Видеозапись онлайн-встречи с Иваном Федяковым можно посмотреть на портале.
Примите участие в опросе для нового исследования INFOLine «Динамика потребительского рынка». Участники опроса получат результаты исследования.
Реклама на retail.ru
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
После карантина нас ждет принципиально новый рынок, готовиться к которому надо уже сейчас, считает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков, поделившийся своими прогнозами на онлайн-встрече «Ритейл, кризис, коронавирус 2020».
Видеозапись онлайн-встречи с Иваном Федяковым можно посмотреть на портале.
Примите участие в опросе для нового исследования INFOLine «Динамика потребительского рынка». Участники опроса получат результаты исследования.
– Что ждет розничный рынок после карантина?
– Нам всем предстоит перезагрузиться, перестроиться, выйти на работу в новой реальности и начать бизнес с чистого листа. Нас ждет принципиально новый рынок, и к этому новому надо готовиться уже сейчас, выстраивать свои планы и стратегию. В дальнейшем это развитие позволит нам существовать и получать позитивные результаты, как бы сложно ни было сейчас.
– Что порекомендуете делать компаниям МСБ, которым сейчас не разрешили работать, есть ли выход из ситуации или остается только увольнять сотрудников и закрываться?
– Компании МСБ подставили. С одной стороны, у нас объявлен нерабочий период, поэтому сотрудники могут (а в некоторых регионах даже должны) не выходить на работу, в некоторых случаях запретили деятельность предприятия – закрыли магазин, ресторан, кафе, прачечную. С другой стороны, предпринимателям говорят: все обязательства, которые вы на себя брали, вы должны исполнять – кредитные договора, аренда, зарплата сотрудникам.
В моем понимании, МСБ поставили в ситуацию невозможности выполнения обязательств, поэтому имеет смысл задуматься о подаче заявления о банкротстве.
Долгое время у нас к этой теме относились предвзято и старались до банкротства не доводить, но это не такая драматичная история. Если посмотреть на опыт США, где введены примерно те же самые ограничения и примерно в те же сроки, то там бизнес активно заявляет о своем банкротстве. Например, около 10% ресторанов заявили о том, что они не откроются после завершения ситуации, и около 20% планируют подать заявление о банкротстве в течение ближайших 30 дней. В США уже зарегистрированы миллионы безработных.
Важно понимать, что ситуация может быть пролонгирована на месяц и более, и, пытаясь выполнить обязательства сегодня, надо задавать себе вопрос – сможем ли мы выполнять эти обязательства завтра?
Но даже при более позитивном сценарии, когда забудутся все угрозы, связанные с пандемией, рынок ждет серьезная проблема, вызванная снижением реальных доходов и объемов продаж. Далеко не каждый бизнес способен выдержать падение продаж. Тогда вопрос – стоит ли вообще открываться?
Сейчас, если есть такая возможность, бизнесу необходимо срочно пересматривать договора и обязательства, вести переговоры с партнерами на предмет определения ситуации как форс-мажорной, в которой выполнять обязательства нет возможности.
Я, конечно, искренне надеюсь, что правительство исправит ошибку и объявит период форс-мажором, но пока от этой идеи категорически отказываются и тем самым подставляют бизнес под те непростые решения, которые ему предстоит принять.
Собственникам нужно вернуться к управлению компаниями, иначе они потеряют бизнес. Топ-менеджеры на это время могут занять позицию заместителей.
– Привычки и тренды уже меняются – например, гипермаркеты, недавно теряющие актуальность, в период ажиотажного спроса были самыми востребованными офлайн-магазинами. Какие перспективы появились у этого формата сейчас?
– Ситуация волатильная. Когда население делало запасы, конечно, многие поехали в гипермаркеты, где обеспечен доступ к большому объему товаров и широкий ассортимент. В марте продажи у формата были неплохие, но уже сейчас ограничительные меры региональных властей приводят к тому, что население перестает ездить в отдаленные магазины, уже зафиксировано падение продаж и трафика примерно на 40%, у некоторых продажи снизились в два раза.
Наносится очередной удар, который заставляет более динамично думать о своей новой миссии.
Гипермаркеты сейчас имеют все шансы эту миссию реализовать, преобразовавшись в dark store , магазины-склады для мелкого опта, с зоной отгрузки для дистанционных продаж, которые позволяют осуществлять комфортную доставку до покупателя и таким образом решать проблему последней мили. Например, компания «Лента» запустила проект по дистанционным продажам в партнерстве с сервисами доставки. Возможно, это неплохое решение, необязательно всем иметь собственную доставку.
