Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Федеральная Сеть «Вестер»: Скорость роста в 2-2,5 раза ежегодно в течение трех лет!
На вопросы отвечает Олег Болычев, Председатель Совета директоров Группы «Вестер».
Стратегия
Как стратегические планы компании соотносятся с ее реальными возможностями на сегодняшний день? Как планируется достичь поставленных целей?
Стратегическая цель компании – войти по итогам 2011 года в пятерку лидеров российского ритейла с товарооборотом более $7 млрд. Для реализации поставленной задачи необходимо продолжение агрессивной региональной экспансии, улучшение операционных показателей, повышение капитализации компании. Все это требует финансовых и человеческих ресурсов. Отношения «Вестер» с финансовыми институтами, реализуемая политика в области операционного менеджмента и персонала говорят о том, что компания выполнит поставленную задачу с точностью ±10%.
Соотношения собственных и арендуемых площадей в проектах ФС «Вестер»
Площадь ритейла (без аренды) |
Всего, тыс. кв.м. |
Арендованные площади, тыс. кв.м. |
Собственные площади, тыс. кв.м. |
Доля собственных площадей |
Апрель |
||||
Общая (тыс. кв.м.) |
167 |
104 |
64 |
38% |
Торговая (тыс. кв.м.) |
95 |
64 |
31 |
33% |
Январь |
||||
Общая (тыс. кв.м.) |
316 |
225 |
90 |
29% |
Торговая (тыс. кв.м) |
202
|
151 |
51
|
25% |
Каковы основные конкурентные преимущества «Вестер» сегодня?
Наличие собственной девелоперской компании («ВестРусДевелопмент») и мощной дирекции по развитию, благодаря которым в России практически не осталось неизвестных для нашей компании регионов. Заключены контракты на 800.000 кв.м торговых площадей. Скорость роста в 2-2,5 раза ежегодно в течение трех лет. Существует момент социальной заинтересованности регионов в приходе Федеральной Сети «Вестер». Правильная европейская технология наших гипермаркетов. Мы гордимся оперативностью в принятии решений, возможной благодаря тому, что главным акционером компании выступает Председатель Совета Директоров.
Инвестиции
Какие инвестиции потребуются для реализации планов компании на 2008 год и планов 2008-2011 гг.?
Для достижения поставленных на 2008 год целей мы планируем проинвестировать в развитие Федеральной Сети и ВРД около $400 млн. Общий объем инвестиций на период реализации планируемой стратегии составит порядка $1,9 млрд. 70% составят привлеченные, а 30% – собственные средства компании.
Планируемые инвестиционные вложения Группы «Вестер»
млрд. руб. |
Компания |
2008 |
2008-2011 |
ВРД |
5,9 |
21,1 |
|
ФС Вестер |
4,2 |
24,3 |
|
ИТОГО |
10 096 |
45,4 |
млн. $ |
ВРД |
202 |
877 |
ФС Вестер |
197 |
1 012 |
|
ИТОГО |
399 |
1 890 |
Соотношение инвестиций 70% – привлеченные, 30% – собственные. Как будут привлекаться внешние инвестиции (какие банки и условия). Как будет дальше осуществляться экспансия? Будут ли привлекаться партнеры, стратегические инвесторы?
За время существования компании у нас установились партнерские отношения со многими банками, в числе которых «Уралсиб», ВТБ, Сбербанк, «Возрождение», «Москоммерцбанк», «Промсвязьбанк», «БИН-банк», «Петрокоммерц». По большинству кредитных линий, открытых в этих банках, условия и ставки кредитов после кризиса не изменились и составляют 9%-15%. Сроки кредитования – до 7 лет. Кредитоспособность компании обеспечивают такие активы, как: недвижимость Группы «Вестер», оборудование, установленное на объектах, а также акции Федеральной Сети. Мы многократно подтверждали свою кредитоспособность и деловую репутацию, поэтому вправе рассчитывать на более льготные условия. Мы ведем переговоры о рефинансировании на хороших условиях нашей кредитной задолженности с ведущими западными банками. В настоящее время достигнуты договоренности о предстоящих инвестициях с крупнейшими финансовыми институтами и фондами Европейского союза, банками Украины и Казахстана. Задача на 2008 год – получение кредитов от международных банков.
Источниками собственных средств будут являться прибыль компании, средства, заработанные на сдаче в аренду собственных торговых площадей (ТЦ и ТРЦ – находящиеся в собственности компании «ВестРусДевелопмент»), а также собственный капитал компании и ее акционеров.
Помимо сотрудничества с финансовыми институтами в кредитовании, компания планирует использовать и другие инструменты привлечения средств: облигационные займы, синдицированные кредиты, продажа пакета акций инвесторам.
В плане компании – открытие в 2008 году около 30 торговых объектов общей площадью около 150 тысяч кв.м.
В какие сроки планируется окупить инвестиции? Как быстро новые магазины выходят на точку безубыточности?
Ритейл и девелопмент сегодня являются лидирующими отраслями с точки зрения рентабельности и возврата инвестиций. В среднем, инвестиции в реализацию розничных проектов окупаются в течение 2-5 лет, в зависимости от местоположения объекта и наличия других наших магазинов в данном регионе.
