Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ежи Климек: Работа – это источник радости
В феврале 2008 года в Федеральной сети «Вестер» к работе приступил новый операционный директор Ежи Климек. Представляем вашему вниманию интервью с г-ном Климеком, в котором он рассказывает о целях и задачах, стоящих перед ним, а также о методах работы и о его взглядах на специфические особенности развития ритейла в России.
- Расскажите, чем обоснован ваш приход в «Вестер»?
- Я пришел в «Вестер» не только для, того чтобы познакомить всех сотрудников и топ-менеджеров компании со своим большим опытом работы во многих международных сетях, но и для того, чтобы внушить своим новым коллегам оптимизм и готовность к безопасным и полезным изменениям и росту. Изменение, наращивание знаний – это само по себе талант. И он особенно необходим в компании, где общая активность и внутренняя жизнь возрастает с каждым днем.
- Каковы ваши задачи на ближайшее время?
- Моя задача, прежде всего, — это более конкретное и тщательное изучение компании, ее персонала и результатов работы. Оно будет осуществляться за счет моих визитов на региональные объекты, при личном знакомстве с магазинами и их сотрудниками. Далее я планирую ввести множество изменений, инноваций, основанных на лучшем и более эффективном использовании существующего кадрового потенциала. Также моей задачей является улучшение результатов работы как отдельных объектов, так и компании в целом: рост продаж на квадратный метр и маржи, уменьшение убытков компании. А потом, как результат, — увеличение средней выручки компании.
У Федеральной сети «Вестер» есть хорошая основа на 2008 год и по бюджету, и по развитию. А моя роль в компании – донести до всех сотрудников наши цели, сгруппировать вокруг них людей и привести компанию к успеху.
- Каковы ваши основные принципы работы?
- Во-первых, никогда не останавливаться на достигнутом и никогда не быть полностью довольным сделанным, не сдаваться. Во-вторых, брать хорошие идеи отовсюду, быстро адаптировать их и применять в работе. И, в-третьих, я уверен, что хороший лидер может пробудить в работниках такую мощную энергию, о которой они и не подозревают.
Хотелось бы отметить, что, работая в России, необходимо пересматривать многие традиционные методы, анализировать и перерабатывать их с учетом местной специфики.
Здесь следует подчеркнуть, что необходимо уважать особенности каждого региона.
Задачи и цели, поставленные передо мной руководством Группы «Вестер», будут достигнуты, и я глубоко в это верю. Да, я являюсь частью огромного механизма. Если сравнить нашу компанию с автомобилем, то наша главная цель – чтобы автомобиль ехал быстро, безопасно, не «съедал» много бензина и успешно добрался до назначенной цели. Так и в большом бизнесе: это — командная игра, и в этой игре нет места конфликтным интересам.
- Когда следует ожидать экономического эффекта от вашей работы?
- Результаты должны прийти очень быстро. Этого ожидаю и я, и акционеры компании. На мой взгляд, текущий год должен стать годом значительного роста эффективности работы нашей сети. Я считаю, что результаты моей работы будут видны уже к концу 2008 года.
- Какие навыки, полученные во время работы в других торговых сетях, могут вам помочь?
- Я работал во многих международных сетях: в голландских Makro Cash & Carry (который позже стал немецким) и Royal Ahold , во французском Carrefour , в компании Nomi , которая сотрудничала с американским фондом Enterprise Investors . Все эти компании имеют своеобразную, отличную от других культуру работы. Их сходство в том, что изначальной ценностью там являются возможности сотрудников, их работоспособность, лояльность, желание вкладываться в рост своей компании, ориентация на цель и способность улучшать рабочую систему и внутренние правила. Например, в компании «Вестер» принят девиз «Клиент всегда прав». В других компаниях, где я работал, всегда старались напоминать, что именно твой клиент, с которым ты разговариваешь, которого обслуживаешь и кому продаешь товар, оплачивает твою пенсию и бонусы.
- Каких наибольших успехов и достижений вам удалось достичь?
