Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Гиперавто»: «План во Владивостоке выполнен, теперь идем на Север»
«Гиперавто» — это ассоциация предпринимателей-продавцов автокомпонентов и авторемонтных предприятий на Дальнем Востоке. Одной из главных особенностей магазинов ассоциации является наличие полноценного автосервиса. Евгений Ключник, вице-президент ассоциации «Гиперавто-консалтинг», рассказал, как ритейлеру удалось занять лидирующее положение на рынке.
— Расскажите про вашу ассоциацию, сколько магазинов работает, в каких регионах?
— На данный момент у нас 42 магазина. В основном это Дальний Восток: Приморский, Хабаровский край, Амурская область, Сахалин. Также мы представлены в Сибири: Новокузнецк, Улан-Удэ.
— Как давно начали работать именно в формате гипермаркета?
— Мы изначально развивались как сеть гипермаркетов. Наша первая точка была открыта в 2008 году на Военном шоссе во Владивостоке. Затем мы открыли уже магазин с автосервисом. Если б была возможность первый магазин открыть с автосервисом, мы бы и его сразу сделали в таком формате, но тогда такой возможности не представилось. Сейчас же мы приглашаем вступить в нашу ассоциацию в основном предпринимателей, которые работают в формате «автомагазин с автосервисом».
— Сколько квадратных метров в магазине, в котором мы находимся сейчас?
— Именно этот торговый зал — 300 кв. м. А так везде по-разному. Если говорить о магазинах с автосервисом, то в среднем автокомплекс занимает порядка 800–1000 кв. м. А нашей ассоциации из 42 магазинов 17 с автокомплексом. В тех местах, где нет возможности разместить автосервис, мы работаем только как магазин.
— То есть, вы можете оказать человеку сразу полный комплекс услуг?
— Конечно. Всё, что мы продаём, мы можем сразу установить в наших автосервисах. Но мы не занимаемся глубокими проблемами: ремонтом двигателей и другими, а работаем с тем, что можно быстро решить.
— Вы ориентируетесь на какие-нибудь другие сети в вашем сегменте?
— Нет. Но мы заметили, что нас копируют — стали появляться сети такого же формата, как мы, но у них магазинов значительно меньше, максимум 10.
— Сколько у вас товарных позиций?
— В ассортименте 31630 наименований. В их числе запчасти, масла, автохимия, автошины и диски, инструменты, аксессуары. В основном это запчасти — 25 606 наименований. Весь товар нам привозят поставщики непосредственно сразу в магазин. Когда мы продаем товар, это отображается в программе, формируется заявка поставщику, и он привозит нашим предпринимателям новую партию. Консультанты ассоциации по товародвижению контролируют этот процесс.
— Чем работа магазина автозапчастей отличается от работы других супермаркетов?
— Зал разделен на две части: первая — это открытая выкладка, вторая — зал запчастей. В первой части покупатель может посмотреть товар и купить. В зале запчастей ему достаточно дать техпаспорт автомобиля и назвать необходимую деталь. Продавец-консультант подберет необходимую запчасть по каталогу и выдаст товар. В торговых залах обязательно присутствуют минимум 4 продавца-консультанта, которые всегда всё могут объяснить, подсказать.
— Каким образом привлекаете покупателей?
— У нас есть партнер – компания «Сократ», которая и занимается вопросами рекламы и маркетинга. Акции проводим, но не так часто, как в продуктовых магазинах. Например, недавно была акция скидка 25 % абсолютно на весь товар в период с 15 до 17 часов. Эту акцию мы проводим примерно 4 раза в год. Мы теряем в прибыли, зато привлекаем покупателей, и в следующий раз они уже пойдут не к конкурентам, а к нам. Ещё существуют акции от производителей, которые мы, разумеется, поддерживаем. У нас всё же не продуктовый магазин, нет смысла создавать каждый день новые акции. По статистики человек приходит в автомагазин в среднем четыре раза в год. И приходит он, когда произошла конкретная проблема, и ему нужен конкретный товар.
