Декоративное изображение
6 970

Поделиться

Ирина Канунникова: «Результаты работы СМСР за полгода мы уже можем измерять в сотнях и тысячах миллионов рублей»

Уважаемые читатели! Представляем Вашему вниманию небольшое интервью с директором Союза малых сетей России Ириной Канунниковой.

Ирина Канунникова

Ирина, расскажите нашим читателям о Союзе малых сетей России. Как давно работает эта организация, какие задачи перед ней стоят сегодня и как можно стать членом СМСР? Союз создан де-факто в сентябре 2006 года, когда 6 сетей встретились и приняли решение о том, что необходимо создать организацию, которая поддерживала бы и координировала работу локального ритейла,  так называемых малых сетей. После этой инициативы, в декабре 2006 г. была зарегистрирована организация Союза малых розничных сетей. На тот момент совокупный оборот членов союза был 240 миллионов долл., на сегодня – свыше 600 млн. долл. и численность магазинов у нас сейчас составляет  440 магазинов в 17 регионах. На сегодня фактически создано два крыла Союза: некоммерческая организация, осуществляющая общественную деятельность, и коммерческая структура, ведущая торгово-закупочную деятельность. Мы сфокусировались, прежде всего, на необходимости создания информационного пространства, столь необходимого для сетей, находящихся в различных уголках нашей страны. Мы – малые продовольственные сети России видим себя частью единого агропромышленного комплекса страны и в этом смысле ежедневно решаем задачу поддержки и развития наших местных производителей и не побоюсь продовольственной безопасности страны  Значимость этих сетей колоссальна, а профессиональной информационной подпитки, внимания со стороны государственной власти нет, и в частности, именно потому,  что не было такого объединения, которое могло бы служить некой площадкой и доносить мнение этих сетей и принимать участие в законотворческой деятельности. Сети, объединенные в нашем Союзе, получают возможность доступа и общения с другими сетями с такими же самыми проблемами, и они находят совместные способы решения проблем. У нас проходят взаимные «деловые визиты», например, из Мурома  приезжают в Петрозаводск и знакомятся с опытом работы местных сетей в аспекте собственного  производства. Многие приезжают в Москву знакомиться с опытом сети АБК. Результаты этого общения и обмена опытом мы можем на сегодня измерять в денежном эквиваленте. И это всего лишь за 6 месяцев существования Союза. Стать членом Союза можно после подачи заявки в дирекцию Союза. Существуют критерии вступления в Союз. Когда сеть подает заявку, то она рассматривается Координационном Советом Союза и если не возникает возражений у членов Союза, если совокупный оборот по итогам 2006 года не превышает 250 млн. долл., то эта сеть становится членом Союза.

Расскажите о прошедшей встрече в ФАС, на которой обсуждались меры антимонопольного регулирования. Кто принимал участие в работе этого заседания и какие именно обсуждались вопросы? От Союза в работе этого заседания приняли участие Вячеслав Егоров (председатель Совета Директоров АБК)  Ирина Канунникова, директор Союза. Также были представители трех ассоциаций: от Ассоциации  компаний розничной торговли ( АКОРТ ) — Хасис Л.А., председатель Президиума АКОРТ, главный исполнительный директор «Х5 Ритейл Групп», Андреа Мартинелли, член Президиума АКОРТ, региональный директор «МЕТРО Кэш энд Керри» по России и Украине; от Содружества производителей фирменных торговых марок (РусБренд) — Якобашвили Д.М., председатель Совета директоров РусБренд, председатель Совета директоров «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания»; от некоммерческого партнерства «Эффективный отклик на запросы потребителей» (ECR-Rus) – Эрик Блондо, сопредседатель ECR, генеральный директор «Мосмарт». Речь шла о шести принципах розничной торговли, предложенных АКОРТом, вместо выработки позиции относительно  27 пунктах, которые были выявлены в ходе проверки в Санкт-Петербурге. Союз высказал свою точку зрения по этому вопросу еще в конце апреля. Ждем определения по этому вопросу со стороны членов АКОРТа . Ваш союз выступает за ограничение времени работы для круглосуточных магазинов? Да, это нормы которые уже введены и используются за границей и я считаю, что нам быть исключением, наверное, не правильно.

Но ведь есть данные, что покупатели в тех странах, где есть ограничение по времени работы для крупных магазинов, не очень довольны этой практикой… Мы не предлагаем вовсе ликвидировать круглосуточный режим работы магазинов, как например это введено в Германии и в ряде других европейских стран. Данная норма распространяется лишь на крупные продовольственные форматы: гипермаркеты и молы. Любой покупатель всегда может приобрести все необходимое в ближайших супермаркетах.  Безусловно, это ограничение позволит дополнительно поддержать немассовые форматы и никак не ущемляет интересы покупателей.  Регулирование розничной торговли на сегодня с точки зрения законодательства очень сложный процесс. Лично я выступаю за рыночные рычаги регулирования, особенно на растущем рынке, когда рынок крайне нестабилен, когда о его структурированности и зрелости говорить преждевременно. А рычаги государственного  регулирования, которые могут быть введены «на вырост», с заглядыванием в далекое будущее — это очень непростая задача, которая сегодня стоит перед Минэкономразвития и ФАС .

 

Какова позиция СМСР по вопросу доминирования крупных торговых сетей на локальных рынках? Вот это как раз один из тех пунктов, которые «на вырост». Потому что вопрос очень непростой, у нас есть закон о конкуренции и фактически там все прописано. И если возникает вопрос о том, что существуют сферы, которые требуют дополнительного регулирования, то, наверное, розничная торговля – это не та сфера, которая  на сегодняшний день действительно должна вызывать тревогу у государственных органов в плане ситуации с доминированием. Рынок еще недостаточно созрел для того, чтобы у нас сформировались игроки, которые приближались бы к границам норм доминирования и которых надо уже осаживать с помощью ФАС,  за которыми надо особо наблюдать.  Мы  очень благодарны ФАС и Министерству экономического развития и труда, которые включают в активную работу экспертов розничного бизнеса: представителей как малых сетей, так  и крупноформатной розницы. Этот вопрос требует детальной проработки при активном участии  всех участников продовольственной розницы.

Среди задач СМРС называется и обеспечение равных отпускных цен для всех участников. Каким образом Вы предлагаете регулировать это обеспечение? Союз имеет два крыла: некоммерческая организация, которое призвано отстаивать некоммерческие интересы членов Союза, и коммерческий проект «Торгово-закупочная система  ТРИ С». Коммерческий проект — это самостоятельное акционерное общество, зарегистрированное в июле текущего  года. Ее учредителями является большая часть членов Союза, и мы вложили в нее значительные средства, чтобы создать  в Москве федеральный центр закупок. Это информационно-маркетинговая платформа, которая выстраивается в соответствии с современными технологиями торговли. Задача этого предприятия — консолидировать закупки федеральных и транснациональных брендов. То есть по тем позициям, по которым мы уступаем крупнейшим  игрокам.  Анализ показывает, что мы сильны во взаимоотношениях с местными производителями: у нас аналогичные и даже лучшие условия по хлебу, молоку, колбасам местного производства. Что касается наших контрактов с национальными корпорациями то, зачастую мы сталкиваемся с откровенным демпингом, противостоять которому способны только консолидируя закупки.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами