Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Иван Фетисов, Expo Solutions Group: «Ритейл и Seafood Expo Russia: Каждой рыбе – свой клиент»
В сентябре в Санкт-Петербурге вновь состоится крупнейшее событие рыбной отрасли – V Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia 2022. Организаторы считают: в текущих условиях ритейлерам и производителям как никогда важно продолжать диалог об условиях поставок, которые устроят всех участников рынка. Как рассказал генеральный директор Expo Solutions Group Иван Фетисов, в этом году значительно расширится Ритейл Центр, в рамках которого стороны смогут обсудить варианты сотрудничества.
– Сейчас ситуацию в мире и на рынке нельзя назвать простой. Однако и в прошлом году вы также готовили мероприятие в достаточно сложных условиях. Насколько итоги оправдали ожидания?
– Предыдущие форум и выставку, действительно, пришлось переносить дважды: сначала с 2020 года на июль 2021-го, а потом на сентябрь 2021-го. Сложности, конечно, были, но мы их преодолели. И несмотря на все ограничения, форум подтвердил свой международный статус, а выставка продолжила расти. У нас получилось организовать приезд ключевых зарубежных экспонентов, иностранных делегаций и экспертов деловой программы.
Площадь выставки по сравнению с 2019 годом выросла на 40% и составила 18 тыс. кв. м. Участие в ней приняли более 400 компаний-экспонентов из 40 регионов России и 25 стран мира. А всего выставку и форум в 2021 году посетили более 7 тысяч специалистов из 78 регионов России и 55 стран мира. И, самое важное, впервые 14% посетителей отметили своим главным интересом именно ритейл.
– Одна из ключевых составляющих мероприятия – это Ритейл Центр, в рамках которого поставщики рыбы и морепродуктов и представители ритейла проводят переговоры. Что можете сказать об итогах работы зоны в прошлом году и как планируете выстраивать работу на этот раз?
– Цифры говорят сами за себя. В прошлом году в рамках этого проекта нам удалось собрать 32 торговые сети – как федеральные, так и региональные, а также интернет-магазины. Было 60 поставщиков рыбы и морепродуктов. За дни выставки они провели 750 переговорных раундов. И, пожалуй, главное – заключили 90 договоренностей о прямых поставках в сети. Тем и отличается наш Ритейл Центр от схожих форматов на других мероприятиях. К нам приходят именно за рыбой и морепродуктами и уходят с контрактами по их поставкам.
Мы еще раз убедились, что это полезная и удобная практика. Расписание позволяет ритейлерам не только провести переговоры, но и погулять по самой выставке. Так что в этом году работаем над увеличением количества участников Ритейл Центра. Планируем, что будет присутствовать порядка 50 сетей, в том числе из стран Евразийского экономического союза, и более 70 поставщиков. Хочу сказать, что шанс попасть в их ряды у всех желающих еще есть. Участие для ритейлеров – бесплатное, все подробности – на нашем сайте.
– Какие из сетей уже подтвердили участие?
– Среди федеральных могу назвать «Магнит», «Верный», «ВкусВилл», «Азбуку Вкуса», «Рыбсеть», «Глобус», «Ашан», «Светофор». Из региональных уже точно будут «Высшая лига» (работает на территории Костромской, Ивановской и Ярославской областей), петербургские сети «Семишагофф» и «Вкустер», «Байрам» из Республики Башкортостан и дальневосточная «Самбери». Также подтвердили участие крупные интернет-магазины: «Яндекс», «Утконос», «Гурман-фреш», «Свое родное», Ozon. Это, конечно, далеко не весь список.
– Если говорить о ситуации на рынке, то крупные сети сейчас явно стремятся развивать формат дискаунтера. При этом рыба – продукт недешевый. Есть ли у экспонентов предложения в низком ценовом сегменте? И готовы ли они предложить товар хорошего качества по невысокой цене?
– Наша выставка тем и удобна, что можно найти поставщиков продукции в разных ценовых сегментах. Производители, в свою очередь, заинтересованы в поиске новых площадок для сбыта. Так что здесь вопрос лишь в том, сумеют ли стороны договориться. Мы, как я уже сказал, подготовили для этого все условия. Но вообще, если исходить из опыта, то прямые переговоры в рамках выставки как раз позволяют лучше продумать дифференциацию закупок и выбрать позиции, в том числе и недорогие, которые наверняка понравятся широким слоям целевой аудитории.
Добиться этого можно в том числе путем включения новых товарных позиций из перечня российской рыбы и морепродуктов.
Существует много видов рыбы, которая сегодня непопулярна, но при этом она вкусная, качественная и недорогая: карп, сазан, щука, толстолобик и так далее. А для того чтобы люди их распробовали, в рамках выставки мы организуем зону мастер-классов от шеф-поваров.
