Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Фасоль». Как открыть 500 независимых магазинов под единым брендом?
— Сколько на данный момент открыто своих магазинов «Фасоль», а сколько франчайзинговых?
— На данный момент всего открыто ровно 500 магазинов «Фасоль», из которых один собственный, остальные франчайзинговые. Магазин «Фасоль», принадлежащий METRO, выступает нашей экспериментальной площадкой, для того чтобы отрабатывать все инициативы, которые мы предлагаем в последующем клиентам.
— Каковы условия франшизы? Что жестко контролируется, а что отдается на откуп предпринимателю? Каковы примерные сроки окупаемости вложений франчайзи?
— Мы предлагаем своим партнерам присоединиться к самому крупному сообществу магазинов под единым брендом, оставаясь при этом независимыми. Партнер получает все технологии, наработанные компанией METRO за более чем 50 лет. Мы помогаем открыть новый или переделать имеющийся магазин, а также сопровождаем в ежедневной работе. Партнер получает специальный прайс-лист на закупки в METRO и регулярные централизованные промо-акции. У нас нет роялти и паушальных платежей. Основные требования к клиенту — приобретать в METRO порядка 25 % от закупочного оборота магазина и обеспечить операционную безупречность (чистоту, порядок, уровень обслуживания). Также есть обязательства, связанные с ассортиментом: 500 артикулов различных товарных категорий, включая постоянный ассортимент товаров, должны быть закуплены в MЕTRO. Конкретные условия сотрудничества оговариваются с каждым отдельным предпринимателем, исходя из особенностей бизнеса. В среднем, это 6–7–я часть ассортимента магазина «у дома».
Главное для нас — рост и успех бизнеса клиентов, поэтому наша франшиза относится к категории «мягких». В среднем, вложения франчайзи окупаются в течение 1,5 лет.
— Как развиваются форматы «Фасоли»? Появились ли новые, кроме «у дома» и «экспресс» и «АЗС»?
— Традиционная розница разношерстна и работает в совершенно различных форматах. «Фасоль» — гибкий мультиформатный конструктор. Мы развиваем новые форматы, чтобы повысить привлекательность программы для всех сегментов наших партнеров.
Один из новых форматов — кобренд. Речь идет о партнерстве с производителями, которые самостоятельно развивают монокатегорийную розничную сеть. Часто у них есть магазины, площадь которых позволяет торговать чем-то еще. Многие уже попробовали, но мультикатегорийным магазином управлять сложнее.
Обычно в таком партнерстве мы внедряем готовые решения в новых для магазина категориях, предлагаем продукцию партнера другим магазинам «Фасоль» в регионе и конечно уделяем внимание кобрендингу во внешнем оформлении торговых точек. Каждый партнер требует индивидуальной проработки, но при наличии целой сети магазинов это оправдано. Наибольшей популярностью проект пользуется в Краснодарском крае у локальных сетей, специализирующихся на молочных продуктах, мясе.
Вторая наша недавняя новинка — киоск. Это решение для павильонов до 30 кв. м, ассортиментом порядка 1500 SKU и упором на Food2go. Формат идеально подходит для остановок общественного транспорта и может быть использован в сотрудничестве с муниципальными властями для облагораживания города.
— Какова стоимость вложений в открытие магазина?
— Для открытия магазина «Фасоль» потребуется 2,5 – 3 миллиона рублей.
— Обязываете ли вы своих франчайзи переделывать магазины?
— Чтобы войти во франшизу владельцам бизнеса надо перестроить магазин согласно требованиям программы. Партнерам, с которыми мы уже работаем, переделывать ничего не нужно. Новые форматы сейчас приносят нам новую аудиторию, которая ранее не была охвачена.
— Насколько возрастают показатели — средний чек, посещаемость — после обновления магазина?
— В среднем, после ребрендинга магазина в «Фасоль» средний чек растет на 13–15 %, а трафик на 15–17 %. Поскольку расходы обычно остаются неизменными, прибыль, в основном, вырастает в 2 раза и более за 3 месяца.
— Ваш идеальный партнер — какой он? Расскажите о наиболее успешных франчайзи, в каких регионах они работают.
— У нас много успешных партнеров в разных регионах страны. Обычно это собственники, очень вовлеченные во все процессы в своем магазине, не упускающие ни одной детали в ведении бизнеса. Они обеспечивают операционную безупречность магазина, а METRO со своей стороны зачастую выступает в роли бэкофиса, освобождая партнера от этой нагрузки.
