Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"ГРИНН" сохранил объем инвестиций
Корпорация «ГРИНН» известна в Черноземье как крупный игрок на рынке продовольственного ритейла (сеть «ЛИНИЯ»), поставщик грузовиков и спецтехники, девелопер, а в Курске и Орле – как ресторатор и отельер. «Лицом» корпорации стал комплекс «МегаГРИНН» в Орле, где вокруг пятизвездочного отеля объединены практически все популярные виды торговли и развлечений, а также оздоровительных услуг. Однако эффект мультипликации действует не только на территории мегакомплекса: в условиях всеобщего сокращения деловой активности и торговли создатель и руководитель «ГРИННа» Николай Николаевич Грешилов реализовал ряд инновационных решений, позволяющих разным видам бизнеса поддерживать друг друга. Он рассказал о том, насколько эти решения оказались эффективными и с какими результатами корпорация завершила 2009 год:
– Прежде всего, прошлый год показал, что гипермаркет «ЛИНИЯ» оказался, пожалуй, самым оптимальным форматом для россиян. Кстати, концепт «ЛИНИИ» был разработан во время предыдущего сложного для страны и ее граждан момента – в 1998 году, поэтому хорошо сработал и в нынешней непростой для торговли ситуации. Оборот сети за прошлый год увеличился – с 25 до 27 млрд. рублей. Всего оборот «ГРИННа» – 29 миллиардов рублей. Конечно, свою роль в увеличении объемов сыграли два новых гипермаркета, которые мы открыли в прошлом году, однако они только набирают обороты и их вклад не стоит преувеличивать.
Нам практически удалось сохранить прежний темп инвестирования. Если в 2008 году инвестиции корпорации составили 2,12 млрд. рублей, то в 2009-м – 1,8 млрд. На этом же уровне останутся наши вложения и в 2010 год – запланировано 2,2 млрд.
Основные объекты, в которые были вложены деньги в прошлом году: два гипермаркета, открытые в Туле и Брянске, и продолжение строительства орловского мегакомплекса «ГРИНН». В его составе в 2009 году заработали 12-этажная 5-звездочная гостиница, «Ресторан Торжеств», колоннадная композиция, ставшая визитной карточкой комплекса, да и по сути, всего города, оздоровительный комплекс «ГРИНН СПА», VIP-отель «Орловское поместье», а также крытый каток «МегаЛёд» и клуб «ЧАСЫ», открытые в завершение года, соответственно 26 и 28 декабря. Еще мы переоборудовали цокольные этажи торгового центра под дополнительные мебельные студии.
Каток «МегаЛёд» и межрегиональный клуб «ЧАСЫ» сразу стали наиболее привлекательными для жителей и гостей Орла. «ЧАСЫ» – уникальный клуб. Здесь впервые в России представлена полетная ферма-трансформер, беспрецедентное сочетание 350 световых приборов и 40 кВт звука, плазменный экран 6х4 м, водный занавес во всю сцену, вращающиеся дымовые машины и видеопроекторы, движущаяся сцена-подиум, дождь, снег, многоцветный лазер. Клуб вмещает 2000 человек на двух танцполах.
Кроме того, в Курске на базе нашего УПТК провели реконструкцию складов с современными разгрузочно-погрузочными технологиями под логистическо-производственный центр.
Отмечу, что при таких объемах строительства долговая нагрузка на «ГРИНН» снизилась за год на 450 млн. рублей. В последнее время мы не берем новых кредитов, а финансируем новые проекты из собственных доходов, хотя ряд кредитных линий в банках-партнерах нам открыт.
– Орловский проект можно считать завершенным?
