Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФЗ-54: бизнес задает вопросы
Начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин в очередной раз встретился с представителями бизнеса, чтобы ответить на вопросы и рассказать о новых поправках в 54-ФЗ и о том, как новый формат фискальных данных может упростить жизнь пользователям кассовой техники.
— Как продвигается исполнение требований 54-ФЗ?
— Сейчас в новом порядке в России уже зарегистрированы 1 млн 478 тыс. касс. 96 % из них передают данные онлайн, еще 4 % — автономные. В день приходит более 100 млн чеков. Общая выручка, которая отражена в системе с начала реформы, составляет 12 трлн рублей. В месяц фиксируется выручка уже более 2 трлн рублей.
Все, что мы знали из официальной статистики на тему объема розничной торговли, корректируется на 50 % в лучшую сторону. То есть, официально наблюдаемый объем розничной торговли составлял чуть более 1 трлн рублей в месяц. На сегодняшний день мы видим, что в наблюдаемой зоне находится около 1,5 трлн рублей в месяц. Это только юридические лица и организации розничной торговли. Когда мы начинали заниматься фискализацией, таких масштабов диссонанса между статистикой и реальными цифрами, конечно, не ожидали.
— Есть ли сейчас нарушения в чеках?
— Сейчас приходит большое количество данных, это десятки и даже сотни миллионов случаев в день, где, в принципе, на основании предоставленных данных можно говорить о нарушениях. Самое частое – когда не указывают обязательные реквизиты. Например, в поле, где должны быть указаны фамилия и имя кассира, пишут просто еще раз «кассир». Где должно быть наименование товара - просто «товар». Прошу пользователей еще раз обратить внимание на указание всех обязательных реквизитов.
— Как обстоят дела с переходом на новый формат фискальных данных?
— На данный момент около 93 % всех данных мы получаем в формате 1.0. Но я хочу подчеркнуть, что этому формату остается жить чуть больше года – до первого января 2019 года. По сути, он переходный. Уже сейчас многими участниками рынка используется формат 1.05. И переход на него не стоит откладывать, это не такой болезненный процесс, он не требует замены кассовой техники. В основном вся задача ложится на адаптацию учетных систем, там предусмотрен расширенный список реквизитов, которые должны передаваться в кассовый чек.
В соответствии с Информационным письмом ФНС России о версиях фискальных накопителей (ФН) и сроках их эксплуатации в контрольно-кассовой технике (ККТ) от 28.10.2016 г., кассовая техника и ФН могут формировать фискальные документы. На данный момент предполагается, что будет три версии форматов фискальных данных (1.0, 1.05 и 1.1).
— Переход на новые форматы (сначала 1.05, потом 1.1) приводит к увеличению затрат. Например, чтобы кассы 3700 магазинов приспособить к формату 1.0, было затрачено около 12 млн рублей.
— Нельзя говорить, что переход на формат 1.05 — это столь же трудное мероприятие, как вообще переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Если вы реализовали формат 1.0, то вы осуществили 90 % нововведений. А что касается затрат, эта ситуация общая для всего рынка.
— Как работать с подарочными картами, проводить их как аванс? И требуется ли при этом фискальный чек?
— В целом, да. Мы в методических рекомендациях разъясняли, как проводить кассовые операции, связанные с реализацией подарочной карты и последующим приобретением товара с учетом зачета этого аванса. Что касается фискального чека, то, исходя из текущей формулировки закона, он может быть сформирован, но не требуется. Но если фискальный документ будет формироваться, то он должен формироваться именно как аванс.
— Но ведь продажа подарочной карты происходит по фискальному чеку, и когда человек приходит совершать по ней покупку, мы выдаем еще один фискальный чек. Получается, что обороты «задваиваются». Как быть?
— Это еще одна причина, почему формат 1.0 не может существовать долго. Из него невозможно извлечь ту самую информацию. Проблема решится с переходом на формат 1.05. Тогда в первом случае вы зафиксируете получение аванса, а во втором – зачет аванса.
