Декоративное изображение
9 929

Поделиться

Как сократить расходы магазина, используя многооборотную тару

В 2017 году международная компания CHEP (ЧЕП), предлагающая решения в области логистики, пришла в Россию в то время, когда многие покидали наш рынок. Андрей Писарцов, генеральный директор CHEP (ЧЕП) в России, рассказал корреспонденту Retail.ru, почему он верит в российскую экономику, какие направления в логистике он считает интересными для инвестиций и как новые технологии работы с оборотной тарой помогают развивать форматы магазинов.

 

kak_sokratit_rashodi_magazina_pisarcov.jpg

— На чем строится модель работы компании CHEP (ЧЕП)? В чем ее основная миссия?

— Компания CHEP (ЧЕП) работает по системе пулинга (оборота) высококачественной тары – различного вида паллет, для производителей, поставщиков и ритейлеров сектора FMCG. Иначе говоря, мы предоставляем паллеты в пользование клиенту, а не продаем их. Это новое для России явление, которое перекликается с концепцией шеринга (совместным пользованием) ресурсов, на мой взгляд, трендом номер один XXI века.

В идее шеринга и кроется суть нашей деятельности – она позволяет людям быть более эффективными, концентрироваться на основных задачах, а не тратить время на непрофильные вопросы. Уже более 140 лет мы совершенствуем цепочку поставок по всему миру — в этом наша основная миссия. В обороте нашей компании находится более 550 млн единиц тары фирменного цвета CHEP — синего.

— Какие паллеты сейчас использует российская розница: одноразового или многоразового использования?

— У нас распространены обычные одноразовые, «белые» паллеты. Проблема такой тары в том, что она не надежная — товарам при транспортировке может быть нанесен ущерб. Дело в том, что в России до недавнего времени было много ГОСТов, и при производстве сложно понять, на какие именно стандарты ориентироваться.

kak_sokratit_rashodi_magazina_1.jpg

Поэтому многие производители пытаются использовать более тонкую доску, а 80 % стоимости паллеты – это именно доска. Уменьшая толщину доски, изделие становится дешевле, что отражается на его качестве. Если вы будете на РЦ, то из 10 машин, которые разгружаются, в 1-2 есть сломанные паллеты с товаром. Чаще всего их отправляют обратно производителю, что влечет за собой дополнительные потери для всех участников рынка. Многооборотные поддоны используются по всему миру, но в России их пока не много.

— Какие паллеты использовать выгоднее?

— Многооборотная тара выгоднее, во-первых, с экономической точки зрения: взять в аренду паллеты будет на 30-50 % дешевле, чем купить их.

К тому же, сейчас активно вводятся налоги на утилизацию упаковки, в том числе паллет, а значит, возможно, в дальнейшем можно будет избежать налоговых выплат.

Во-вторых, удобство и сокращение логистических издержек – клиенту не надо беспокоиться за обслуживание и возврат такой тары, а значит, затраты на транспорт, персонал и хранение паллет значительно снижаются.

kak_sokratit_rashodi_magazina_2.jpg

В-третьих, повторное использование тары позволяет снизить нежелательный эффект на окружающую среду. Если поддон ломается, выбрасывается, сжигается, это влечет за собой дополнительную вырубку леса и увеличивает выбросы CO2. Срок службы паллет CHEP в 10 раз дольше обычных, «белых» паллет.

— Расскажите, чем отличается «жизненный цикл» одноразовых и многоразовых паллет? Как происходит оборот обоих видов тары?

— Крупный российский ритейлер в среднем в год обслуживает до 12 млн паллет, тратя на персонал и склад под тару внушительные суммы — от 20 до 120 млн рублей в год. Это объясняется тем, что паллеты, пройдя цикл от производителя до РЦ ритейлера, складируются, занимая значительные площади, сортируются, возвращаются поставщикам, что тоже непросто. Использование многоразовой тары отличается тем, что пулинговая компания сама ведет диалог с участниками рынка относительно обслуживания, возврата, обмена паллет.