– Он еще далек от завершения. Во-первых, мы уже приступили к строительству второго корпуса гостиницы «ГРИНН» на 160 номеров. У него будет общий ресепшн и совместные службы с действующей гостиницей. В декабре прошлого года она получила сертификацию как пятизвездочная, мы строили ее как таковую, но официальное подтверждение получили только сейчас. Второй корпус будет более демократичным, чем первый, меньшей звездности, и цены в нем будут заметно ниже. Но при этом посетители также будут иметь доступ ко всему мегакомплексу. Одна из причин, по которым было принято решение расширить гостиницу – популярность бизнес-центра, где регулярно проходят большие бизнес-мероприятия: корпоративные семинары, сборы дилеров и т. д. Сейчас бизнес-центр может принимать до 500 человек одновременно, а в действующей гостинице всего 108 номеров. С вводом второго корпуса комплекс сможет принимать более масштабные мероприятия.
Основным же и по сути беспрецедентным событием, которое должно произойти на территории «МегаГРИННа», станет полный демонтаж спортивного центра, возведенного два года назад, и строительство на его месте концертно-спортивно-водного комплекса. На первом этаже разместится пять бассейнов. Из них один 10-дорожечный 50-метровый бассейн, бассейн для аквааэробики, два детских и бассейн с водными аттракционами и горками. Здесь же будет отдельная входная группа концертного зала.
На втором уровне – спортивный фитнес-центр площадью 1450 кв. м., гардеробы, места общего пользования концертного зала. На третьем – непосредственно концертный зал на 1600 человек. Это в два раза больше, чем зал курского драматического театра! Концертный зал и громадный холл комплекса позволят проводить мероприятия не только развлекательного характера. Здесь будет предусмотрено все как для оперы, балета, мюзикла, концертов симфонических оркестров, так и для эстрадно-танцевальных направлений, могут проходить премьерные кинопоказы и спектакли. Также это место идеально подойдет для съездов, совещаний, семинаров, симпозиумов бизнес- и госструктур как областного, так и федерального уровня. Для удобства гостей три этажа будут соединены эскалаторами. Явное преимущество – возможность совместить работу с проживанием и отдыхом в уже существующей инфраструктуре мегакомплекса.
Теннисные площадки из спортзала мы перенесем на то место, где летом работают корты, а сейчас расположен каток «Зашибись!» – необходимость в нем исчезла с появлением крытого катка. А самое первое, что произойдет, – в апреле откроем в «МегаГРИННе» шестизальный кинотеатр, который сами же будем эксплуатировать.
– Известно, что «ГРИНН» приступил к работе в Республике Беларусь…
– Началось строительство первого гипермаркета в Гомеле. Его запуск запланирован на сентябрь текущего года. Изначально инициатива исходила от белорусской стороны: мы много сотрудничали как дилеры белорусской автотехники и как поставщики БОПП-пленки для пищевых производств наших соседей. В Курск приезжали и посол Белоруссии в России, и представители белорусского правительства. Они обратили внимание на то, что в «ЛИНИИ» достаточно демократичные цены, что гипермаркеты удобны для посетителей и пользуются большой популярностью. После переговоров мы решили попробовать перенести наш формат в братскую республику. Однако из-за кризиса, необходимости завершать наши основные проекты в России и улаживать трения с курскими региональными властями проект пришлось отложить. Сейчас мы располагаем достаточными ресурсами, чтобы к нему вернуться.
– И сколько «ЛИНИЙ» вы намерены построить в Белоруссии?
– Это будет зависеть от результатов работы гипермаркета в Гомеле. Ожидания можно назвать сдержанно-оптимистичными: в городах Белоруссии немного современных форматов и «ЛИНИЯ», вероятно, окажется весьма востребованной. Принципиальная договоренность была о четырех гипермаркетах – два в Гомеле, по одному в Могилеве и Витебске, но, вероятно, эти планы будут скорректированы в ту или иную сторону. Работа в другой стране связана с ожидаемыми трудностями: начиная от значительной разницы в законодательстве и заканчивая тем, что рекламные кампании и акции нужно разрабатывать в расчете на немного другой менталитет. Однако предварительные расчеты показывают, что окупаемость гомельской «ЛИНИИ» будет практически такая же, как и у любой российской.
– А в России? К примеру, есть ли новые планы в отношении Воронежа?