Безубыточность – с четвертого полного месяца работы магазина.
Привлечение финансов
Каков размер долга по кредитам (Группы, ФС, ВРД) и как планируется возвращать?
По состоянию на апрель 2008 года задолженность ФС перед банками составляет $70 млн., из которых 50% - инвестиционные кредиты сроком на 4-5 лет, 50% - оборотные кредиты. Инвестиционные кредиты будут постепенно равномерно гаситься из прибыли, а оборотные кредиты будут гаситься и перекредитовываться в соответствии с сезонными колебаниями потребности в оборотных средствах.
Возврат кредитных ресурсов осуществляется на основании условий, прописанных в кредитных договорах, и соблюдается Казначейством Группы «Вестер» безукоризненно в течение 15 лет.
Каковы итоги частного размещения акций ВРД ? Если вырученная сумма оказалась меньше планируемой, то как мы можем это объяснить?
В ходе переговоров была достигнута договоренность с одним из крупных инвестиционных фондов об инвестировании им в «ВестРусДевелопмент» $70 млн. В настоящее время осуществляются процедуры due diligence (финансово-юридической проверки), которые будут закончены до 20 мая и до 30 мая будут получены деньги.
На чем основано решение о размещении 10% акций ФС?
На стремлении поддержать высокие темпы роста бизнеса ФС. В принципе та же самая инвестиционная программа ФС может быть выполнена за счет средств акционеров и кредитов, но в этом случае она будет больше растянута во времени и не позволит занять желаемую долю российского рынка к 2012 году.
Мы рассматриваем все возможные инструменты привлечения средств. Частное размещение является эффективным и быстрым инструментом и, поэтому, мы будем его использовать наравне с другими.
Окажут ли результаты размещения акций ВРД влияние на решение о размещении 10% акций ФС?
Нет. Это два разных независимых бизнеса. Косвенное незначительное влияние может быть за счет количества гарантированных будущих объектов ФС на 2009 – 2010 годы, учитываемые при расчете стоимости бизнеса ФС.
Частное размещение 10% акций ФС «Вестер» состоится в этом году, как и планировалось ранее. В настоящий момент мы рассматриваем кандидатуры банков - потенциальных партнеров по размещению.
Какое влияние на результаты размещения может оказать тот факт, что большинство объектов ФС действуют на условиях аренды?
Ритейловый бизнес всегда действует на условиях аренды, однако поскольку около 25% площадей будет арендовано у «ВестРусДевелопмента», контролируемого теми же собственниками, мы полагаем, это добавит комфорта инвесторам с точки зрения надежности розничного бизнеса.
Сколько планируется привлечь за счет размещения акций ФС?
В настоящее время 10% акций ФС уже выставлены на продажу. В ходе размещения акций «Вестер» планирует привлечь около $110 млн.
Каковы параметры и сроки облигационного займа?
Облигационный заем – это шаг к публичности, что нам сегодня необходимо. Несмотря на большой объем объектов недвижимости в собственности, часть из них еще юридически не оформлена, так как объекты пока не сданы в эксплуатацию. Это осложняет процесс кредитования в части предоставления залогов. Облигации же обеспечивают беззалоговую форму кредитования.
Размещение облигаций, выпускаемых в количестве 1 500 000 штук (один миллион пятьсот тысяч) номинальной стоимостью 1000 рублей за штуку, как и планировалось, состоится летом. Андеррайтером размещения облигаций выступит ООО «ИК Ист Кэпитал».
Сумма: 1,5 млрд. руб., срок: 3 года, оферта: 1,5 года, планируемый купон – 14%
Какие еще шаги будет предпринимать компания для привлечения средств на развитие?
Выпуск кредитных нот на европейском финансовом рынке под залог акций холдинговых компаний ФС и ВРД.
Во сколько сейчас оценивается Федеральная Сеть «Вестер» и ВРД?
ФС: Точная оценка будет дана инвестиционным банком после первого IFRS , наш прогноз – около $1,3 млрд. на декабрь 2008 г .
ВРД: Около $800 млн. на декабрь 2008 г .
Операционная деятельность
Какие прогнозы по чистой прибыли по итогам 2008 года (сравнительный показатель с 2007 г .)?
Прогнозируемые значения показателя чистой прибыли Группы «Вестер»
|
Компания |
2007 |
2008 |
% роста |
млн. руб. |
ВРД |
436 |
470 |
108% |
ФС «Вестер» |
81 |
808 |
995% |
|
млн. $ |
ВРД |
17,1 |
19,6 |
|
ФС «Вестер» |
3,2 |
33,7 |
Каков сейчас оборот с одного квадратного метра, соответствует ли этот показатель ранее объявленным планам?
Сегодня этот показатель составляет около $9 тысяч на 1 кв. м в год, что соответствует нашим планам на данном этапе развития. Между тем, это программа «минимум», так как в российской рознице есть игроки, у которых этот показатель достигает $20 тыс., и такой уровень вполне достижим. Это тот результат, к которому необходимо стремится.
