары - фрукты, овощи, мясо, птица, рыба, хлеб и т.д. Товары, выпускаемые под брендами, - другая история. Ведь для владельцев брендов важна не только сиюминутная продажа товара потребителю, но и формирование его долгосрочной лояльности к марке. Наличие товаров на полках в магазине (причем очень важно, на каких именно полках и как товар представлен потребителю) - это маркетинговый прием поставщика, направленный на то, чтобы и увеличивать продажи, и формировать преимущества своего бренда перед конкурирующими аналогами. Во всем мире за рекламу принято платить, поэтому владельцы брендов сами не могут и, более того, не хотят отказаться от платы за мерчендайзинг и маркетинг. Это нужно прежде всего им самим, чтобы бороться с конкурентами за свое будущее. В любом случае все договоры с поставщиками заключаются на обоюдно-добровольной основе.
- Камнем преткновения в законопроекте о торговле оказалась мера по ограничению возможности сетей открывать новые точки в рамках одного муниципального образования, если их доля там превышает 25%. Правда,
ФАС
, предложившая данную меру, затем отозвала эту поправку, точнее, предложила повременить с ее вводом. В то же время вы сказали, что в Европе доля крупнейших игроков превышает и 40%. Насколько 35-процентное ограничение по муниципалитету может задеть интересы X5 Retail Group?
- Текущую версию законопроекта мы расцениваем как нейтральную. Компания X5 соблюдает большинство требований, изложенных в ней. По прогнозам наших специалистов, принятие текущей версии законопроекта не окажет на деятельность компании заметного влияния. Вместе с тем я считаю, что государство не должно заниматься экономическими отношениями между поставщиками, производителями - это решает рынок. Любые ограничения приводят либо к дефициту товаров, либо к повышению цен. Я не считаю, что ограничение доли рынка даст положительный эффект как для развития сетевой цивилизованной торговли, так и для бюджета покупателей.
- Как в целом вы оцениваете перспективы принятия закона о торговле?
-
Закон о торговле
пока принят Госдумой в первом чтении, и перед вторым чтением депутаты внесли уже более 200 поправок. Думаю, что документ должен получиться работающим. Тем более что и Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с лидерами российского бизнеса подчеркнул, что "торговые сети - это, безусловно, шаг в будущее" и что "законодательство не должно быть бестолковым".
- Вы считаете, что только сетевая торговля способна предоставить покупателю низкие цены, ассортимент и качество, а также высокий уровень сервиса и что только за нею будущее? Либо все-таки и форматы, и бизнесы "разные нужны, разные важны"?
- Да - все форматы нужны и важны. Наша компания управляет тремя основными форматами российской розницы - "мягкими" дискаунтерами, супермаркетами и гипермаркетами. Мультиформатность, пожалуй, одно из наших ключевых конкурентных преимуществ. Более того, как у крупной сети, у нас есть серьезные конкурентные преимущества по сравнению с отдельным магазином и небольшой сетью. В первую очередь это низкие цены. Доступность наших цен максимально широкому кругу покупателей достигается за счет больших объемов закупок, совершенствования системы логистики и оптимизации наших расходов. Во-вторых, крупные сети уделяют больше внимания контролю качества, надежности товаров и качеству обслуживания. В-третьих, в большинстве случаев крупная сеть предлагает покупателям более широкий ассортимент. И, наконец, в основе крупного бизнеса - борьба за лояльного покупателя. Крупный ритейлер регулярно предоставляет скидки на различные категории товаров, устраивает промо-акции, организует бонусные программы и выдает дисконтные карты. Между прочим, в каждом из наших форматов задействованы свои механизмы стимулирования спроса. Например, на днях наша компания и ЗАО КБ "Ситибанк" подписали соглашение о намерении реализовать совместный проект по выпуску ко-брендинговых пластиковых карт. Держатели новых карт будут получать поощрения при совершении покупок в сети "Перекресток" в рамках программы лояльности "Клуб Перекресток". В рамках проекта планируется выпустить как дебетовые, так и кредитные карты одной из международных платежных систем, которые могут появиться уже в первой половине 2010 года. Полагаю, что в будущем отечественные покупатели, даже сориентированные покупать на рынках, все-таки примут сторону цивилизованной торговли. Уже сейчас не факт, что товар, реализуемый на рынке, будет наиболее дешевым. Про качество и сервис просто умолчим.
- На днях ФАС без обременений одобрила заявку Х5 Retail Group на приобретение сети универсамов "Патэрсон". Планируется ли в дальнейшем приобретение еще каких-либо сетей?
- Да, Х5 Retail Group стратегически заинтересована в экспансии на территории присутствия - в первую очередь это европейская часть России, Урал, в том числе - за счет покупок других сетей. Я считаю, что мы неплохо развиваемся и будем развиваться в дальнейшем.
- Как вы планируете расширять свое присутствие в Татарстане?
- К концу года мы доведем число дискаунтеров в Татарстане до двадцати магазинов. В 2010 году будут развиваться не только "Пятерочки+", но и форматы гипер- и супермаркет - "Карусель" и "Перекресток".
- Уделяете ли вы внимание сегменту private label?
