Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 713

Поделиться

Как будет развиваться сетевая розница?

Журналисты попросили участников рынка сетевой торговли дать прогнозы развития ритейла в России и рассказать об изменениях финансовой стратегии внутри компании, произошедших в связи с кризисом.

Людовик Олинье, член cовета директоров «Ашан Россия» и директор по контролю управления: – Кризис научил российские компании при развитии бизнеса полагаться не только на заемные средства, но и серьезнее относиться к условиям контрактов и возможностям партнеров. Вероятно, тенденция слияний и поглощений на российском розничном рынке продолжится, ведь ситуация кризиса, как и предполагалось, стала лакмусовой бумагой эффективности бизнеса. Скорей всего, на рынке будут объявлены новые сделки, не исключена и смена собственников. Стремительный уход из России крупнейшего в Европе ритейлера Carrefour не прошел незамеченным для иностранных инвесторов. Поэтому говорить о международной экспансии в краткосрочной перспективе, думаю, преждевременно. В свою очередь, некоторые российские компании, которые ранее даже не приближались к розничному продуктовому рынку, заявили о намерении на нем присутствовать. Во многом направление развития ритейла в среднесрочной перспективе задаст новый закон «О торговле». Чем быстрее будут убраны из нынешнего законопроекта все неточности и разночтения, тем лучше будет для всех коммерческих инвесторов в российскую экономику.

Руслан Мараховский, руководитель управления корпоративных финансов розничной сети Polaris: – В краткосрочной перспективе задачами ритейла является снижение долговой нагрузки и операционных издержек для приведения затрат по данным статьям в соответствие с изменившимся объемом рынка. Это позволит после ожидаемого к 2011 году восстановления экономики и потребительского спроса получить высокоприбыльную модель бизнеса, которая сможет противостоять соответствующему давлению со стороны контрагентов и увеличению операционных затрат. Несмотря ни на что, компании продолжат использовать различные инструменты привлечения капитала, уделяя более пристальное внимание соответствию срокам реализации финансируемых ими проектов. Считаю наиболее логичным появление пакетных банковских продуктов, подразу­мевающих использование факторинга в трехсторонних отношениях между продавцами, поставщиками и банками. Исходя из увеличения значимости для сетей товарного кредитования, со стороны ритейла следует ожидать значительного увеличения спроса на услуги финансовых институтов по выпуску банковских гарантий и аккредитивов.

Илья Тимченко, генеральный директор сети «Белый ветер цифровой»: – По прогнозам аналитиков рынок цифровой техники и электроники по итогам 2009 года сократится на 25–30% в долларовом выражении, в 2010 году мы ожидаем рост на 5–10% по сравнению с результатами 2009-го. Основными драйверами роста будут следующие направления: ноутбуки, особенно нетбуки, смартфоны, игровые приставки и игры. В 2009 году компания «Белый ветер цифровой» существенно увеличила роль производных инструментов финансирования. Более 60% поставок производится с использованием факторинга, дальнейшее увеличение не планируется. В планах продолжить курс на сокращение долговой нагрузки и финансировать развитие сети за счет собственных средств.

Андрей Матюхов, заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Детского мира»: – Рынок товаров для детей в 2009 году потеряет до 10% в рублях, что на фоне 20–30% падения продаж электроники или одежды для взрослых – неплохой результат. Рождаемость в стране по-прежнему высокая. Родители экономят на себе в первую очередь. Конечно, часть покупателей в кризис переключилась на более дешевые каналы продаж – гипермаркеты и рынки. В 2010 году мы увидим возврат покупателей в цивилизованную сетевую розницу после привыкания к кризису и восстановления доходов. В результате наш рынок может вырасти на 7–10%, вернувшись на уровень 2008 года. По мере восстановления экономики в 2011–2012 годах мы ожидаем ввода новых современных торговых центров, что даст нам возможность продолжить развитие сети. «Разношерстность» форматов и невысокая эффективность бизнес-процессов всегда были препятствием для M&A на нашем рынке, поэтому слияний сетевых игроков не ожидаем, даже в регионах. Слабые просто уйдут с рынка, а их площади займут более успешные конкуренты. Основными инструментами в следующем году будут краткосрочные кредиты под оборотку и факторинг.