Например, владелец магазина «Фасоль в Казани Чулпан Низамиева присоединилась к проекту в 2016 году, а на сегодняшний день имеет уже три магазина «Фасоль». До присоединения к «Фасоли» Чулпан не имела опыта работы в продажах и никогда не владела магазином. Теперь Чулпан очень вовлечена в деятельность своих торговых точек: грамотно подбирает персонал, хорошо работает с ассортиментом, знает в лицо своих покупателей и их потребности, соблюдает все рекомендации METRO и стандарты проекта, проводит дни клиента и праздники, хорошо взаимодействует с управляющей компанией. Про ее магазин покупатели говорят «наш» и это очень приятно.
— Кому вы, исходя из собственного печального опыта, не продадите франшизу никогда? Приведите примеры неудачных партнерских отношений.
— Продуктовый магазин — это бизнес, который требует участия и максимального вовлечения. Для многих партеров это дело всей их жизни. Но у нас были случаи, когда франчайзи сами не занимались своими магазинами, не были достаточно вовлечены в управление. Это негативно сказывалось на многих процессах: несоблюдение стандартов качества сети, отсутствие необходимой квалификации у персонала, низкий уровень обслуживания клиентов.
Мы предлагаем всем клиентам наш проект, и наличие опыта в розничной торговле — это не обязательное условие. Но нам важно, чтобы франчайзи был максимально вовлечен в процесс. После переговоров мы проводим анализ и даем рекомендации к сотрудничеству, во внимание принимаются сотни факторов.
— Как контролируете своих франчайзинговых партнеров?
— У каждого партнёра есть свой персональный менеджер, который раз в две недели посещает магазины и дает рекомендации. Помимо аудита, который проводит менеджер METRO, у каждого франчайзи есть чек-лист для селф-аудита, который очень помогает в ежедневной работе.
— Предлагают ли франчайзи какие-то интересные вещи, которые вы реализуете на всю сеть?
— Большинство франчайзи очень активны. Часто поступают рекомендации по развитию и усилению локального ассортимента. Не так давно один из партнеров предложил поставить на полки «Фасоли» таблички с надписями «METRO эксклюзив» рядом с нашими товарами. Так франчайзи почувствовал дополнительную поддержку и смог повысить лояльность покупателей к качеству продуктов в своем магазине.
— Какие планы по развитию сети? Каковы наиболее интересные регионы для развития? Можно ли купить мастер-франшизу на регион?
— Мы планируем построить самое большое сообщество независимых магазинов под единым брендом. Это не просто количество торговых точек, это выстраивание отношений. Проект развивается во всех городах присутствия торговых центров METRO. Возможность приобретения мастер-франшизы рассматривается в индивидуальном порядке, в первую очередь, для регионов, где нет якорного торгового центра METRO.
— С кем чаще всего приходится конкурировать «Фасоли»?
— За конечных клиентов — со всеми известными сетевыми игроками, развивающими формат «У дома», а также и с наиболее прогрессивными магазинами, условно, «Продукты 24» старой закалки, находящимися в хороших местах и интуитивно использующих те составляющие успеха, которые мы тоже ставим во главу угла: индивидуальный подход, приятные эмоции от посещения магазина, гибкость в следовании меняющимся потребностям покупателей.
В конкуренции за партнеров список игроков совсем невелик.
— Как вы оцениваете, сколько еще магазинов «Фасоль» можно открыть в России?
— По различным оценкам рынок независимой розницы в России составляет порядка 250 тысяч торговых точек. Если ориентироваться на наших западных коллег, то в Польше, к примеру, уже 30 % таких магазинов работают под франшизой.
— Какие инновационные решения вы тестируете или собираетесь внедрять?
— Магазины «Фасоль» станут первыми в стране, где будет реализован сервис снятия наличных при оплате покупок картами на кассах магазинов. METRO осуществляет этот проект совместно с Mastercard и Банком «Русский Стандарт».
Для получения наличных в торговой точке достаточно будет расплатиться за покупку банковской картой и попросить кассира выдать необходимую сумму наличными. Максимальная сумма снятия наличных за одну операцию составит 5 000 рублей.
Мы в METRO подбираем индивидуальные решения под каждого партнера, понимая, насколько традиционная розница разнообразна. В том числе внедрение классических стандартизированных или инновационных решений зависит от формата магазина, владельца, региональных особенностей и прочих факторов.
Основная задача METRO — развивать и растить бизнес наших партнеров и клиентов, а решения могут быть абсолютно разнообразными.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?