Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Как брали бонусы, так и берут"
Комитет Госдумы по аграрным вопросам может запросить Генпрокуратуру на предмет соблюдения торговыми сетями положений закона о торговле. Суть претензий производителей к ритейлерам, а также как можно «обуздать» цены в супермаркетах, разъяснил член думского комитета по аграрным вопросам, депутат от «Единой России» Виктор Таранин.
«Сети игнорируют все запреты»
− Виктор Иванович, почему вы считаете, что закон о торговле, вступивший в силу в феврале этого года, так и не смог изменить ситуацию в отношениях между поставщиками и торговыми сетями в лучшую сторону?
− Не хочу показаться пафосным, но с законом о торговле производители отечественной продукции связывали самые лучшие свои надежды. По идее, именно он должен был устранить существующую ныне дискриминацию по отношению к поставщикам. Например, в нем черным по белому прописан запрет брать плату за право поставки продовольственных товаров в торговую сеть.
Закон работает уже два месяца. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но этого не происходит. Торговые сети игнорируют все запреты. Более того, усиливается давление на поставщиков.
− У вас есть конкретные факты?
− Сколько угодно. К примеру, в начале марта руководство компании «Х5 Ритейл Групп» уведомило поставщиков о том, что на них дополнительно возлагается оплата НДС (18%) на перечисляемые им вознаграждения (бонусы). Аргумент предъявили очень «убедительный», мол, вас много, а нас мало, не хотите − не поставляйте, закупим за границей.
Самым откровенным образом не обращают торговые сети внимания и на запрет о том, что даже по «соглашению» сторон запрещается устанавливать вознаграждение за поставку товаров более чем на 10% от цены приобретенных товаров, а на социально-значимые (хлеб, молоко, овощи и т.д.) закон вообще не допускает никаких вознаграждений.
Но торговые сети как брали бонусы, так и берут. Только теперь слово «бонус» они заменили на «вознаграждение», и составляет оно от 7% до 40%, включая и социально-значимые продукты. Аргумент тот же: не хотите платить − не поставляйте. Такова их позиция.
«Закон обязателен для всех»
− Возможно, проблема в том, что правительство РФ до сих пор так и не утвердило список социально-значимых товаров, что и позволяет сетям обходить запретительные нормы?
− Да, постановления до сих пор нет. Но проблема даже не в этом. Причина дискриминации со стороны сетей кроется в их откровенной наглости. Эта позиция приводит к банкротству более тысячи отечественных сельскохозяйственных предприятий, так как они не могут по достойной цене реализовать свою продукцию. Возникает законный вопрос: почему они так себя ведут?
Скорее всего, руководители торговых сетей надеются на свои большие связи и безнаказанность. А зря. Закон обязателен для всех, и здесь свое слово должна сказать власть, и в первую очередь прокуратура. Во всяком случае, депутатский запрос по исполнению федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» в прокуратуру скоро поступит.
«Необходимо ограничить торговую надбавку»
− Принимая закон о торговле, думцы также обещали добиться снижения цен на продукты питания. Однако походы в магазин пока убеждают в обратном. Можно ли ожидать поправок в закон, которые смогут коренным образом переломить эту ситуацию?
− Мы вносили и будем вносить поправки, касающиеся установления четкой фиксации торговой наценки к закупочной цене продовольственных товаров. К примеру, сейчас поставщики отпускают килограмм картошки по 7 рублей, но накрутка сетей может доходить до 100%. Мы предлагаем зафиксировать ее на отметке до 40% или наделить соответствующим правом правительство РФ.
На мой взгляд, это единственный способ остановить рост цен. Ведь сегодня ситуация сложилась таким образом, что сети разоряют поставщиков, а заодно обдирают, как липку, и самих покупателей.
При этом возможными обвинениями в «социализме» нас не возьмешь. К примеру, в Японии торговая наценка не может превышать 10%. Выходит, наша страна снова должна стать экономическим исключением из общемировой практики?
ВЗГЛЯД Мария Шувалова
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?