- Безусловно. Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками в среднем на 10-20% дешевле брендов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private label открыты большие перспективы. Важно понимать, что значительная доля в структуре себестоимости брендованных товаров приходится на маркетинговые и рекламные расходы. Владелец собственной торговой марки этих расходов не несет, что позволяет существенно снизить себестоимость товара, а значит, продавать его гораздо дешевле. Между прочим, в сотрудничестве в области private label мы видим интересные возможности для местных производителей. Это гарантированные объемы продаж без маркетинговых вливаний. Сегодня опыт работы в этом направлении у нас уже есть. А в перспективе ожидается, что private label будет представлен более широко и в ассортименте "Пятерочек+", и в ассортименте "Перекрестков".
- Представляет ли сегодня насущный интерес для вашей компании формат интернет-торговли?
- Да, мы считаем, что интернет-торговля - это довольно перспективное направление, интересная, емкая ниша. Недавно наша компания заключила соглашение о создании совместного предприятия с владельцами интернет-магазинов, специализирующихся на продаже книг и медиапродукции, а также электроники и бытовой техники. На первом этапе реализации проекта планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейшем будет расширяться как предлагаемый ассортимент, так и географический охват. Возможно, в 2010 году компания Х5 Retail Group примет решение о запуске нового бренда в российской интернет-торговле.
- Несмотря на кризис, в течение всего 2009 года компания X5 Retail Group сообщала о росте выручки. Чем объясняется подобное явление - общим ростом цен, подсознательным стремлением покупателей больше тратить на еду в трудные времена либо просто увеличением доли рынка компании в течение года?
- Недавно Росстат опубликовал данные о состоянии розничной торговли за прошедшие девять месяцев. Оборот розничной торговли в РФ в январе - сентябре 2009 года снизился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако в отчете отмечается, что падение оборотов произошло в основном за счет непищевой розницы. Доля продовольственных товаров в структуре оборота, включая продукты, напитки и табак, повысилась в сентябре текущего года по сравнению с сентябрем прошлого с 45,9% до 48,2%.
Но было бы ошибкой полагать, что рост выручки нашей компании является следствием роста цен или подсознательным стремлением покупателей больше тратить на еду. Могу сказать, что X5 Retail Group N.V. как лидер рынка придерживается политики минимальных рыночных цен. В соответствии с нашей рыночной стратегией мы инвестировали полученную экономию в цены, и именно такой подход обеспечил стабильный прирост числа покупателей и лучшие показатели LFL в отрасли (like-for-like, или LfL - сопоставимая выручка без учета доходов от магазинов, работающих менее года. - Прим. ред.).
По итогам третьего квартала 2009 года рост трафика покупателей в целом по Х5 увеличился до 7%, розничная выручка за тот же период увеличилась на 24%. Консолидированная чистая розничная выручка за 9 месяцев 2009 года достигла 196615 млн. рублей, или $6053 млн., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 38% в рублях и на 2% в долларах США (что объясняется эффектом девальвации рубля). Если говорить о финансовых показателях по регионам, то здесь рост розничной выручки Х5 составил 36% и 38% за третий квартал и 9 месяцев соответственно. Этот результат был достигнут прежде всего благодаря сбалансированной мультиформатной модели бизнеса X5. Безусловно, росту выручки способствовало и активное расширение сети, открытие новых магазинов.
- Можете ли вы на примере Приволжского филиала компании отметить некие региональные тенденции изменения спроса в FMCG за последний год?
- Волна увольнений, девальвация рубля и снижение темпов роста бизнеса во многих секторах экономики заставили россиян вспомнить кризис одиннадцатилетней давности. Сегодня среди популярных способов сократить расходы - переход на более дешевые марки продуктов. В нашей республике к началу кризиса правительством были приняты меры по урегулированию торговой наценки на продукты первой необходимости. X5 традиционно работает на опережение - к тому времени мы успели серьезно пересмотреть свои цены. Вот пример: по данным Росстата, продовольственные товары подорожали на июль 2009 года к июлю 2008 года на 12,4%, а рост розничных цен в магазинах сети Х5 составил лишь 11,2%. При этом рост закупочных цен в сети магазинов X5 достиг 14,3%. Таким образом, мы сдерживаем рост цен во многом за счет собственных ресурсов. Результатом клиентоориентированной ценовой политики компании стал возросший трафик покупателей. За девять месяцев 2009 года в магазинах только нашего филиала (все форматы) совершили покупки 14,8 млн. человек, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Как вы оцениваете степень конкуренции на рынке ритейла в России в нынешних экономических условиях?
- Я считаю, что российский рынок еще очень далек от насыщения современной розничной торговлей. Доля крупнейших торговых операторов сегодня у нас не превышает 15%, в отличие от европейского рынка, где доля торговых сетей составляет 40 и более процентов. К началу октября под управлением X5 Retail Group N.V. находились 1217 магазинов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и еще 40 городах европейской части России. При этом наша доля рынка в России составляет порядка 5%. Таким образом, нам есть к чему стремиться. Компания активно развивается. Например, только в рамках формата дискаунтер ("Пятерочка+") в Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.