– В Воронеже действуют две «ЛИНИИ» и, я полагаю, целесообразно было бы построить третий гипермаркет. Но в этом бизнесе, как известно, есть три составляющие успеха – место, место и еще раз место. Я считаю, что оптимальное место для третьей воронежской «ЛИНИИ» – Северный микрорайон, недалеко от Московского проспекта. Однако в настоящее время местные власти запланировали на той территории, которая нам подходит, строительство бассейна имени Дмитрия Саутина. Я обратился к губернатору Алексею Васильевичу Гордееву и предложил альтернативное место для бассейна – возле «ЛИНИИ» в Левобережном районе. Пока мое предложение остается на рассмотрении, если областные и городские власти сочтут его полезным для города – мы готовы приступить к работам уже в этом году.
С уверенностью можно говорить об открытии трех новых гипермаркетов в текущем году – уже упомянутый гомельский, а также второй в Туле (первый начал работу летом прошлого года) и первый в Смоленске. Технология отработана многократно, работы идут в соответствии с запланированными сроками.
В принципе, мы готовы рассмотреть предложения из других городов, но цели застроить всю страну «ЛИНИЯМИ» и превратиться в федеральную сеть я пока не ставлю. Кстати, именно желание добиться присутствия в максимальном числе регионов, не обращая внимания на доходность торговых точек, и привело к краху или к серьезным проблемам многие крупные торговые сети, демонстрировавшие в «жирные годы» быстрый рост.
– Вы несколько раз изменяли проект торгово-развлекательного комплекса в Белгороде. К чему вы пришли в итоге?
– В том варианте, на котором мы остановились, белгородский ТРЦ будет трехэтажным, с цокольным этажом, общая площадь составит 80 тыс. кв. м. В цоколе будут расположены магазины бытовой техники, спортивных товаров. Значительную часть первого этажа займет усовершенствованный вариант нашего продуктового гипермаркета – «Линия-Премиум». Но главное – в белгородском проекте мы планируем воспроизвести и усовершенствовать те форматы, которые присутствуют в орловском мегакомплексе, такие как шестизальный кинотеатр, игровая детская зона, территории фуд-корта, «Английский паб», «Американский салун», СПА-составляющую с бассейнами и крытый каток, боулинг-клуб на 24 дорожки и ночной клуб «ЧАСЫ». Новый танцевально-концертный клуб в Белгороде станет еще более «крутым», чем орловский. Общая сумма вложений составит около 3 млрд. рублей.
К настоящему времени расходы составили уже 500 млн. рублей – выделенная нам площадка отличается сложным ландшафтом, с меняющейся высотой и проблемной почвой. Однако это довольно обычная для нас ситуация с трудноосваиваемыми участками, так что и в данном случае проблемы ландшафта удалось удачно встроить в проект. К настоящему времени фактически завершены работы по возведению фундамента, подведены коммуникации. Завершение строительства намечено на конец следующего года. Только в текущем году на работу над белгородским проектом планируется израсходовать 600 млн. рублей.
В наших планах реконструкция нашего первого ТРЦ в Курске. Собственно, он был первым современным торгово-развлекательным центром в Черноземье, в нем появился первый в городе эскалатор. Сейчас он считается небольшим (14 тыс. кв. м) и отчасти морально устарел. Видимо, в нем тоже будут использованы наши «орловские» форматы. В результате получится сеть клубов и концертных площадок, включающая Орел, Курск и Белгород, что позволит проводить гастроли по основным городам Черноземья известнейших российских (а может, и мировых) артистов.
– Как корпорация отреагировала на обвал рынка грузовых автомобилей? «ГРИНН» – крупнейший поставщик в Черноземье, вероятно, и кризис отразился на бизнесе сильнее?