Александр Малис, президент «Евросети»: – Не думаю, что наличие собственников в лице телекоммуникационных компаний будет так сильно влиять на развитие сотового ритейла, на компанию «Евросеть», в частности. Вот понятно, что «Русская телефонная компания» (розничное подразделение МТС), где 100% владения, будет развиваться по другим правилам. Однако серьезных изменений на рынке мы не видим. Естественно, чья-то доля будет увеличиваться, чья-то уменьшаться, но в рамках обычной конкурентной борьбы. С точки зрения продаж оборудования РТК также будет конкурентом, как и «Связной», и мелкие региональные сети. Однако за сетевым ритейлом будущее. Доли рынка «Евросети», «Связного» будут расти. Какие-то маленькие игроки, которые не платят налоги, останутся, но их доли уменьшатся. Обороты сотовой розницы будут медленно расти. Восстановление идет очень медленно, несмотря на то, что сейчас декабрь – традиционно «высокий» сезон. В своей деятельности «Евросеть» довольно активно пользуется производными инструментами финансирования, такими, как банковские гарантии. Когда поставщики дают отсрочки, нам необходимы банковские гарантии. 

Лев Хасис, главный исполнительный директор X5 Retail Group: – Сегодня на 10 крупнейших игроков приходится около 11% розничного рынка, к 2015 году пять крупнейших игроков в совокупности будут иметь 30–35% рынка. Из них как минимум трое будут иностранцами. Будет большой удачей, если в пятерке останется две российские сети.

Дмитрий Потапенко, управляющий парт­нер Management Development Group: – Сейчас примут закон «О торговле» – вернемся к государственному регулированию. Нас ожидает нормальный дефицит продуктов, а сетевому ритейлу, который и так на ладан дышал, теперь будет еще хуже. Это позволит некоторым игрокам скупить часть активов, скорее даже забрать. Потом крупные компании будут национализированы. «Магнит» и Х5 Retail Group будут консолидаторами отрасли, а потом объектами для отбирания. Им, как абсорбирующей губке, дадут собрать и даже прокредитуют, а потом, условно говоря, повесят вывеску «Росторг», как например «Роснефть» или «Росавиа». Конечно, иностранные ритейлеры останутся независимыми. Даже в Китае есть понятие внешней политики. Никто не захочет в лице Metro ссориться с Германией или в лице «Ашана» с Францией. Печальна как раз судьба отечественных компаний. Американский Wal-Mart в Россию не придет, потому что Штаты – наш враг, кроме того, нет сетевых ресурсов, которые можно купить. Приобретение большой компании лежит в рамках политики, а не экономики – просто скажут: не купите, и все.

Олег Жуников, генеральный директор ГК «Виктория»: – Экспансии со стороны иностранных игроков в ближайшее время не будет. Ни американской сети Wal-Mart, ни французской Carrefour сейчас нет смысла выходить на наш рынок. Выход таких монстров происходит иначе: они покупают двух-трех больших игроков рынка, чтобы сразу занять доминирующую позицию. Приобретать «Копейку» или «Ленту», например, они не будут: не их стратегия. Слишком мала доля бизнеса в структуре сетевого ритейла. Другими словами, они покупают сразу отрасль или ее часть. По крайней мере, структурам, которые имеет мультиформатную сеть, как наша или Х5 Retail Group, хотя сейчас она стала уходить от мультиформатности, нечего бояться – опасаться нужно именно лидерам – «Магниту» и Х5, потому что придут их конкуренты, а не конкуренты супермаркетов. Пока уровень консолидации российского рынка для крупных западных сетей попросту недостаточен. Через два года, может быть, Wal-Mart и появится здесь. Хотя для них уже сейчас удачное время: кризис, происходит миграция из формата в формат. Люди уходят из супермаркетов и премиум-магазинов в дискаунтеры и гипермаркеты – в форматы, в которых они работают.

Журнал Финанс

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами