Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Хельмар Шернек, «Командор»: «Работать на перспективу выгоднее, чем продаться и получить быстрые деньги»
Пока одни региональные сети сливаются с федеральными, другие строят планы самостоятельного развития. Новый генеральный директор красноярской сети «Командор» Хельмар Шернек считает, что компания имеет большой потенциал роста, который гораздо эффективнее реализовывать самим. Перед новым руководителем поставлена задача – обеспечить сети долгосрочную конкурентоспособность.
– Чем вас привлекла работа в сети «Командор», почему было интересно пойти именно в эту компанию?
– Уже во время первого собеседования у меня возникло ощущение, что всю жизнь я готовился к этой должности. Я вырос и окончил университет в Германии, трудовая деятельность началась в розничной торговле – знаменитом дискаунтере Norma. Это достаточно крупная локальная компания с оборотом около 7 млрд евро. Можно сказать, что я родом из дискаунтеров.
Затем переехал в Россию, где работал в сети Media Markt. Немецкий игрок электронной и бытовой техники сумел вырасти на российском рынке от одного магазина до федеральной сети. Это средний формат площадью от 1,5 до 5 тыс. кв. м, похожий на супермаркет.
Следующим этапом карьеры стал Азербайджан, где я руководил сетью быстрого питания, имеющей собственное производство.
Еще три года работал в «ОБИ», а это гипермаркет с ассортиментом 30 тыс. SKU.
Таким образом, можно сказать, что я прошел весь спектр розничной торговли: работал в дискаунтере, знаю, что такое локальный игрок, имею опыт управления форматами супермаркет и гипермаркет, а также – собственным производством. Это очень похоже на структуру «Командора». Мой прежний опыт был отдельными частями пазла, и теперь я могу все сложить в одной компании и идеально использовать здесь все, чему научился. Я почувствовал, что это мне подходит. И самое главное – это было обоюдное ощущение. Четыре месяца адаптации помогли мне более глубоко почувствовать компанию и увидеть, как она работает.
Для меня очень ценно то, что это именно локальная компания, одна из самых крупных на рынке Сибири. Сейчас федеральные сети захватывают рынок и все чаще делают это, покупая местных игроков, чтобы быстро увеличить долю. Недавно иркутские сети «Слата» и «Хлеб-соль» и красноярские «Красный Яр» и «Батон» были куплены и теперь интегрируются в федеральную компанию. Мы приняли решение самим заниматься созданием своего будущего, это гораздо эффективнее, чем продавать.
– Коучи учат, что надо сразу готовить бизнес к продаже, и многие локальные компании мечтают продаться подороже, – разве не так?
– Российская бизнес-модель часто строится по такому принципу – создать сеть, развить до определенного размера, а потом продать. Теоретически продавать можно всегда, и особенно легко это делать на растущем рынке. Но зачем продавать, если мы даже не знаем, на что мы способны, и сколько прибыли можно получить через пять лет, и во сколько раз возрастет стоимость компании. Лучше не продавать, а работать в долгосрочной перспективе, это всегда выгоднее, чем получить быстрые деньги.
– Еще немного о личном – как давно вы живете в России?
– Живу здесь 17 лет, могу сказать, что Россия стала моей второй родиной. Моя жена – русская, сын родился в Москве, и, хотя у него двойное гражданство, он был в Германии всего три раза, и для него Москва – родной город, а Россия – родная страна. Я себя часто называю русифицированным немцем, осваивал культуру, принимал менталитет, людей и рынок. Хочу стать не только жителем Красноярска, но и настоящим сибиряком.
Супермаркет «Командор».
– Вы говорите, что принимали менталитет и рынок, – интересно, какие особенности российского ритейла вы отмечаете?
– По паспорту я – иностранец, но это не значит, что я намного больше знаю о европейском рынке, чем российские бизнесмены, потому что уехал из Европы довольно давно. Конечно, у рынка каждой страны есть свои особенности, но мне комфортнее всего говорить о том, что происходит на домашнем, российском рынке.
Здесь только набирает обороты дискаунтер. В Европе, и в частности в Германии, этому концепту гораздо больше лет: сеть Aldi создана знаменитыми братьями Альбрехт в середине 1970-х годов. Я наблюдаю, как дискаунтер адаптируется на российском рынке. Человек хочет получить максимум – сэкономить, но при этом не жертвовать красотой. Сейчас концепт движется от хард-дискаунтера к дискаунтеру, в котором учтены и дизайн-концепт, и качество услуг.
Вторая тема – e-commerce, который активно развивают и сети, и маркетплейсы. Скажу как немец: в онлайн-торговле и банкинге Россия намного больше продвинута, чем Германия. Здесь можно в мобильном приложении заказать продукты и получить их уже через двадцать минут, у немцев такое появится нескоро. Это круто, и на этой волне мы должны тоже развиваться. Поэтому e-commerce – еще одна точка роста компании «Командор». В Москве доля онлайн-торговли составляет уже 9%, у нас – значительно меньше, но мы хотим достичь уровня сибирского рынка.
– Какие KPI вам определили собственники компании «Командор»?
– Собственники поставили передо мной задачу – обеспечить долгосрочную конкурентоспособность компании. Развиваться вместе с рынком, и именно в долгосрочном периоде. При этом желательно не только быть в тренде, но и опережать тренды, действовать проактивно. После одного из первых собеседований я записал для себя: «очень мудрая формулировка цели». Я получил управление компанией, и мне важно подготовить ее к будущему, продолжать расти, при этом уважать и сохранять ДНК.
