9 из 10 человек являются
В 2023 году доля
Реклама на retail.ru
9 из 10 человек являются
В 2023 году доля
14,9% составила доля СТМ на
В 2024 году сеть «Чижик» открыла 2 000 точек, компания «Магнит» вышла в Магадан с сетью «Магнит Косметик», «Пятёрочка» открыла на Дальнем Востоке более 200 точек, «Лента» запустила 30 специализированных магазинов «Точка Табака» в Сибири, а X5 Group сообщила о планах по развитию розничной сети производителя алкогольной продукции «Башспирт» под названием «Тантана».
Кроме того, в I полугодии 2024 года сеть «ВкусВилл» открыла
18,1% составила доля сельской России на
Для сравнения — темпы роста продаж в городской России составили 11,3%.
Тренд на здоровье поспособствовал развитию молочных категорий. В 2024 году динамика продаж
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сегодня в Союз независимых сетей России входит более 40 компаний и порядка 2500 магазинов, совокупный оборот которых в 2019 году составил 370 млрд рублей. Чем объединение помогает своим участникам и как планирует работать с консолидированной закупкой в будущем? Об этом в рамках онлайн-встречи Retail.ru «Диалоги о ритейле» рассказал директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе.
– Сколько сейчас участников в Союзе независимых сетей и какова его география?
– Сейчас у нас в обойме более 40 компаний, которые являются нашими союзниками. Это порядка 2500 магазинов. География достаточно широкая – от Калининграда до Камчатки.
– Как изменилось это число за последний год? И что происходит внутри самих сетей, входящих в союз?
– Текущая ситуация на рынке сложна для многих. И потому сети, особенно маленького формата, испытывали проблемы с точки зрения развития. Но тем не менее внутри объединения есть крупные компании, которые очень серьезно развиваются в регионах и занимают там лидирующие позиции.
За 2019 год общий товарооборот всех участников составил 370 млрд рублей.
Итоги 2020 года я буду готов озвучить в феврале. Что касается количества открытий новых магазинов, то за последний год мы наблюдаем прирост порядка 5–10%.
– Как выглядит процедура принятия сети в союз? Какие обязанности это накладывает на обе стороны? И в чем выгода?
– Мы изучаем рынок, смотрим, кто еще не вступил в союз. Например, есть компании, которые только начинают свой бизнес в ритейле. Многие сети присматриваются к нам, и мы также наблюдаем за ними. Прорабатываем всю информацию о потенциальном союзнике: кто его владелец, в каком регионе сосредоточены интересы, есть ли еще бизнес помимо розничного, поскольку многие занимаются в том числе и производством. Потом все эти данные выносятся на обсуждение в координационный совет, который решает: принимать или нет. Сейчас ведется работа с семью компаниями, которые уже в следующем году войдут в наше объединение. Участники союза, согласно нашему уставу, соблюдают ряд обязательств, в том числе уплачивают вступительный и ежемесячные взносы. Участие в союзе дает многочисленные возможности – членство в клубе собственников, оперативное получение информации, обмен опытом, консультации экспертов рынка и другие полезные для развития бизнеса инструменты.
– Членом Союза независимых сетей может стать любая сеть или есть какие-то требования? Например, к количеству торговых точек? Интересны ли вам совсем маленькие участники?
– Два магазина – это для нас уже сеть. Так что мы готовы видеть всех развивающихся и начинающих.
– Как вы оцениваете ситуацию в региональном ритейле, которая сложилась сейчас? Есть ли регионы, где участники Союза независимых сетей чувствуют себя, скажем так, более вольготно в плане конкуренции с федералами?
– Ситуация везде разная. Есть регионы, в которых наши союзники занимают большую долю рынка, чем федеральный ритейл. Мы наблюдаем хороший рост в Сибири и на востоке страны. Есть примеры из центральной части России: ульяновская сеть дискаунтеров «Победа» успешно конкурирует в домашнем регионе с федеральным ритейлом. Случаются потери игроков, это происходит по разным причинам. Где-то развитие местного ритейла идет медленно и сражаться с федералами становится тяжелее, тогда принимается решение об интеграции. Но тенденция невелика, наши региональные сети чаще очень активны. От больших игроков наших союзников отличают привлекательность продукта и собственное производство. Мы также чаще общаемся с локальным потребителем и легче адаптируемся под его интересы. К тому же во многих компаниях оживает направление франшизы, с которой они могут выходить за пределы региона.
– Раньше у вас был опыт по организации Федерального закупочного союза. Вы планируете в будущем вести консолидированную закупку?
– Коммерческая составляющая всегда привлекательна, и мы над этим вопросом работаем. Но сегодня мы пока стоим на паузе. Основная проблема – это запрет по линии ФАС .