- Успехи в моей работе, конечно же, были. Например, высоко оценено мое участие в развитии и достижении выдающихся результатов работы в польских представительствах компаний Makro Cash & Carry , Carrefour и Royal Ahold. Я управлял тысячами людей, организовывал новые структуры и новые форматы магазинов, при этом всегда учитывал специфику того или иного формата и регионального рынка. А в последнее время вместе с компанией Enterprise Investors в течение трех лет мне удалось «поднять» Nomi из огромного дефицита результатов до уровня стабильно успешной и прибыльной компании. Я смог вернуть инвесторам их вложения и продать компанию следующим инвесторам. Меня можно назвать «тот, кто делает деньги» ( Money Maker ).
- Расскажите, как вы пришли работать в «Вестер»?
- В «Вестер» я добирался долгое время. Впервые я встретился с Олегом Болычевым, председателем совета директоров Группы «Вестер» в Варшаве в 2006 году, потом – с Александром Астрейко, генеральным директором Федеральной сети «Вестер». Подумал тогда, что хочу работать с такими динамичными и очень конкретными людьми. Но все же хотел больше узнать о компании, посмотреть на нее. Посетил Калининград, объекты в регионах России, и то, что я увидел, мне понравилось.
Я должен был приступить к работе во второй половине 2007 года, но по независящим от меня причинам начал работать лишь в феврале 2008 года.
- Вы впервые работаете в российской компании?
- Да, это мой первый опыт работы в российской компании. До этого были только каникулы и студенческая экскурсия в Москву и Санкт-Петербург. Для меня нет большой разницы, в какой стране работать. Я работал в ряде стран, даже в Нигерии, и быстро адаптируюсь к новым условиям. К тому же, между Россией и Польшей не так много различий, как, например, между Польшей и Нигерией.
Я абсолютно уверен в результатах работы компании «Вестер» в России. У нас есть реальный шанс улучшить эти результаты. Но, конечно, это будет не слишком легко! При правильном отношении всех сотрудников компании к поставленным задачам мы обязательно улучшим результаты нашей работы.
- Чего вы ждете от работы в компании «Вестер»?
- Прежде всего, я знакомлюсь с огромным российским рынком. Это одна из немногих возможностей поучаствовать в жизни и динамичном развитии торговой компании. Также я ожидаю получить новый опыт, требующий, с одной стороны, знания данного бизнеса, а с другой, способности работать и разрешать множество проблем. Возможно, что не все, что делается в Германии, Франции и Польше, будет хорошо функционировать в России, и наоборот. Неизменная активность основывается на знании наших основных потребностей. «Вестер» расширит горизонты моих знаний в бизнесе и даст дополнительные возможности, специфичные для российского рынка. А я надеюсь, что, в свою очередь, дам сети «Вестер» сильное и решительное направление для быстрого роста и повышения результатов работы.
- На ваш взгляд, есть ли отличия российского и зарубежного ритейла?
- Разница, конечно же, есть, хотя бы потому, что это разные части света. Россия – огромная страна, которая расположена и в Европе, и в Азии. Отсюда особенности логистики, большие различия между местностями, регионами. Кроме того, «Вестер» также развивается и в Украине, Казахстане и в республике Беларусь.
Если говорить о Западной Европе, то там организованная торговля уже имеет 40-летнюю историю развития. Первый супермаркет был открыт во Франции в 60-х годах ХХ века.
В России все меняется намного быстрее, чем это происходило в Польше. А в Польше изменения происходили намного быстрее, чем в Западной Европе. То, что заняло в Европе 30 лет развития, в Польше произошло за 10, а в России – примерно за пять.
Таким образом, такое быстрое развитие является, с одной стороны, плюсом, потому что у клиентов есть масса неудовлетворенных потребностей, а с другой стороны, при таком темпе работы частенько допускаются ошибки. Но, как говорится, тот не совершает промахов, кто не работает. Ошибки необходимо свести к минимуму, а над их исправлением работать очень быстро. Часто, когда с ними сталкиваешься, понимаешь, что ошибки связаны с работой региональных магазинов, с концепцией планируемых торговых центров, а часть их связана с организацией работы компании и торговых объектов. Взять, например, большинство проектов в России (я это заметил во время командировок): в них явно недооценивается роль парковок, которые необходимы для крупных объектов. В Европе средним показателем является 1 место паркинга на 10 квадратных метров торгового зала, то есть на торговый зал площадью 1000 кв. м должно быть 100 парковочных мест, а на 10 000 кв. м торговых площадей – 1 000 мест. А когда речь идет об огромном торгово-развлекательном центре с бутиками, развлекательной зоной и ресторанами, то мест для паркинга должно быть еще больше!