– Вы предложили совету директоров свое видение работы компании. Можете назвать основные тезисы этого видения?
– У компании есть три формата: традиционные – гипермаркеты «Аллея» и супермаркеты «Командор» и молодой быстрорастущий – дискаунтеры «Хороший». Управление этими форматами довольно сильно различается. Ключевое различие – скорость управления, принятия решения, изменения ассортимента, оборачиваемости.
Для максимального использования потенциала дискаунтера и традиционных форматов нужны разные процессы управления. Это два мира розничной торговли, которые сильно различаются.
И они оба должны получить более высокий уровень свободы и самостоятельности развития. Наши конкуренты тоже выделяют такие «ветки» для самостоятельного управления. Это более эффективный стиль, чем общее управление. Я предложил совету директоров дальше развивать и усиливать такую дифференциацию.
Против тренда у нас очень хорошо растут крупные форматы – «Аллея» и «Командор».
Обычно ритейлеры думают, что, если формат уже не в тренде, им не стоит заниматься, но я считаю, что даже на уменьшающемся рынке можно увеличивать собственную долю. Мы можем лучше других использовать потенциал традиционных форматов и при этом делать все возможное для развития дискаунтера.
Наше ДНК – это собственное производство, пекарня, кулинария, кондитерская. Для меня увидеть высокий уровень собственного производства было чудом. В европейской части России это далеко не так развито. Федералы начинают добавлять пекарни, продукты высокой степени готовности, но в «Командоре» это было уже давно. В магазинах большинство пекарен имеют полный цикл производства, поэтому там соблазнительно пахнет свежим хлебом, который пекарь выносит в зал на подносе. Многие магазины имеют цеха, и это впечатляет. Будем масштабировать пекарни, чтобы в большем количестве магазинов предлагать свежий хлеб.
– Планируется ли проведение рестайлинга сетей?
– Процесс рестайлинга идет постоянно вместе с реновацией старых магазинов и открытием новых.
– Захотелось ли вам что-то изменить в процессах компании?
– Есть места, недостаточно реализованные. Считаю, что каждый формат далек от полноценной реализации потенциала. В регионе надо настраивать ассортимент в зависимости от спроса местного клиента. Это один из главных факторов успеха. Мы выходим на улицу и видим, что «Командор», «Пятёрочка», «Магнит» расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, и я хочу, чтобы люди шли к нам. Это получится, если мы будем соответствовать локальному спросу.
Еще люди должны знать, что покупают у местных. У нас высокая доля локальных поставщиков.
Коммерческий отдел активно ищет на локальных рынках Сибири, Тывы, Хакасии местных производителей и предлагает сотрудничество. Заключаем не одноразовые, а долгосрочные договоры. И, когда начинаем с ними работать, мы заинтересованы в том, чтобы их развивать.
Поддерживаем региональную экономику, развиваем собственное производство, поэтому смело можем сказать: мы – отсюда и работаем для людей, которые здесь живут. Я называю это «сила Сибири». В «Командоре» локализация ассортимента уже есть, и она будет развиваться дальше. Будем еще больше коммуницировать с покупателем на эту тему, затрагивать его эмоции, плавать на волне локального патриотизма. И это потенциальное поле развития, точка роста и дифференциация от конкурентов.
– Как вы будете рассказывать о своем локальном патриотизме покупателю?
– Планируем использовать весь маркетинговый микс, который у нас пронизан темой Сибири. Слоган акции, приуроченной ко дню рождения компании, – «Живем Сибирью 24 года». Этот мотив – что мы свои, местные – мы хотим усиливать во всех дальнейших коммуникациях.
Дискаунтер «Хороший».
– До того как вас назначили генеральным директором «Командора», вы проработали три месяца в качестве заместителя генерального директора, это был своего рода испытательный срок. Какое впечатление у вас сложилось о компании за это время?
– Для меня это был идеальный подход к адаптации. Мне была предоставлена возможность поработать с предыдущим директором Павлом Шамбиром, было большой честью для меня принимать от него компанию, узнавать нюансы и инсайдерскую информацию. Я считаю такую передачу дел очень мудрой и профессиональной. Павел продолжает работать в компании в качестве члена совета директоров, поэтому мы плотно взаимодействуем. Я с большим уважением отношусь к предыдущему директору. Это личное достижение – много лет управлять компаний, являющейся лидером рынка. В компании больше 10 тысяч сотрудников, многие из них работают по несколько лет. Это ядро, ДНК и бесспорная ценность компании. Развитие будущего при сохранении ДНК – очень хорошая формула успеха. И я буду сохранять душу «Командора» и добавлять новое, чтобы компания сохраняла свою конкурентоспособность.
– Какие планы развития компании вы определили на ближайшие годы, – и, пожалуйста, в цифрах?
– Максимально реализовать потенциал дискаунтера и укрепить сильную позицию традиционных форматов. Там, где мы уже в рынке, хочу продолжать расти с рынком, там, где мы пока не в рынке, – догнать его темпы. У нас есть задачи, выраженные в цифрах продаж, прибыли, количества магазинов, но мы пока не готовы их озвучивать. Скажу только, что планы амбициозные, из-за этого я сюда и приехал: я люблю амбициозные задачи и вижу возможность их реализовать.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Алмаз Низамутдинов, «Доверие»: «С приходом федералов мы изменили свои магазины»
Павел Ковшаров, Zamania: «Проекты в Дубае требуют в два раза больше инвестиций, чем в Москве»
Бизнес-модель для Дубая: что надо знать, чтобы не прогадать с выходом?
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?