– Общее сокращение отечественного рынка грузовиков в прошлом году составило, по данным госстатистики и по рассказам самих производителей, 70–75%. В Автотехцентре «ГРИНН» сокращение продаж менее 50%. В значительной степени это связано с бартерными схемами для сельхозпроизводителей, которые мы предложили нашим покупателям еще в конце 2008 года. Меняем грузовики и спецтехнику на продовольственные товары. Полученные таким образом сахар, мука и другие продукты фасуются логистическо-производственным центром «ГРИНН» и реализуются через сеть «ЛИНИЙ». Как показала практика, самим агропропроизводителям такая схема показалась выгодной – с некоторыми покупателями мы заключили в течение прошлого года не одну сделку. Сейчас предлагаем аналогичные схемы коммунальным службам и энергетикам. Гипермаркеты потребляют много воды, электричества, других ресурсов, расходы на них составляют значительную часть стоимости их содержания. А коммунальщики, в свою очередь, нуждаются в обновлении своего парка спецтехники, которую не всегда могут приобрести. За последние время мы заключили несколько подобных сделок, в частности, с коммунальными службами Железногорска и Старого Оскола. Еще один путь реализации автотехники: расчет с подрядчиками за выполненные строительные работы на наших объектах.
– Тем не менее, бартер не может полностью компенсировать сокращение продаж…
– Согласен. До кризиса Автотехцентр «ГРИНН» продавал ежемесячно грузовиков и спецтехники на суммы от 230 до 400 млн. рублей. За 17 лет работы у нас установились надежные партнерские отношения со многими агрохолдингами, строительными, транспортными и газоэнергитическими компаниями страны. Для того чтобы улучшить обслуживание клиентов, «ГРИНН» построил в Курске сервисный центр. Некоторые из наших партнеров, такие как, например, «Белгранкорм», имеют парк в 300–400 единиц. Сейчас они сократили расходы на обновление парка, но именно из-за этого возросла потребность в качественном ремонте: все стремятся, чтобы техника проработала как можно дольше. Автотехцентр заполнен практически полностью: имея пропускную способность в 7,5 тыс. машин в год, в 2009 году он обслужил не менее 6 тыс. автомобилей. Он оснащен, среди прочего, диагностическим оборудованием и испытательными стендами, поэтому практически не бывает разногласий с заказчиками. Успешно работает цех кузовного ремонта и цех ремонта двигателей.
Во втором полугодии Автотехцентр «ГРИНН» приступил к выполнению заказа Минобороны по ремонту военной техники на базе «КамАЗов». Надо сказать, с военными работать непросто – требования у них весьма высокие, что справедливо.
Активно развивается направление продажи запчастей. Мы официальные дилеры «КамАЗ», «МАЗ», МАN, поэтому покупатели могут быть уверены в том, что не приобретут контрафакт. Наиболее ходовые детали всегда присутствуют на складе, другие – достаточно оперативно доставляются от производителей. Востребована и наша «автомобильная скорая помощь» – мобильная бригада по диагностике и ремонту, которая выезжает на поломки в тех случаях, когда техника не может добраться до техцентра своим ходом. Они либо осуществляют ремонт на месте, либо определяют поломку и доставляют неисправные агрегаты «в стационар». Сейчас рассматривается возможность формирования еще двух мобильных бригад.
– Расскажите о проекте дорожного универсального комплекса «ГРИНН».
– В основу лег концепт, который я неоднократно видел в других странах, например, в Италии: придорожное кафе располагается над автострадой, что позволяет принимать клиентов, в первую очередь автомобилистов, движущихся в обоих направлениях. Мы совместили кафе с торговым комплексом, также разнесенным по разным сторонам дороги, и внесли в формат больше количество изменений, что в итоге позволило получить патент на дорожный комплекс. Кстати, в ближайшее время я планирую запатентовать это сооружение еще в нескольких странах, в том числе в Китае. Проект по застройке универсальными дорожными комплексами Подмосковья – основных федеральных трасс, идущих из Москвы, я предложил губернатору Московской области Борису Громову. Предварительное одобрение получено, однако до реализации, наверное, дойдет нескоро. Возле Москвы непросто найти подходящие земельные участки, а кроме того, возведение здания, «привязанного» к автостраде, требует значительно большего количества согласований, чем обычная стройка. Впрочем, возможно, что первый дорожный центр «ГРИНН» появится не в Подмосковье, а на симферопольской трассе в одном из регионов Черноземья – такую возможность мы тоже рассматриваем.
Бизнес Гид
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?