— Используете ли в рекламных целях такие методы, как раздача листовок на улицах или раcкладывание листовок в почтовые ящики?
— Когда нам надо охватить определённый район, рассказать об открытии нового магазина, мы используем подобную практику, но она мало эффективна. Сейчас мы стали активно работать в соцсетях. Там тоже проводим различные конкурсы и акции.
— Существует ли программа лояльности?
— Да, у нас существуют дисконтные карты от 5 до 15 %. Работают они по накопительной системе.
— Процент людей, которые оплачивают покупки в ваших магазинах банковской картой, высок?
— Очень высок. У нас была как-то проблема при открытии одного магазина: подвёл банк, не предоставивший вовремя терминал. Люди пришли, почти все собирались расплачиваться банковской картой, а терминала нет. Были большие очереди, неудобства.
— Какой средний чек в ваших магазинах?
— Средний чек составляет 1000–1200 рублей.
— Кражи из магазинов бывают?
— Процент краж небольшой, так что мы даже не пользуемся противокражным оборудованием, считаем затраты на него — излишни. Но мы устанавливаем камеры в магазинах.
— Как вы мотивируете персонал?
— Мы строим работу персонала так, чтобы мотивация была не у конкретного человека, а у коллектива в целом. Например, кассиру выгодно, чтобы кладовщик быстрее принял товар и сразу выставил его в торговый зал. Кладовщику выгодно быстрей выставлять товар, потому что у него прибыль идёт от общего оборота магазина в конкретный день.
— Обучаете сотрудников?
— Мы проводим семинары, тренинги, часто проходят обучения от самих брендов. Плюс заказываем тренеров из Москвы на нужные нам темы. Помимо этого, существует и система дистанционного обучения. Недавно открыли даже обучающий центр «Академия Гиперавто» — на большой территории, с классами, привлекаем преподавателей. Купили специальную машину в качестве наглядного пособия для изучения.
— Карьерный рост сотрудников существует?
— Если человек приходит стажёром и остается работать, о он вполне может расти по карьерной лестнице. Если он успешно сдаёт экзамены, проходит аттестацию, он становится продавцом первой категории, затем второй, третьей и четвёртой категории. Соответственно, его зарплата меняется с каждым его повышением.
— Как проходит открытие новых магазинов?
— Создаётся группа открытия. В группу входят 5 человек: управляющий, 2 кладовщика, продавец торгового зала и продавец отдела запчастей. Эта группа едет в определённый город. Из пустого помещения делают магазин и остаются работать там. В то же время начинается дополнительный набор персонала. Как только группа открытия закончит обучение набранного персонала и доведёт свою работу до конца, они покидают эту точку. В среднем группа открытия проводит 3 месяца на своём объекте.
— Где планируете открыть новые магазины?
— Во Владивостоке мы уже полностью выполнили план. У нас здесь 10 магазинов. Сейчас у нас особый интерес идти на север — это Магадан, Камчатка. Есть серьёзные сложности, чтобы появиться там, но работаем над этим.
— Какой год был самым успешным в плане открытия магазинов?
— 2015–2016 года. В этот период у нас было открыто 11 магазинов.
— Кризис ощущаете на себе?
— Да, кризис, конечно, чувствуется. Произошло падение в обороте. Меньше денег стало у людей, соответственно и меньше оборот у нас.
— Как вы пережили новый федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники?
— Ну, как? Сказали «надо», мы сделали. Пока ещё продолжаем переходить, но всё делаем в срок. Нам всё равно это не так сложно, как для больших сетей, где тысячи магазинов. У нас всего-то 40 магазинов, в которых максимум по две кассы. Так что для нас это небольшая проблема.
— Существует ли у вас интернет-магазин?
— Пока нет, но он в процессе создания. Вы можете зайти на наш сайт, посмотреть цены на все товары, но именно интернет-магазина пока нет. Но мы сейчас занимается этим вопросом.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?