Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игорь Шехтерман, Х5 Group: «Планируем рост не менее 20%»
Продолжать амбициозную программу развития в условиях глобальных вызовов, перед которыми стоит отечественный ритейл, – непростая задача. Однако в Х5 не только сохраняют приоритеты стратегии развития, но и ставят новые цели. Подробности рассказал на конференции для поставщиков Х5 Dialog 2022 главный исполнительный директор Х5 Group Игорь Шехтерман.
Фото: Х5 Group
– Текущая экономическая ситуация вынуждает многих ритейлеров менять свои планы. Какие наиболее значимые изменения стратегии развития Х5 Group произошли в последнее время?
– Несмотря на все вызовы, наша стратегия развития принципиально не изменилась. Безусловно, мы провели некоторую ревизию, но в целом наши приоритеты – лидерство через активное развитие – остались прежними. Нам важно сохранять ведущие позиции как по темпам роста, так и по выручке в офлайн- и онлайн-сегментах. Мы планируем в ближайший год демонстрировать рост не менее 20%, а также добиться лидерства в сегменте «жестких дискаунтеров» с «Чижиком». Также планируем сохранить высокие темпы роста в «Пятёрочке», смещая ассортимент в сторону более низкого ценового сегмента, что соответствует ожиданиям потребителей. В планах также еще больше «отстроить» от других наших форматов супермаркеты «Перекрёсток», прежде всего за счет предложения уникального ассортимента и более широкого спектра сервисов. Для нас остается в приоритете и региональное развитие, прежде всего через альянсы с местными игроками.
Например, совсем недавно мы вышли в Восточную Сибирь благодаря стратегическому партнерству с группами компаний «Красный Яр» и «Слата» – одними из ведущих ритейлеров в этом регионе. В следующем году мы планируем присутствовать уже во всех восьми федеральных округах, в том числе и на Дальнем Востоке. Нам важно быть лидерами по всем клиентским метрикам, поэтому мы не отступаем от нашей стратегии, которую анонсировали ранее, а именно – присутствие на всех этапах клиентского пути.
– Какую роль в реализации вашей стратегии играют поставщики? Меняется ли ваше взаимодействие с ними?
– Наши поставщики – это наши партнеры. Невозможно развивать сеть из 20 тыс. магазинов без эффективного взаимодействия с поставщиками. Ведь основной показатель успешности ритейлера – наличие хорошего товара на полке по разумным ценам. Поэтому для нас слаженная работа с поставщиками является ключевым фактором лидерства. Сегодня очень важно обеспечение бесперебойности поставок. По сути, мы живем в новой реальности, которая ставит всех нас в достаточно жесткие условия работы и требует принятия порой непростых решений.
Мы выработали три основных приоритета, которых будем придерживаться при работе с нашими поставщиками.
Во-первых, у покупателей X5 должна быть лучшая цена на полке. Это наш основной приоритет и ключевое условие, которое необходимо соблюдать при сотрудничестве с нами. Во-вторых, прозрачность закупочных цен. Мы всегда открыты к диалогу относительно параметров закупки и рассчитываем, в свою очередь, на открытость наших партнеров. И третий приоритет – это уровень сервиса. Здесь мы не видим никаких возможностей для компромисса, поскольку высокое качество услуг от поставщика напрямую связано и с удовлетворенностью наших покупателей. У нас покупают десятки миллионов россиян, и сотрудничающие с нами поставщики получают доступ ко всей этой аудитории.
– Увеличивается ли доля локальных поставщиков в регионах?
– В настоящее время на полках наших магазинов доля российских производителей составляет около 90%. Мы также продолжаем расширять представленность локальных поставщиков, понимая их важность для формирования покупательской лояльности. Люди любят покупать продукцию местных производителей, а нам это позволяет расширять товарное предложение и снижать издержки на логистику, так как товар местного поставщика проще привезти в наши региональные магазины. Сегодня доля локальных поставщиков в разных регионах на полках «Пятёрочки» и «Перекрёстка» составляет около 30%. В некоторых регионах она достигает 40–45%.
