Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игорь Шехтерман, X5 Retail Group: «Доходы населения не растут, поэтому и цена не должна»
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group, встретился с журналистами на открытии новой «Пятерочки» в Краснодаре, чтобы поговорить о планах развития форматов, новых решениях в торговле, рассказать о результатах некоторых пилотных проектов и многом другом.
— В каких регионах вы планируете развиваться в следующем году?
— Преимущественно в тех регионах, где мы уже представлены. Если брать Южный федеральный округ, мы планируем достаточно быстро и сильно здесь расти.
Краснодарский край — один из регионов, который хорошо развивается: рост розничного товарооборота в регионе по итогам года ожидается выше, чем в среднем по России; реальные денежные доходы населения здесь выросли по итогам первого полугодия этого года, тогда как по всей стране они падают.
Здесь у нас уже открыто более 550 «Пятерочек» и 22 «Перекрестков». И мы продолжим открывать новые магазины. Это стратегически важный для нас регион — здесь естественным образом прирастает население, а потребление, розничный товарооборот на душу населения здесь выше, чем в среднем по стране.
Что касается Санкт-Петербурга, то он для нас закрыт, потому что наша доля достигла 25 % по итогам публикации данных об обороте розничной торговли. Но эта ситуация всегда меняется: на каком-то этапе он (регион) закрывается, потом открывается. Несколько лет назад Санкт-Петербург уже был закрыт, но когда наша доля снизилась ниже 25 % за счет того, что открывались конкуренты, мы снова получили возможность там развиваться. Поэтому мы относимся к этому нормально.
Когда какой-либо регион «закрыт», мы больше фокусируемся на улучшении операционных показателей, чтобы увеличивать эффективность с квадратного метра, а также росте лояльности наших посетителей.
— Все новые «Пятерочки» открываются в новом концепте. Насколько продажи в обновленных магазинах выше, чем в обычных?
— Пока мы не раскрываем конкретные показатели. Даже 30 магазинов, которые мы откроем до конца года, — это очень маленькая база, чтобы делать какие-то выводы, плюс небольшой срок работы магазинов. Когда у нас будет открыто около 100 магазинов и они поработают полгода, тогда можно будет делать выводы. Первые дни не всегда показательны.
Когда открывается магазин нового формата, очень важно оперативно получать обратную связь от покупателей. У нас разработан этот механизм, и через мобильное приложение, и через интервью на входе.
Например, по результатам работы магазинов в Москве и Московской области, а они работают с сентября и октября соответственно, мы где-то изменили подход к формированию матрицы по «фрешу», где-то по фруктам, где-то мы добавили больше продуктов ready to eat.
В следующем году все магазины будем открывать уже в новом формате, и в ближайшее время примем решение, сколько будет реконструировано действующих «Пятерочек».
При этом в зависимости от локации и потребностей жителей магазины в новой концепции могут отличаться набором сервисов, в т. ч. набором инновационных решений — электронные ценники, кассы самообслуживания. Обновленные магазины уже открыты в разных городах страны — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и других.
— Что будет с гипермаркетами «Карусель»?
— Гипермаркет создан в первую очередь для закупок впрок и чтобы население могло купить там большое количество нон-фуда. Эти миссии прекращают свое существование, закупки впрок уже не очень востребованы покупателем. Люди любят фреш, а значит ходят в магазин часто и делают свой выбор в пользу свежих продуктов.
В гипермаркетах большая доля нон-фуд, который сейчас все больше уходит в онлайн. Поэтому мы считаем, что рынок гипермаркетов не будет развиваться, а в следующем году их доля снизится примерно на 5 %.
Мы этот сегмент развивать не будем. На смену ему у нас пришел Perekrestok.ru, он закрывает нишу «покупки впрок», и покупателю не нужно тратить время на поездку в гипермаркет. Мы не уходим от сегмента «покупка впрок», мы его трансформируем в онлайн.
Часть своих гипермаркетов мы переделаем в супермаркеты «Перекресток», сократим площади, увеличим зону для продуктов фреш. Часть гипермаркетов мы переоборудуем под dark store , на базе которых будем осуществлять доставку. Часть — закроем, некоторые оставим развиваться под брендом «Карусель».
— Как будет развиваться онлайн-торговля? Сколько появится магазинов-складов под онлайн-торговлю dark store?
— Perekrestok.ru вышел на более чем 6000 заказов в день. В следующем году мы ожидаем рост до 10 000 заказов в день. На сегодняшний день купить продукты онлайн можно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В столице у нас открыто 3 dark store, еще 1 мы откроем в 2020 году, чтобы полностью «закрыть» Москву и область по доставке.