Мы пока не можем создать единый союз по закупке. Но мы сотрудничаем с правительством, уже подготовлен проект документа для Министерства торговли и промышленности о возможности снятия ограничений.
Я уверен, что нам пойдут навстречу. И это станет отправной точкой к тому, чтобы иметь возможность конкурентной закупочной цены.
– В одном из эфиров «Диалогов о ритейле» уже обсуждалась ситуация, что иногда маленьким сетям приходится отказываться от брендов из-за огромной разницы с федералами в закупочных ценах. Как вы считаете, возможно ли решить эту проблему как-то иначе?
– Понятно, что федеральные бренды востребованы, их товары продаются легко. Но могу сказать, что и региональные производители, безусловно, развиваются и дают интересный и вкусный продукт. И во многих случаях сотрудничество с ними с точки зрения цены и качества получается эффективнее. Правильная стратегия для нас – это переговорный процесс. Думаю, что после получения одобрения на создание закупочных союзов мы сможем выражать свое мнение более четко, в цифрах.
Пока же задача по федеральным поставщикам – донести до них информацию, что, например, в Калининградской области тех же «Пятерочек» меньше десятка, в то время как наш локальный партнер имеет там более сотни магазинов. И это несправедливо – не давать ему ту цену, которую получает этот десяток федеральных магазинов.
– У вас достаточно много проводится различных встреч по обучению и обмену опытом. Каких знаний не хватает маленьким региональным сетям?
– У нас есть союзники и партнеры, которые активно развивают разные направления. Например, в области работы с персоналом, IT-технологий, логистических решений и так далее. Мы также приглашаем сторонних спикеров, специалистов в той или иной сфере. Но в основном обмен опытом происходит внутри союза. Допустим, сейчас на рынке активно прорабатывается модель магазинов без кассиров. У нас внутри есть компании, преуспевающие в тех решениях, которые предлагают большие игроки. Подобные решения на рынке обычно дорого стоят, тогда как в рамках наших встреч можно приобрести полезный опыт по внедрению данных технологий. Пандемия внесла свои коррективы, обычно мы проводим минимум десять встреч в месяц на разных платформах. Например, один ритейлер рассказывает про строительство магазинов, другой – про собственное производство. На такие встречи обычно приезжает не один человек от компании, а целые делегации. Они остаются в плотном контакте, могут в любой момент обратиться друг к другу за помощью в том или ином вопросе. Или они адресуют вопросы нам, в дирекцию союза. У нас есть некий пул ответов, мы знаем, к кому можно обратиться, кто и чем готов помочь. И мы стараемся, опять же, свести эти компании в режиме прямого диалога. Что касается планов – в феврале – марте будущего года мы планируем провести очную встречу по вопросам собственного производства. Она пройдет на площадке нашего партнера «Челны-хлеб» в Татарстане.
– Союз независимых сетей – это только продуктовая история или есть вариант с принятием в ваши ряды компаний из категории нон-фуд?
– Это направление может быть интересно. Мы посещаем вебинары и форумы и видим, что у нас есть общие вопросы. В первую очередь с точки зрения IT-технологий, помогающих продавать онлайн. Компании из категории нон-фуд в этом случае могут делиться своим опытом. Помимо этого, мы также видим в нашей обойме производителей. Есть проекты shop&show, которые с точки зрения производителя и ритейлера могут быть достаточно синергичны. Среди производителей также есть те, кто открывает свои маленькие магазинчики. Для них это скорее маркетинг, а не бизнес, но мы видим их в качестве наших партнеров.
– Не можем не спросить о ближайших планах: какие задачи вы считаете первоочередными?
– Приоритетная задача – разобраться с текущими вопросами. Найти пути решения, которые возникают у региональных партнеров. Нам интересна коммерческая составляющая, как я уже говорил. Уверен, что мы получим правильный инструмент в короткой перспективе. Взаимосвязь с государством является важным направлением, в котором мы продолжим работу. И будем активно расширять наш союз, присоединяя к нему новых игроков.
Посмотрите видеозапись беседы с Иваном Бабухадзе:
Читайте материалы, созданные по следам онлайн-встреч «Диалоги о ритейле»:
Как ведущие food-ритейлеры развивают категорию «ЗОЖ. Био. Веган»
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «Мы готовы поглощать сети»
Галина Ящук, «Ашан»: «Мы хотим залезть на иглу промо»
Алексей Калинин, «Стейковка»: «Говядина – это долгие инвестиции»
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Об особенностях формата малых магазинов крупнейшего ритейлера, нюансах франшизы и планах развития.