– Что ожидает такие категории ультра-фреш как готовые салаты, кулинария, свежий выпечной хлеб?
– Весь фреш – не только готовая еда, но и свежие фрукты и овощи – находится под ударом, объемы продаж будут снижаться. Тут действуют два фактора – экономический и психологический. Экономический – у людей меньше денег и возможностей покупать, дешевле приготовить еду самим. Психологический – люди опасаются брать неупакованные товары, горячие блюда и салаты, приготовленные руками сотрудников. Шок не прошел даром – население долгое время будет бояться покупать такие продукты.
Но ритейлерам стоит задуматься о развитии кулинарии в формате пункта питания.
Когда будет снят запрет на передвижение, такой формат будет востребован, потому что часть ресторанов закроется и в определенных локациях будет ограничена доступность готовой еды, а потребность останется – люди будут покупать кофе и упакованный перекус по дороге на работу, выходя на обед и прочее. Магазин и точка общепита могут дать хорошую синергию. Но надо учесть, что экономика магазина и точки общепита разная, и управлять этими функциями должны разные команды.
– Как будет меняться доля СТМ в ассортименте сетей?
– Доля СТМ будет продолжать расти. Собственные марки и до кризиса себя чувствовали неплохо, и у некоторых крупных сетей были планы увеличить долю СТМ в 1,5–2 раза.
Сегодня ряд предприятий, чтобы загрузить мощности, будет относиться к запросам сетей о производстве СТМ с большей лояльностью. Российский ритейл еще не подошел к европейским показателям: если у нас доля СТМ в продуктах питания составляет около 10% от общего объема продаж, то в Европе – более половины. Мы рассчитываем приблизиться к доле в 50% в течение нескольких лет.
– В какие бизнесы сейчас стоит инвестировать?
– Сейчас стоит инвестировать не в новые бизнесы, а в повышение эффективности на каждом этапе бизнес-процесса, в ИТ-систему, контроль, маркетинг. Бизнес требует серьезного аудита, анализа, необходимо выявить слабые точки и уязвимые места.
Нужно становиться сильнее, как бы тяжело и больно нам ни было сейчас, стремиться выйти из этой ситуации на другом этапе развития бизнеса – более эффективном, успешном и оптимизированном. И потом уже важно будет не упустить момент, когда появится возможность инвестировать в диверсификацию и открытие новых направлений.
– Есть ли шанс, что банки будут продолжать кредитовать бизнес и спасут ли эти меры бизнес?
– Шансов на поддержку банков нет. Банки, с одной стороны, будут использовать все государственные схемы поддержки, а с другой – выбивать долги всеми возможными способами, без церемоний и не давая никому никаких каникул. Конечно, они не будут нарушать закон и официальные распоряжения правительства, но рассчитывать на снисхождение банковского сообщества абсолютно не стоит.
– Как будет меняться спрос на разные категории продуктов, когда у потребителя резко снизятся доходы или начнут заканчиваться деньги?
– Пока действует режим самоизоляции, не важно, какие доходы у населения, в этом режиме формируется определенная корзина продуктов, из которых можно приготовить основные блюда дома, – крупа, мука, молоко, яйца, сахар. Приготовление пищи как одно из занятий сейчас сильнее влияет на потребителей и категории, чем уровень доходов.
Когда режим самоизоляции будет снят, все вернутся к привычной жизни, времени готовить не будет, тут предстоит пересмотреть корзину еще раз. И тут будут наблюдаться разные истории в разных категориях. Ожидаем снижения фреш и готовой еды, но пока говорить об этом рано.
– Как изменится кондитерская категория?
– В этой категории как раз неплохая ситуация. Как показывают предыдущие кризисы, население заедает проблемы сладким, человек не может купить новую машину, но может купить шоколад или конфету и получить свою дозу эндорфина для приятных эмоций. Кондитерские изделия временно подвержены снижению, но, когда выйдем из карантина, спрос восстановится.
– Что будет с категорией «здоровое питание»?
– Происходит осмысление жизни, люди становятся более внимательными к своему телу и качеству жизни. Несмотря на экономические проблемы, население будет вести себя максимально ответственно, заниматься спортом, выбирать здоровый образ жизни и предпочитать продукты здорового питания. В будущем стоит запускать эти линейки, при этом важно правильно позиционировать продукты как способствующие поддержанию иммунитета и укреплению организма, поддержке здоровья.
– Какие арендаторы займут площади, освободившиеся после закрытия ресторанов?