Помимо популярной в HoReCa продукции, они уделят внимание и той отечественной рыбе, которая сегодня практически не востребована, но обладает потенциалом, чтобы войти в число новых региональных брендов и драйверов развития.
– Еще одно топ-направление в ритейле – производство СТМ. Насколько интересно экспонентам работать в этом направлении?
– Скажем так, это одна из актуальных тем для обсуждения в Ритейл Центре. Знаю, что многие экспоненты планируют обсуждать с поставщиками покупку не только готовой продукции, но и сырья для выпуска товаров под собственной маркой. Предполагаю, что этот интерес также взаимен. Надеемся, что переговоры пройдут успешно, и мы вместе порадуемся новому этапу развития сотрудничества.
Перспективным направлением развития может стать изменение товарных позиций в сторону соответствия вкусам молодого поколения, а именно увеличение доли продукции ready-to-eat и ready-to-cook. Молодежь не привыкла крутить котлеты из щуки, потрошить скумбрию и тому подобное. Для них надо сделать проще, и они распробуют.
– В прошлом году вы начали развивать сектор «глубокая переработка», посвященный консервам. Сейчас вы активно приглашаете в Ритейл Центр участников категории «бакалея». Такое расширение – это запрос рынка?
– Можно сказать и так. Многие посетители выставки в прошлом году высказывали пожелания об увеличении этого сектора. Мы учли их мнение и решили привлечь больше компаний – производителей консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов, а также сушеной и вяленой продукции, икры, морской капусты.
Кроме того, в этом году в секторе готовой продукции будут представлены БАДы и пищевые добавки из жира лососевых видов рыб и артемии, косметика из водорослей и моллюсков и другие новинки. Это тоже набирает популярность, и мы не можем эти изменения игнорировать.
Особое внимание к консервам – это действительно запрос рынка. Многолетнее изучение отрасли и анализ текущей ситуации говорят, что у нее сегодня огромные перспективы как в России, так и на рынках стран ближнего зарубежья. Логистику такого продукта в текущих реалиях все еще достаточно просто организовать – по сравнению, скажем, с перевозкой замороженной или охлажденной рыбы. А значит, рыбные консервы сохраняют высокий экспортный потенциал.
При поддержке ФГБНУ «ВНИРО» в рамках нашей выставки в этом году впервые пройдет профильное мероприятие, посвященное развитию рынка консервированной рыбной продукции. Цель этой конференции – выработать новый подход к управлению качеством и продвижению этой категории товаров.
– Еще один новый проект 2022 года – «Витрина новинок». Что это за зона, как стать ее участником и в чем преимущество для тех, кто решит представить себя там?
– «Витрина новинок» – это зона для тех экспонентов, которые планируют в рамках выставки представить новые продукты или бренды. Она расположится между Ритейл Центром и зоной мастер-классов от шеф-поваров «HoReCa-арена». Это будут витрины с охлажденной, замороженной и готовой продукцией. Рядом с каждым продуктом будет расположено название и QR-код. Посетитель может считать его и увидеть полную информацию о компании-производителе и представленном продукте. И в дополнение к этому мы откроем специальный раздел на официальном сайте мероприятия. Там же скоро появится подробное описание того, как принять участие в проекте.
Мы считаем, что так посетители смогут заранее ознакомиться со всеми новинками и увидеть их воочию уже на выставке. А экспоненты получат возможность представить продукцию широкой профильной аудитории, которую не может предложить ни одно другое мероприятие в России.
– Как много новичков удается привлекать на Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia? Ведь наверняка мероприятие в Петербурге лишь венчает деятельность, которая ведется в течение всего года?
– Новых компаний много. На их привлечение работает несколько факторов. Один из них – это имидж мероприятия и рост узнаваемости в профессиональных кругах. Многие за эти годы уже поняли: за новинками рыбной индустрии и хорошими ценами на привычные продукты стоит идти сюда.
Другой фактор – трансформация рынка. В меняющихся условиях возрастает ценность отечественных производителей и зарубежных компаний, которые могут предложить оборудование, аналогичное тому, которое поставляли приостановившие свою деятельность европейские партнеры. Чтобы компенсировать нехватку ряда позиций оборудования и услуг, команда выставки в течение года проводит серию встреч с представителями иностранных государств и бизнеса. Среди них есть перспективные партнеры из стран Азии, Латинской Америки, Африки, Европы, СНГ, Ближнего Востока.
Кроме того, отрасль по мере развития нуждается в дополнительных услугах.
К мероприятию присоединяются как крупные, так и большое количество средних и мелких предприятий. К каждому мы стараемся проявлять индивидуальный подход, чтобы сделать его участие максимально эффективным и помочь найти своих клиентов.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.