С помощью чего планируется увеличить операционные показатели?
Увеличение операционных показателей будет происходить за счет оптимизации ассортиментной политики, повышения эффективности логистических цепочек, а также благодаря правильной закупочной и ценовой стратегии. Кроме того, с целью улучшения операционных показателей, в компании проводится внутренняя реструктуризация, произошло расширение штата за счет приглашения команды экспатов, обладающих значительным опытом работы в ведущих западных розничных сетях.
Насколько существующая в магазинах сети система отчетности позволяет управлять операционными показателями?
В компании установлена система по автоматизации учета и управления торговым оборудованием в продовольственной рознице, разработанная на платформе "1С: Предприятие 8.0". Данное решение успешно взаимодействует с основными моделями POS-терминалов, весов, сканеров штриховых кодов, принтеров штриховых кодов, терминалов сбора данных и позволяет оптимизировать такие формы учета, как учет в товародвижении, финансах, хозяйственных операциях, а также эффективно управлять продажами, поставками, взаиморасчетами и торговым оборудованием.
Экспаты
В компании произошел ряд ключевых назначений. Что конкретно вы ждете от экспатов в ТОП-менеджменте?
Основная задача приглашенных топ-менеджеров состоит в том, чтобы помочь компании эффективно работать в условиях столь стремительного роста. Компания развивается достаточно быстрыми темпами и задача экспатов сделать так, чтобы все отвечающие за операционную деятельность подразделения успевали за этим стремительным развитием.
Экспаты приступили к реализации стратегии снижения издержек? Опишите, пожалуйста, основные принципы этой стратегии? Как она реализуется?
На определенном периоде развития любая компания начинает стремиться к сокращению издержек и максимизации прибыли. Достижение этих целей становится возможным при появлении так называемого «эффекта масштаба». Это закон экономики и стратегического менеджмента. Внедрение стратегии снижения издержек актуально для любой развивающейся компании. Основные принципы реализации этой стратегии состоят в оптимизации затрат, снижении расходов и, как следствие, повышении валовой маржи. Особенно эффективно эта стратегия работает на момент, когда число производимого продукта (в нашем случае открытых магазинов) становится оптимальным.
Когда следует ожидать экономического эффекта от работы экспатов?
Первыми итогами работы Федеральной Сети стоит рассматривать итоги 2009 года. Тогда же станет заметен экономический эффект от работы экспатов. Напомню, что первый объект в России был открыт только в мае 2006 года, то есть мы за 3 года удесятерим оборот.
Технологии
Какие основные проблемы возникают при открытии новых магазинов? Как они решаются? Как решаются проблемы привлечения и обучения персонала в новых регионах присутствия? Как это соотносится со стратегией снижения издержек, реализуемой компанией?
Основная проблема при открытии новых торговых предприятий – нехватка квалифицированных кадров. Особенно это актуально при подборе линейного персонала и менеджмента среднего звена. Частично данная проблема решается за счет делегирования в новый магазин опытной и высокопрофессиональной «команды запуска», в обязанности которой, помимо координации работ, связанных с непосредственно подготовкой к открытию, входят и задачи по подбору и обучению персонала. Подбор и обучение персонала – это всегда затратное мероприятие. Прежде, чем человек начинает приносить прибыль компании, проходит время и тратятся деньги. Несмотря на то, что «Вестер» обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного решения проблемы кадров, на значительное сокращение издержек в этой области рассчитывать не приходится.
Открывая такое количество магазинов, успеваете ли вы отслеживать внедрение технологий работы «Вестер» в каждой новой точке?
Период 2006-2007 гг. мы считаем периодом организационного строительства. Именно в эти годы была выстроена структура компании, прописаны бизнес-процессы, автоматизирована отчетность, созданы типовые проекты строительства. Цель этой громадной работы состоит в том, чтобы максимально оптимизировать процессы запуска новых проектов и их дальнейшую работу. Благодаря достигнутым результатам успешная модель торгового объекта «Вестер» тиражируется достаточно легко в любом регионе нашего присутствия.
Не вызывает ли «разбросанность» торговых точек «Вестер» увеличение издержек? (логистика, закупки, привлечение персонала, окружное управление и т.д.) Если вызывает, то как решаются эти проблемы?
С целью снизить расходы в компании создаются Округа, в каждом из которых в свою очередь происходит увеличение количества объектов. То есть происходит централизация управленческих и логистических расходов на уровне округа и сокращение удельных расходов магазинов.
Географическая разбросанность вызывает увеличенные издержки. Но только в первые год-два, так как первый объект служит в дальнейшем фундаментом для открытия следующих в данном округе. Без этого шага невозможно обойтись, если мы не хотим вообще потерять дальше регионы. Главная задача – получить минимум эффективности – это к 2010 году, но сейчас – максимальный захват рынка. Поэтому критика таких наших действий – просто демагогия. Кроме того, оптимизация логистических цепочек, централизация закупок, открытие дополнительных РЦ, реструктуризация компании позволяют постоянно сокращать существующие на сегодняшний день издержки.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?