Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Капитан на чужом судне
После продажи Евгений Чичваркин дал массу интервью, которые сводились к четырем словам: «да», «нет», «не знаю». Поэтому задание редакции выяснить у него что-то конкретное и серьезное вызвало у автора этих строк мало энтузиазма. Но приказ есть приказ, и пришлось идти в офис «Евросети». Спецназа на Бумажном проезде не было. Евгений вошел в переговорную в белых штанах с принтами, через плечо болталась сумка в виде яркого солнышка, в глазах мерцала легкая грустинка. В руках был мобильный телефон, на который поклонники Чичваркина все время слали эсэмэски в поддержку своего кумира. Вот все, что можно было вытрясти из Евгения в паузах между увлекательным чтением эсэмэсок:
— Вас можно поздравить со сделкой?
— Нет. Мы продали компанию за копейки.
— А за сколько конкретно?
— Напишите: за три копейки. Какая разница, все равно за копейки.
— Зачем же продавать за три копейки? Вас что-то подвигло на это?
— Да. Понимание кризисных явлений, которые сейчас происходят. Опасения в связи со слишком скромной реакцией в первое время со стороны регулятора.
— А со стороны следственного комитета?
— Это никак не влияет.
— Вы чего-то испугались?
— Банкротства.
— То есть это реально?
— Она, эта реальность, для многих компаний еще настанет.
— Как Мамут может спасти «Евросеть» от банкротства?
— Его перефинансируют. У него устойчивый бизнес. Он владеет такими активами, которые наименьшим образом могут пострадать от кризиса, в частности золотодобычей.
— Другие сотовые ритейлеры в таком же положении?
— Да. Виктор Цой пел: «Все говорят, что мы в-месте. Но немногие знают в каком». Я могу сказать в каком.
— Мы можем слово «жопа» напечатать! Не стесняйтесь!
— Вы сами его произнесли.
— Говорят, банки прекратили финансирование «Евросети» еще в августе?
— Не все.
— Неужели все так неустойчиво в сотовой рознице? Неделя без финансирования, и всё?
— На «Титанике» тоже дыра была небольшая.
— Что же будет с сотовой розницей?
— Я думаю, в этом году независимых компаний не останется. Произойдет перераспределение собственности.
— Что ждет покупателя?
— Когда компании объединяются, снижается уровень конкуренции, идет олигополизация или монополизация процесса. Укрупнение всегда бывает во время кризиса. Конкуренции меньше, цены выше, обслуживание — не лучше.
— А есть ли другой сценарий развития? Могут ритейлеры сохранить независимость?
— Да, есть. Для этого государство может снизить НДС до 12 процентов с 2009 года. Все пересчитают прогнозы прибыли на следующий год и перенаправят средства на инвестиции. Надо убрать заградительные пошлины на продовольствие, и люди станут меньше тратить денег на еду. Это снизит инфляционное давление. Одновременно ЦБ может раздать дешевые кредиты банкам пропорционально уставному капиталу. Это, конечно, будет разгонять инфляцию. Но вкупе с дешевеющей едой это сохранит статус-кво по этому показателю. Единственное, начинающих фермеров придется принести в жертву.
— Кстати, о консолидации. А возможно ли ваше слияние с «Эльдорадо»? Ведь новый акционер этой компании — чешский концерн PPF — находится в партнерских отношениях с Мамутом.
— Это вопрос к акционерам «Евросети» и «Эльдорадо». Но я не вижу смысла делать это, так как у нас немного разная клиентура.
— Но ведь на рынке сотового ритейла есть резервы роста. Аналитики мне прислали очень оптимистические расчеты. В этом году объем рынка сотовых телефонов в России вырастет с 7,5 до 10 миллиардов долларов. Или эти прогнозы теперь не сбудутся?
— Резервы есть, и оптимистические прогнозы сбудутся, если не будет кризиса потребления. Пока люди боятся, что все подорожает, и все метут.
— А где именно может быть рост?
— Я вижу три направления. Первое — коммуникаторы вроде Apple iPhone или новинки от Google. И вообще телефоны третьего поколения. Второе — это устройства, поддерживающие технологию DVB-H, мобильное телевидение. Пока в России она только испытывается, ищут частоты. Но я уверен, народ в пробках или на остановке на своем мобильнике будет смотреть футбол или «Похотливые студентки-3». И третье направление — сотовые модемы для доступа в интернет.
И еще. Как только банки восстановятся после кризиса, через салоны можно развивать розничный банковский сегмент.
Кстати, и в количественном отношении резервы роста по торговым точкам есть. У нас на следующий год в Москве и области запланировано 170 и в регионах еще около 200.
— Вы остались руководить «Евросетью». Надолго? Какие задачи перед вами поставил новый собственник?
— Передо мной бесполезно ставить задачи. Я неуправляем. Сроки мы не обговаривали. Никаких официальных контрактов с новым собственником я заключать не планирую.
— Я вообще не понимаю, как управлять пятью тысячами ларьков…
— Салонов! Мои наставления продавцам просты: улыбайтесь, обслуживайте покупателей хорошо, не воруйте, не опаздывайте, много не пейте. Вот и все, что нужно, чтобы стать лидером. Главное — нравиться покупателям. Этого достаточно. Таково мое завещание.
— Мы вас обсуждали и пришли к выводу, что торговля — ваш главный талант. Вы все равно без нее не сможете жить и никуда не денетесь. Так что дальше?
— Открою кафе-мороженое. Это мечта детства. Или буду шить солнечных коников. (Теребит сумочку в виде солнца на боку.) Буду частным предпринимателем. ПБОЮЛ «Чичваркин». Буду заниматься малым и средним бизнесом. Государство будет меня поддерживать.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?