Чаще всего «жизненный цикл» многоразовой тары выглядит следующим образом: от производителя паллета отправляется на распределительный центр ритейлера, там разгружается, после чего приезжает CHEP (ЧЕП) и отвозит ее в ближайший сервисный центр, где паллета инспектируется, сортируется по типу повреждений, ремонтируется, моется, сушится и отправляется снова в работу. Когда паллета отслужила свой век, мы разбираем ее и используем как запчасти для ремонта других паллет, а стружка идет на обогрев некоторых наших помещений.

kak_sokratit_rashodi_magazina_3.jpg

Интересно, что, например, в некоторых странах Скандинавии ритейлеры стали доплачивать производителям, чтобы те загружали товар на «синие» паллеты CHEP, потому что это гарантирует единый стандарт качества, упрощает процесс оборота паллет, сводит риски порчи товара к нулю, что в итоге экономит бюджет ритейлера.

— Какие решения для розничной торговли вы можете предложить сегодня, помимо упрощения работы с поставщиками?

— Мы помогаем ритейлеру развивать эволюцию форматов магазинов, подбирая микс платформ: европаллеты, деревянные британские паллеты, «дюссельдорфские» полупаллеты, пластиковые четверть паллеты, есть также варианты на колесиках для удобства перемещения по магазину. Такие решения позволяют делать в торговом зале островки, выкладки, промо-акции.

Например, во многих европейских сетях вместо нижней полки товар располагается на «дюссельдорфских» полупаллетах и пластиковых четверть паллетах. Удобно, что на производстве, товар можно поставить на нужный формат паллеты, которая в неизменном виде устанавливается в торговый зал магазина.

kak_sokratit_rashodi_magazina_4.jpg

В результате ритейлеры не только повышают продажи и уровень сервиса в магазинах, но и сокращают затраты на выкладку товара. В европейских странах такой сервис прижился, для российского рынка он пока в новинку.

— Расскажите в целом про европейский опыт использования многооборотной тары. Насколько это явление там распространено?

— Более 60 стран мира используют наши решения в области логистики, потому что они доказали свою экономическую эффективность.

К примеру, мы тестировали четверть паллеты в Испании в сети Ahorra Mas в течение 2 месяцев, используя 2 SKU в категории сухие завтраки. Товар мы разместили на четверть паллеты и поставили в 4 разных местах магазина: торец основной гондолы, нижняя часть полочного пространства, кросс-продажи с сопутствующей категорией в конце полки и промо-остров.

По сравнению с обычным размещением товара, продажи в этих зонах выросли от 28 до 121 %, при этом на 75 % сократились затраты на размещение продукции на полке и на 40 % уменьшились потери и повреждения товара в связи с минимизацией ручного труда мерчандайзера.

Кроме этого, наши паллеты могут быть использованы на автоматизированных складах: стандарт CHEP максимально приближен к стандарту EPAL, а значит тара произведена с соблюдением требований Европейского законодательства.

— Почему компания решила выйти на российский рынок, несмотря на обратную тенденцию — уход международных компаний из России?

— Россия была последней крупной территорией на земном шаре, куда компания не дошла за 140 лет работы. Сегодня многие компании не верят в Россию, в отличие от CHEP, который готов инвестировать в развитие новых логистических решений.

Мы уже открыли сервисные центры в Московской области, Тульской области, Санкт-Петербурге, в ближайшее время ожидается их открытие в и в других регионах. Строительство новых сервисных центров позволит прежде всего снизить арендную ставку паллет за счет сокращения расходов на доставку.

Если говорить про планы, то в течение ближайших 5-10 лет мы надеемся полностью покрыть территорию России.

kak_sokratit_rashodi_magazina_5.jpg

— Где вы закупаете древесину для ваших паллет?

— Как и все международные компании, мы ответственно относимся к ресурсам планеты и всю древесину закупаем у ответственных сертифицированных вырубщиков. Это означает, что лес был вырублен официально, а точки вырубки засажены.

В России эта система тоже работает, сами паллеты мы изготавливаем на местных заводах. Когда-то я работал в упаковочной индустрии и шутил, что мы производим мусор, ведь 95 % отходов человечества – это упаковка.

Одноразовую «белую» паллету можно приравнять к упаковке, которая совершила один цикл от производителя до ритейлера и стала мусором. Мы надеемся, в конце XХI века вся тара будет многооборотной, а планета чистой.

Яна Морозова, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами