Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Х5 ОМНИ: «Пункты выдачи заказов будут практически в каждом магазине»
Забрать посылку в ближайшем продуктовом магазине — в пункте выдачи заказа, локере или даже на кассе — как вам такая возможность? В прошлом году X5 Retail Group создала X5 ОМНИ — подразделение, которое развивает инфраструктуру для доставки заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов в универсамы «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель». О новом решении для «последней мили» рассказывает коммерческий директор Х5 ОМНИ Тимофей Триумфов.
— Когда стартовал проект и сколько сейчас насчитывается точек с пунктами выдачи заказов?
— Летом 2018 года мы начали массово открывать первые локеры с Qiwi и Pulse Express (в дальнейшем были ребрендированы в «Халву»), арендуя постоматы или сдавая площадь партнерам под их локеры. В ноябре прошлого года с «Совкомбанком» создали совместное предприятие. Сейчас у нас уже более 2200 магазинов, где установлены локеры. В среднем услугой пользуются от 2 до 15 человек в день. Всего с момента запуска выдано уже более 700 тысяч посылок.
— А какова география предоставления услуги? На что вы ориентировались при запуске этого сервиса?
— Мы отталкивались от свободного места в магазинах. И сейчас пункты выдачи заказов есть практически во всех регионах присутствия торговых сетей X5. Это и Центральный федеральный округ, и Урал, и юг страны, и даже Сибирь. Дело в том, что почти в каждой «Пятерочке» есть зона субаренды.
Зачастую собственник здания, где магазин арендует помещение, предоставляет дополнительные площади, которые самому магазину не нужны, но на стоимость аренды они не влияют. Мы стараемся предлагать эти площади нашим комплементарным партнерам.
Таким образом мы стремимся, чтобы любой магазин был точкой притяжения, где покупатель может получить комплекс полезных услуг: не только купить продукты, но и зайти в аптеку, магазин детских товаров, воспользоваться каким-то бытовым сервисом. И локеры отлично вписываются в эту стратегию.
— Как покупатели отреагировали на это нововведение?
— Где-то к постоматам уже привыкли, но многие посетители до сих пор спрашивают: «А что это такое?» Поэтому мы постоянно стараемся популяризировать эту услугу. Например, проводили акцию, когда при первом использовании локера клиент получал дополнительные баллы на «Выручай-карту» «Пятерочки». Раздавали листовки, ставили баннеры и получили очень хороший отклик.
— Выдача заказов в магазинах Х5 Retail Group пока производится только через локеры?
— В большинстве случаев пока да, поскольку локер – это удобно. По сути, это конструктор: количество ячеек в локере может варьироваться, поэтому его легко вписать в любое пространство и при необходимости изменить конфигурацию, если например, спрос на услугу вырастет. К тому же они работают автоматически, есть возможность выбора оплаты карточкой или наличными.
Однако пункты выдачи тоже нужны, поскольку сейчас в российском e-commerce одна из ключевых категорий товара — одежда. И покупателям удобно, например, заказать 20 пар обуви, все перемерить, взять одну, а остальные сдать.
Для этого, конечно, нужен классический пункт выдачи с возможностью примерки. Так что они у нас тоже в разработке. Конечно, они появятся не везде, но в местах с высоким трафиком и достаточной свободной площадью этот вариант будет представлен.
— Как работает ваша логистическая схема? Вы доставляете товары сами или силами партнеров?
— Силами партнеров тоже, однако сейчас мы строим собственную логистическую сеть на базе наших РЦ. В ноябре сортировочный центр открылся в Ворсино в Калужской области, недавно — еще один в Подольске.
Как известно, у X5 более 3800 собственных грузовиков, которые ездят из наших распределительных центров в магазины. Зачастую в машине остается достаточно свободного места. И идея в том, чтобы использовать его для посылок, заказанных клиентами из интернет-магазинов.
Еще один плюс — в том, что локеры находятся внутри магазина. И если, например, на точку приедет больше посылок, чем есть свободных ячеек для выдачи, то эти посылки можно временно убрать на склад. И дальше уже сотрудники магазина по мере освобождения ячеек будут докладывать туда товар. А в классических курьерских компаниях зачастую приходится несколько раз возвращаться в одно и то же место, если постоматы заняты. То есть благодаря синергии с нашей существующей инфраструктурой мы можем предложить более эффективную услугу.
— А что делать с магазинами в сельской местности, где трафик не столь велик, однако услуга все-таки может быть востребована? Ведь локер – дорогое удовольствие.
— Да, возможно, в какой-то маленькой деревне с небольшим спросом и низким трафиком нет смысла устанавливать такое оборудование. Но даже для таких мест мы придумали решение: мы хотели бы использовать для выдачи посылок кассу магазина.
Сейчас этот вариант тестируется, и если он хорошо себя покажет, то мы запустим его в работу. В конечном счете наша цель — иметь пункт выдачи заказов практически в каждом магазине. Логистическая цепь у нас выстроена везде, так что каких-то больших затрат в таком случае не предвидится.
— Вы планируете только выдавать посылки или принимать тоже?
— Мы видим, что спрос на такую услугу есть. Иногда клиенту нужно вернуть товар. Также сейчас очень активно развивается сегмент С2С. И пока такое взаимодействие лимитировано тем, что зачастую единственные варианты для продавца и покупателя — это отправка товара почтой или личная встреча. Мы думаем, что было бы удобно отправить посылку в одном магазине и забрать в другом. И работаем в этом направлении.
— Из каких интернет-магазинов сейчас можно получить заказ в ваших точках выдачи?
– В наши локеры уже доставляют заказы из OZON, Lamoda, «Беру.ру», Goods.ru, T-mail и других. В то же время одной из важнейших задач является предоставление развитой логистической инфраструктуры Х5 для доставки посылок от небольших региональных производителей и интернет-магазинов.
Локальные предприниматели смогут отправить покупку своему клиенту в ближайший к нему магазин торговых сетей Х5. Мы готовы работать со всеми, у кого есть потребность в доставке.
— Каковы планы подразделения на ближайший год?
— В апреле мы получим нашу собственную первую версию программного обеспечения для проекта, которую будем дорабатывать. Это комплекс IT-решений. Его задачи — управление складом, управление постоматами и пунктами выдачи заказов, мониторинг посылок и интеграция с существующими системами Х5 Retail Group.
Также сейчас идет процесс разработки полноценного портала, на котором будет вся необходимая клиенту информация: адреса пунктов выдачи, сервис отслеживания треков посылок и так далее. Кроме того, в этом году мы планируем открыть еще около 10 сортировочных центров на базе наших РЦ, чтобы покрыть всю основную географию.
До конца 2019 года хотим расширить сеть постоматов и пунктов выдачи заказов до нескольких тысяч точек. Крупным партнерам интересна максимальная география доставки, так что будем работать в этом направлении.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?