– Как меняется покупательское поведение посетителей ваших магазинов? Какие тренды вы здесь выделяете?
– Очевидно, что один из ключевых трендов, влияющих на потребительское поведение, – это снижение реальных доходов населения. Мы замечаем, что россияне стали больше экономить, что они теперь придерживаются стратегии разумного либо бережливого потребления. В результате приоритетом при выборе товара становится цена, именно она является сегодня для многих ключевым фактором принятия решения о покупке. Соответственно набирают еще большую популярность все возможные способы экономить. Растет спрос на дискаунтеры, промоакции, товары собственных торговых марок. Кроме того, покупатели наращивают число посещаемых магазинов в поиске выгодного предложения.
Если, например, два года назад покупатели ходили в 3–4 магазина для того, чтобы выбрать товар, то сегодня они заходят в 5–6 магазинов в поисках наиболее выгодного предложения.
Все эти факторы, безусловно, необходимо учитывать при работе с ассортиментом.
– Под управлением X5 находятся три крупные торговые сети – «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик». На что будет делаться упор в их развитии? Отличаются ли у них задачи?
– Да, мы представлены тремя разными форматами, каждый из которых имеет свои преимущества для клиента и, соответственно, свою специфику. Мы планируем и дальше развивать их конкурентные преимущества, при этом каждая сеть должна быть лидером в своем сегменте. Лидерство «Пятёрочки» – в самых выгодных ценах на полке среди магазинов у дома. «Перекрёсток» с уникальным ассортиментом и большим количеством сервисов должен быть лидером по выручке и по восприятию среди супермаркетов. «Чижик» – лидер среди дискаунтеров с лучшим предложением собственных торговых марок. При этом приоритетом для всех торговых сетей является цена. Другими словами, каждый формат в своем сегменте должен предлагать для покупателей наиболее привлекательные цены.
– Как X5 планирует развивать свои цифровые бизнесы?
– Мы по-прежнему считаем, что онлайн – это один из важнейших этапов клиентского пути и что он будет продолжать развиваться. Да, динамика роста онлайн-доставки чуть снизилась по сравнению с прошлым годом, но все равно она по-прежнему показывает двузначные цифры. Мы сумели объединить все наши онлайн-бизнесы в отдельную структуру, создали единую цифровую платформу. В результате видим рост их эффективности и наблюдаем синергетический эффект. В развитии онлайн-направления делаем упор прежде всего на развитии своих компетенций и собственной инфраструктуры. Активно развиваем собственную доставку, но при этом также работаем и через агрегаторы, чтобы иметь больше возможностей соответствовать ожиданиям наших клиентов, которые хотели бы получать товары как можно скорее в формате экспресс-доставки в пределах 30–45 минут.
– На протяжении последних пяти лет Х5 Group регулярно проводит конференции с поставщиками Dialog X5. Каковы ожидания от этого мероприятия?
– Для нас очень важно получать обратную связь от наших партнеров и находить вместе с ними взаимовыгодные решения. Нам важно научиться слышать друг друга, понимать, где мы вместе можем искать точки роста для того, чтобы предоставлять лучшие условия и цены на товары для наших покупателей.
Посмотрите видеоверсию интервью с Игорем Шехтерманом
Retail.ru
Читайте также:
Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «70% наших покупателей – это экономные, но не бедные потребители»
Илья Якубсон, «Чижик»: «Мы хотим, чтобы через несколько лет у нас было три тысячи магазинов»
Дмитрий Медведев, «Перекрёсток»: «В следующем году ожидаем рост СТМ в ассортименте до 25%»
Екатерина Лобачева, X5 Group: «Мы не ставим целью получение прибыли от ESG-проектов»
«Чижик» планирует вырасти до 5 тысяч магазинов в 2026 году
«Пятёрочка» вырастет до 20 тысяч магазинов в 2023 году
В 2023 году каждая новая «Пятёрочка» будет открываться с пекарней
Х5 Group планирует достичь темпов роста выручки на уровне не менее 20% в ближайшие годы
Х5 Group увеличила долю иностранных поставщиков
В 2023 году «Перекрёсток» сфокусируется на развитии СТМ и доставке
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?