– Стрит-ритейл и до кризиса испытывал проблемы, и открытие ресторанов на месте фэшн-магазинов было обусловлено тем, что фэшн-ритейлеры не потянули дорогую аренду. Стрит-ритейл ждет очень серьезная перестройка, в 2015 году долларовые договора переделали в рублевые, потом арендодатели пошли на компромисс, зафиксировав сумму аренды и взяв на себя проблемы инфляции. Теперь будет новый цикл перестроения рынка – договорные отношения с арендой от оборота. Это уже начали делать торговые комплексы, дойдет и до стрит-ритейла. На месте ресторанов могут открыться обычные продуктовые магазины.
– Увеличилось ли количество краж в магазинах в связи с нарастающим кризисом?
– Не стоит преувеличивать проблему краж в магазинах – основное воровство происходит не в торговом зале, а вне его. Наше население в большинстве своем дисциплинировано, потери в магазинах самообслуживания единичные. Но сейчас обстановка заставляет всех включить повышенную внимательность, быть более бдительными, возможно, большое количество людей получит толчок к занятию нелегальными сферами деятельности, возможен рост мошенничества, воровства и краж.
– Как быстро все магазины перейдут в онлайн-продажи?
– Не стоит преувеличивать потребность покупателя в онлайн-продажах. Да, если сеть работает с широким ассортиментом и активной платежеспособной аудиторией, давно пора запустить интернет-магазины. В этом как раз состоит просчет «Ленты» – не сделали вовремя, теперь пытаются догнать лидеров. Но не для всех форматов и сегментов онлайн необходим. Например, для жестких дискаунтеров интернет-магазин нереализуем – ассортиментная матрица в разных регионах разная и подвержена активной ротации. Потребителям этих магазинов дистанционная торговля не нужна: они не захотят переплачивать за комплектацию и доставку заказа, готовы потратить время, чтобы сходить в магазин. Останутся формы, где онлайн не будет востребован. Возможно, в онлайн перейдет около 50% ритейлеров, но 100% перехода не будет никогда.
Рост спроса на дистанционную торговлю и ставка компаний на омниканальное развитие
Рынок онлайн-торговли в марте 2020 года увеличился на 36% к аналогичному периоду прошлого года. Направление доставки вызывает огромный интерес со стороны потребителей. Запросы в поисковых системах по таким словам, как «доставка продуктов», «доставка на дом», «доставка из магазина», выросла в 7 раз в конце марта, в начале апреля рост продолжается. Сильнее всего выросло количество заказов в категориях: товары для защиты (антисептики, термометры, влажные салфетки) – в 5–10 раз, холодильники и морозильники – в 2–3 раза, компьютерная техника – в 2 раза, молочные смеси, корма для домашних животных, автомобильные шины – в 2–3 раза, интим-товары – в 1,5–2 раза.
Развитие форматов мягких дискаунтеров
Розничный бренд теряет ценность, основной фактор выбора – цена. Основные черты «мягкого дискаунтера» – узкий ассортимент, низкие цены, наличие категорий не только низкого, но и среднего и даже высокого ценового сегмента, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование, низкий уровень сервиса, большая доля СТМ.
Развитие формата жесткий дискаунтер
Увеличение количества людей, находящихся на черте бедности, обусловит рост популярности жестких дискаунтеров. Крайне узкий ассортимент, самые низкие цены на рынке, товары среднего и низкого качества, минимизация затрат на оборудование и атмосферу, низкий уровень сервиса. Лидеры формата – сети «Светофор», «Маяк».
Поляризация форматов
Отражает тренд расслоения населения по уровню доходов. Развитие сетей с четким позиционированием и определенной целевой аудиторией. Лидер формата – «ВкусВилл».
Совместные акции как альтернатива промо
Исследования показывают, что все больше компаний стали реализовывать совместные акции, при этом отмечается рост не только количества, но и качества акций. Большая часть опрошенных отмечают рост эффективности совместных мероприятий, позволяющих стимулировать продажи, уходить от промозависимости. Используются разные сценарии – тематические акции, ролевые мероприятия, игры, конкурсы, системы голосования и прочее, с качественным интерактивом и привлечением селебрити.
Вас также могут заинтересовать материалы:
Retail feat. INFOLine 2020. О фазах развития розничной торговли в РФ
ТЦ и арендаторы: стратегии выживания
E-grocery в Китае: до и во время карантина
Дмитрий Левицкий: «Доставка не спасет никого»
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «В период рецессии рынок будет консолидироваться все быстрее»
Мстислав Воскресенский: «Игроки e-grocery – в полном шоколаде»
Артур Баширов, «Точка»: «Не могли предположить, что партнеры начнут закрываться один за другим»
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.