Плюсы у российского ритейла, конечно же, тоже есть… Я считаю, что никакой руководитель западной компании не смог бы даже мечтать о таком росте продаж, какой может быть в России. Однако российской торговле недостает хорошего сервиса.
- Собираетесь ли вы применять в работе европейские методы ведения торговли?
- Согласно известному высказыванию «think globally , act locally», буду использовать европейские методы и общепринятые стандарты работы, «приправленные» местной российской спецификой.
- Почему вы решили связать свою жизнь с ритейлом?
- Это семейная традиция. Во время коммунизма в Польше можно было организовывать малый и средний частный бизнес. Моя мама открыла магазин текстильной одежды, и я с детства жил в торговой атмосфере – среди разговоров о продажах, стоимости, поставках… Поэтому я пошел учиться международной торговле, а после учебы начал работать в сфере внешней торговли: в компаниях по экспорту-импорту. Во время командировок в Западную Европу и знакомства с европейскими сетями я с каждым разом все больше и больше хотел работать в большой торговой компании. После изменений в 80-90-х гг. прошлого столетия мне удалось реализовать свою мечту. Теперь я – человек, который с огромным удовольствием с утра идет на работу, а не только возвращается вечером домой.
- В каких странах и компаниях вы работали, и что вам больше всего запомнилось?
- Работал во многих странах. Сначала после учебы ездил в служебные поездки по Европе. Случилось так, что работал для США в Танзании и Мозамбике. Работал в Англии, а потом в Нигерии, в Лагосе генеральным директором немецко-нигерийской компании. Был владельцем собственной компании, которая импортировала текстиль, а позже работал в Makro , Carrefour и т.д. Больше всего впечатлений из всех стран, где я побывал, во мне оставила Нигерия своим совершенно неорганизованным, сумасшедшим уличным движением, где каждый следует только своим правилам.
- Ваше кредо?
- Мое кредо, которое я рекомендую всем, «работа – это источник радости». Как говорил мой гуру бизнеса Джек Уэлш ( Jack Welch ), бывший шеф General Electric , никто не должен заниматься тем, что ему не по душе. Если не будешь с утра полон энергии и желания развиваться, то ясно, что ты работаешь в неподходящем для тебя месте.
Ежи Станислав КЛИМЕК, операционный директор ФС «Вестер»
Родился 15 декабря 1948 в Лодзи (Польша). Окончил экономический факультет Университета международной торговли в Лодзи (Польша); факультеты маркетинга в Международном институте маркетинга, Университете Тафтса (США); Международную академию бизнеса (МBА) в университете Харфорт (США).
Несколько лет работал в компаниях по экспорту/ импорту в должности ТОП-менеджера в Лагосе (Нигерия), позднее основал собственную фирму, специализирующуюся на экспорте/ импорте текстиля.
В начале 90-х пришел в сектор ритейла и начал развивать его в Польше в качестве директора в Маkro Cash &Carry (в России известного как Metro Cash &Carry), директора Carrefour Польша, был директором гипермаркетов, членом правления Ahold Poland. Потом занимал должность Президента компании NOMI — cети из 32 магазинов (домашний и садовый инвентарь).
Свободно владеет английским и немецким языками, изучает русский. Женат. Сын пошел по стопам отца, сейчас является директором гипермаркета Real на юге Польши.
Справка о Федеральной сети «Вестер»
Федеральная сеть «Вестер» создана в 2006 году, на базе калининградской Группы «Вестер». К концу 2007 года сеть представлена в 22 регионах России, а также в Казахстане и в Украине. Сегодня сеть объединяет более 50 торговых объектов общей торговой площадью около 100 тыс. кв. м. Основные форматы, которые развивает «Вестер» — гипермаркет и супермаркет. В 2007 году компания ввела в строй 63 тыс. кв. м торговых площадей. В 2008 году будет открыто не менее 40 торговых объектов, общей торговой площадью 170 тыс. кв. м.
Товарооборот ФС «Вестер» в 2007 году составил около 420 млн. долларов. В 2008 году торговая сеть планирует увеличить товарооборот более чем в три раза, до $1,3 млрд. Стратегическая цель «Вестер» — по итогам 2010 года войти в пятерку лидеров среди российских розничных операторов с товарооборотом $6 млрд.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.