Кроме того, к концу 2020 года мы планируем открыть второй «темный магазин» в Санкт-Петербурге. Пока будем фокусироваться на этих регионах, чтобы отработать бизнес-модель.
Когда мы входим в новый бизнес, важно, чтобы он через 3 года вышел на позитивную EBITDA. Вскоре мы приблизимся к этим показателям. Также мы планируем запустить Perekrestok.ru в одном из новых регионов в Центральной России.
— Расскажите подробнее про омниканальную модель.
— Мы сосредоточены на развитии омниканальности, когда покупатель может осуществлять бесшовную покупку, поэтому развиваем сразу несколько направлений. Это click & collect, когда покупатель может заказать, приехать и забрать товар самостоятельно.
Также в следующем году мы проведем эксперимент — на базе dark-store Perekrestok.ru можно будет забрать свой товар самовывозом, он будет распространяться в том числе и на B2B-заказы. И мы запустили экспресс-доставку — пилотный проект на базе «Пятерочки», когда товар комплектуется в ближайшем магазине и доставляется в течение 90 минут.
В следующем году мы будем и дальше тестировать доставку из «Пятерочек» в Москве и планируем выйти в несколько регионов для того, чтобы сделать пилотные проекты.
— Как вы будете развивать сегмент готовой еды?
— Готовая еда — тренд, который развивается по всему миру. В России доля тех, кто предпочитает питаться вне дома пока только 10 %, в США — около 50 %, в Европе — 30 %. Мы видим здесь большой потенциал для развития.
Люди все меньше хотят готовить дома, но при этом есть качественную еду, в том числе покупать ее в магазинах у дома. В следующем году у нас доля выручки от готовой еды вырастет в полтора раза. Сегодня лидером среди сетей Х5 по доле кулинарии является «Перекресток», где она составляет 2,6 %.
— В Московской области Х5 построила самую большую фабрику-кухню в России. А как вы будете обеспечивать готовой едой магазины в других регионах?
— Московский проект — действительно самая большая фабрика-кухня в России — 26 000 кв. м, одно из самых автоматизированных производств в нашей стране. Планируется, что, когда smart kitchen выйдет на полную мощность, она будет производить в день 120 тонн готовой еды для «Перекрестков» и «Пятерочек» Московского региона — около 600 различных наименований.
В регионах у нас нет одного крупного поставщика, который мог бы поставлять готовую еду, и мы сотрудничаем с большим количеством операторов. Мы ищем российских и международных производителей, которые будут готовы строить для нас производство готовой еды навынос.
Мы не планируем фокусироваться на том, чтобы инвестировать в собственные производственные мощности, потому что не хотим быть вертикально интегрированной компанией. Мы концентрируемся на ритейле, но при этом готовы развивать другие направления с различными производителями, профессионалами этой категории.
— Какие новые технологии вы сейчас тестируете?
— Мы сфокусированы на цифровой трансформации. Одна из технологий, которую мы собираемся использовать в большинстве магазинов — это электронные ценники. Работа с ценниками вручную занимает примерно 6 % рабочего времени сотрудников. Автоматизация позволит минимизировать число ошибок и освободить часть времени для общения с покупателем.
Электронные кассы тоже освобождают рабочее время кассиров. Также мы используем видеоаналитику. Когда товар отсутствует, пустые места на полке считывают видеокамеры и отправляют эту информацию сотрудникам магазина, им остается только выложить товар.
Один из успешных проектов — видеоаналитика очередей на кассах. Мы запустили его 1,5 года назад и заметно сократили количество людей, ожидающих своей очереди. Основные наши инвестиции связаны с теми проектами, которые помогут сделать операции на уровне магазина и операции на уровне РЦ более эффективными.
Наша задача найти технологии, которые позволят освободить рабочее время сотрудников от рутинных операций и направить его на улучшение клиентского сервиса.
— Какие тренды вы можете отметить в фуд-ритейле?
— Цена по-прежнему остается самым важным фактором. Реальные доходы населения не растут, поэтому и цена не должна расти. Второй важный фактор для покупателей — это комфорт, удобство, в том числе это связано с экономией времени – быстрые покупки по разумной цене. Потребитель хочет больше овощей, фруктов, товаров fresh -категории, а не калорий.
Еще один аспект экономии времени — это наш пилот по экспресс-доставке. Кроме того, мы фокусируемся на экологической составляющей — используем перерабатываемые пакеты.
Потребители обращают на это внимание по всей стране. Это хороший показатель зрелости общества. И мы делаем на это упор — устанавливаем постаматы по сбору пластиковой тары и многое другое.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?