— Заказ доставляет курьер, он же фискализирует продажу. В случае возврата товара деньги отправляются банковским или почтовым переводом, который может идти несколько дней, и это значит, что в какой-то момент выручка отражена больше, чем по факту. Надо ли фискализировать этот возврат банковским переводом?
— Рекомендую отразить особенности возврата в договоре или публичной оферте. Если покупатель будет понимать, что деньги к нему вернутся в течение нескольких дней, то, в принципе, момент осуществления платежа можете определять вы. То есть, товар вернулся на склад, формируете чек возврата прихода, отправляете его покупателю. А в правилах у вас написано, что деньги могут идти до трех дней.
— Будет ли предусмотрена возможность корректировки НДС по чеку? Товарный справочник не идеален, и на кассу иногда передается не та ставка по конкретному товару.
— В поправках предусмотрен реквизитный состав кассового чека коррекции. Там будет столько же реквизитов, как и в обычном кассовом чеке. Плюс там будет отражаться дополнительно период, к которому относится коррекция. И в массиве фискальных документов будут видны все операции коррекции, которые предпринимались.
— Что касается работы операторов мобильной связи, как оценивать пополнение счета мобильного телефона, как оплату или аванс? Ведь клиент может эти деньги забрать или вывести.
— В формате 1.05 есть два вида реквизитов. Есть отдельный реквизит под названием «аванс» и отдельный реквизит под названием «предоплата». В чем разница? Если мы знаем предмет расчета, то тогда у нас идет предоплата. А если вносится аванс, то значит мы еще не определили целевое назначение этих денег. И еще один момент – касаемо выдачи чеков. Вы не можете выдавать чек каждому клиенту за каждый звонок или сообщение. В законе предусмотрено, что в случае оказания массовых услуг, услуг связи и так далее — зачеты авансов возможно проводить с некоей периодичностью. Раз в сутки, по всему комплексу оказанных услуг, одним чеком. Этот чек не выдается, не направляется, он просто служит для целей синхронизации и отражения в вашем бухгалтерском учете и у нас в системе.
— А если клиент делает платную подписку, например, он решил ежедневно получать гороскоп на свой мобильный. Это стоит ему 3 рубля. Мы должны давать чек ему каждый день?
— Если вы хотите тарифицировать услугу и снимать со счета клиента деньги каждый день, то и чек должен формироваться каждый день. Выдавать не обязательно, можно направлять в электронном виде.
— Если мы продаем товар за ноль рублей, какие внутренние документы будет требовать инспектор налоговой службы, чтобы удостовериться, что нет никаких нелегальных схем?
— У вас должен быть утвержденный руководителем приказ о проведении маркетинговой акции, которая носит обязательный характер увеличения выручки. То есть, она не должна приводить к уменьшению налогооблагаемой базы, а должна приводить к росту поступлений. Также нужно обозначить сроки и правила её проведения. Если в рамках такого мероприятия проводится реализация товара за ноль рублей, то вопросов, по идее, возникать не должно.
— По закону оператор фискальных данных не может разглашать информацию, которая у него есть о продажах, он может оперировать лишь обезличенной информацией. Но в юридической практике такого термина нет. Не вызовет ли это утечки и нарушения конкуренции, например, на рынке ритейла?
— Мы прекрасно понимаем ценность информации, которая накапливается. И что её обработка может носить как позитивный, так и негативный характер. На сегодняшний день операторы фискальных данных могут вести обработку информации только в целях статистики.
Никаких точных адресов и прочих данных, которые помогут идентифицировать плательщика, там быть не должно. Если они нарушат, это значит, что они разгласили конфиденциальную информацию со всей вытекающей ответственностью.
И в поправках мы делаем шаг в сторону регламентации использования этих данных. В скором времени ФНС утвердит приказ о правилах обезличивания информации. Он уже практически выпущен, после чего информация может быть доступна рынку.
О штрафных санкциях за неисполнение ФЗ-54 и ответы на наболевшие вопросы собственников бизнеса читайте в нашем предыдущем материале.
Retail.ru
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.