Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игорь Чебунин, «Пятёрочка»: «Необходимо, чтобы поставщики знали наши прогнозы и планировали загрузку мощностей»
Как перестроить управление цепочками поставок, чтобы сделать их более эффективными в условиях текущих вызовов? Какие новые инструменты торговая сеть может предложить поставщикам, чтобы вывести режим диалога на новый уровень? На эти и другие вопросы отвечает Игорь Чебунин, директор по управлению цепочками поставок торговой сети «Пятёрочка».
– Цепочки поставок в этом году испытали невероятную нагрузку. Как вы работали в этих условиях, чтобы их сохранить и обеспечить полку товарами?
– Действительно, события текущего года оказали очень сильное влияние на цепи поставок. Фактически, мы наблюдаем продолжение череды вызовов, которые начались еще в 2020 году с пандемии и локдаунов. В этом году структура рынка начала еще сильнее меняться: ряд брендов ушли, появились новые игроки.
Из-за этой турбулентности, ограничений на импорт и макроэкономических изменений многие традиционные цепочки поставок начали разрушаться, возникла угроза исчезновения с полок магазинов привычных товаров. Необходимо было сделать все возможное, чтобы сохранить доступность товарного предложения, чтобы человек, придя в магазин, нашел свой товар, несмотря на проблемы со стороны поставщиков, пусть и вызванные объективными факторами. В этих условиях мы вместе с нашими поставщиками провели большую совместную работу, и сегодня уже можно говорить о том, что доступность товара на полках «Пятёрочки» практически не изменилась. Бренды, которые ушли, удалось достаточно оперативно заменить. Мы очень внимательно проанализировали наши предложения клиентам и выстроили некоторые новые приоритеты – делаем акцент на доступные товары, внимательно смотрим на самый низкий ценовой сегмент. В текущем году мы также сократили часть ассортимента – убрали все лишнее, что мешало покупателю найти любимые товары на полке, сделали ассортиментную матрицу более понятной клиенту.
– Какие совместные проекты с поставщиками вы могли бы выделить?
– В первую очередь это проекты «Имплант» и «Совместное планирование», прогнозирование и пополнение запасов (CPFR), позволяющее обмениваться с ведущими поставщиками информацией в режиме онлайн и становиться более открытыми друг для друга. Без качественного диалога строить крупную сеть невозможно. Мы сейчас обращаем очень большое внимание на прогнозы продаж и заказов поставщикам. Хотим, чтобы они были не только нашим внутренним делом, но также стали предметом обсуждения. Необходимо, чтобы поставщики знали наши прогнозы на перспективу и, в свою очередь, планировали загрузку своих мощностей, закупали ингредиенты и т. п. В этом году мы начали предоставлять такие прогнозы тридцати компаниям, которые включились в эту программу. В следующем году мы планируем расширить их количество. Важно, чтобы от производителя до полки была сформирована единая и понятная для всех цепочка коммуникации, чтобы не было волатильности из-за внезапных сверхзаказов или, наоборот, неожиданного понижения объемов. Такая прогнозируемость позволит поставщику равномерно планировать свою работу, оптимизировать издержки, а следовательно, предоставлять более высокий уровень сервиса. Надеемся, что в результате это позитивным для покупателей образом отразится на итоговой цене товаров в наших магазинах.
– Что поменялось в вашей работе в контексте реорганизации цепочек поставок и какие инструменты стали наиболее приоритетными?
– В этом году мы внедрили новые инструменты прогнозирования спроса и пополнения магазинов. Они стали более современными и точными. Также отмечу, что в «Пятёрочке» стало применяться децентрализованное управление внутри пяти выделенных территориальных единиц. Внутри каждой из них мы создаем отдельные, самостоятельные логистические подразделения, которые занимаются в том числе и прогнозом спроса. Специалисты этих подразделений находятся ближе к тем магазинам, с которыми они работают, они понимают, чем живет и дышит их регион. Благодаря этому эффективность их работы существенно возрастает по сравнению с моделью, при которой в центральном офисе сидят аналитики и формируют прогнозы для магазинов всей страны. Также мы стали заметно более открытыми в работе с поставщиками. Я уже упоминал совместный проект по обмену аналитической информацией. Работать в этом направлении можно и нужно, используя возможности экосистемы цифровых сервисов для поставщиков – X5 Dialog.
– Зачем поставщику подключаться к X5 Dialog?
– Главная ценность X5 Dialog – это данные. Подключившись к системе, можно видеть факторы продаж, оценивать их динамику в онлайн-режиме. Массив данных можно использовать при анализе всех магазинов, можно изучать фактические и прогнозируемые продажи, запасы, остатки, все логистические параметры, которые позволяют понимать, что в реальности происходит на торговых объектах. Эти данные полезно использовать в работе для принятия правильных управленческих решений. Конечно, небольшому поставщику работать по такой схеме может быть сложно, но мы готовы помогать при возникновении вопросов. У нас уже есть несколько соответствующих инструментов. Например, уже упомянутые «Имплант» и CPFR. С их помощью мы вместе с поставщиком изучаем данные и делаем выводы, как действовать более эффективно. В итоге повышается и уровень сервиса, и доступность товара на полках и генерируется дополнительная выручка, исчисляемая очень серьезными цифрами. По сути, мы даем поставщику инструменты, без которых в современном мире невозможно реагировать на текущую турбулентность.
– Что бы вы могли пожелать вашим поставщикам на следующий год?
– Мы пока еще не знаем точно, с какими проблемами столкнемся в следующем году, но нам нужно в любом случае быть гибкими и открытыми к диалогу. Я бы очень хотел, чтобы у нас с поставщиками были настоящие, полноценные партнерские отношения, чтобы мы могли свободно делиться информацией и вместе работать над решением общих задач. Это позволит всем нам в следующем году стать еще более успешными.
Посмотрите видеозапись интервью с Игорем Чебуниным:
Retail.ru
Читайте также:
Игорь Шехтерман, Х5 Group: «Планируем рост не менее 20%»
Илья Якубсон, «Чижик»: «Мы хотим, чтобы через несколько лет у нас было три тысячи магазинов»
Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «70% наших покупателей – это экономные, но не бедные потребители»
Дмитрий Медведев, «Перекрёсток»: «В следующем году ожидаем рост СТМ в ассортименте до 25%»
Наталья Грехова, «Перекрёсток»: «Мы ушли в стратегию максимальной открытости с поставщиками»
Николай Шестаков, «X5 Медиа»: «Наша аудитория превышает 11 млн человек в месяц»
Екатерина Лобачева, X5 Group: «Мы не ставим целью получение прибыли от ESG-проектов»
В 2023 году каждая новая «Пятёрочка» будет открываться с пекарней
В 2023 году «Перекрёсток» сфокусируется на развитии СТМ и доставке
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?