Декоративное изображение
8 704

Поделиться

Евгений Шевченко, владелец мастер-франшизы «Пятёрочки»: «Запуск магазинов сети в Якутске – пилотный проект для меня в ритейле, но не первый в бизнесе»

В апреле торговая сеть «Пятёрочка» вышла в новый для себя регион – Республику Саха (Якутия) – и открыла сразу пять магазинов в Якутске. В этой части России ритейлер планирует развиваться через мастер-франшизу, а значит, открывать магазины, заниматься логистикой и развитием в регионе будет партнер компании. При этом все магазины соответствуют стандартам федеральной сети, оборудованы кофе-корнерами и пекарнями, предлагают большой ассортимент готовой еды. В планах – открыть 30 магазинов за 5 лет. Для «Пятёрочки» это первый опыт выхода в новый регион силами одного франчайзи. Retail.ru поговорил с Евгением Шевченко, который стал первым мастер-франчайзи компании, и расспросил о планах развития сети в регионе.

Фото: «Пятёрочка»

Фото: «Пятёрочка»

– Евгений, расскажите о себе и своем опыте в бизнесе и ритейле.

– Я родился и вырос в Казахстане, в 18 лет поступил в Новосибирский государственный университет. В начале карьеры работал по найму, а затем стал развивать собственный бизнес в разных частях страны и за рубежом – в Новосибирске, Владивостоке, Якутске, в Ямало-Ненецком автономном округе и даже в Казахстане. Часть проектов я продал федеральным компаниям, например «Белой Даче», а часть продолжаю развивать. Сейчас управляю сетью из 30 франчайзинговых точек KFC в азиатской части страны – в Якутии, Иркутске, Чите, Братске. В ритейле у меня нет опыта, но есть компетенции в других бизнесах.

– Почему вы решили выйти в Якутию именно с «Пятёрочкой»? Чем заинтересовал вас этот достаточно непростой бизнес в очень непростом регионе?

– Когда X5 Group вышла на рынок Владивостока, стало понятно, что все промежуточные города замкнутся между Красноярском и Владивостоком.

Мы решили, что если уже развиваем бизнес в Якутии (здесь у нас работают четыре точки KFC), то можно развивать еще какой-то бизнес в республике. Мы вышли к X5 Group с предложением покупки их франшизы. У нас не было никаких знакомств и преимуществ, обычная классическая история партнерства.

– Основная сложность развития ритейла в регионе – это удаленность от основных транспортных путей, измеряемая тысячами километров. Как решается этот вопрос?

– Да, основная сложность – логистика. Ближайший распределительный центр X5 Group, откуда мы поставляем продукцию, находится в Красноярске, а это более 2 тыс. км до Якутска. С РЦ мы забираем товар фурами, везем до переправы через реку Лену, а затем распределяем по точкам. Моста через реку нет, поэтому, когда в период паводка переправа закрывается, мы храним товар в Якутске на арендованном складе временного хранения. В целом, мост – это желаемое, но не обязательное условие для развития бизнеса.

Полезная площадь склада временного хранения – порядка 5,5 тыс. кв. м. За счет сроков годности большинства продуктов хранить товар там можно достаточно долго. Если мы говорим про свежие продукты, то доставить их грузовым транспортом до Якутска – не проблема. У нас достаточно магазинов, чтобы загрузить фуры полностью. Весь вопрос в объемах, стоимости и количестве перевозимых товаров.

– Рассматриваете ли строительство собственного склада, чтобы упростить логистику?

– Конечно. По мере роста количества точек и наших потребностей в ассортименте склад будет расширяться. Мы ведем переговоры с местными предпринимателями относительно строительства логистического объекта под наши объемы. Но размеры склада мы пока не спланировали. Объясню: чтобы запустить пять магазинов в Якутске, мы пустили порядка 60 фур для доставки товара из Красноярска. Транспорт у нас наемный, железнодорожную ветку пока не используем. Чтобы понять наши потребности в складских мощностях, нужно поработать какое-то время и проанализировать ассортиментную матрицу и объем тоннажа, который будет проходить через каждый магазин. Исходя из этих значений, будем понимать, какой склад нам нужен.

Фото: «Пятёрочка»

Фото: «Пятёрочка»

Фото: «Пятёрочка»

Фото: «Пятёрочка»

– Вы наверняка изучили конкурентов, прежде чем выйти на рынок Якутска. Как можете охарактеризовать конкурентный рынок?

– Конкуренция здесь есть, мы не можем выйти на пустой рынок, люди же где-то покупали продукты. Работают в основном местные игроки, которые неплохо себя чувствуют. «Пятёрочка», безусловно, повлияет на работу других ритейлеров — мы придерживаемся стандартов сети, а значит, и остальные неминуемо будут пересматривать свой ассортимент и цены.

– Вы открыли пять магазинов. Сколько суммарно создано рабочих мест в регионе благодаря запуску «Пятёрочек»?

– В работе одного магазина обычно задействовано порядка 15–20 человек, то есть на данный момент мы трудоустроили около 100 человек. Но это только торговый персонал, есть еще административный, люди, которые работают в офисе и в логистике, на складе. Заработную плату мы сделали на 5–10% выше, чем средняя по рынку.

– Расскажите о планах по развитию в регионе на ближайшие годы.

– Базовый план на три года – открыть до 30 магазинов «Пятёрочка». Мы открыли пять точек, а до конца года откроем еще пять. Речь идет об интенсивном развитии за короткое время. Дальше начнется экстенсивное развитие: будем выходить в небольшие города и поселки. По результатам будем оценивать экономическую целесообразность дальнейшего масштабирования.

Об ассортименте и ценах в Якутске

Юлия Тюленева, исполнительный директор территории «Восток» торговой сети «Пятёрочка»

«В каждом магазине сети в регионе представлено около 5 тысяч наименований продукции. Из них 70% – это федеральный ассортимент, 30% – сибирский и региональный. Сейчас доля якутских поставщиков составляет порядка 6%. В стадии подписания находятся еще 17 контрактов, а значит, в скором времени доля локальных производителей вырастет до 10%. В основном это поставщики продукции сегмента фреш – мясных, молочных продуктов, хлебобулочных изделий, фруктов и овощей. Мы открыты к сотрудничеству с местными партнерами, это не только позволит развивать объемы производства на региональном уровне, но и позитивно скажется на ценах. Если сравнивать с местными игроками, то сейчас цены в точках сети в Якутске в среднем на 5–10% ниже».

О первом опыте выхода в регион по мастер-франшизе «Пятёрочки»

Михаил Кольцов, директор департамента франчайзинга торговой сети «Пятёрочка»

«Мастер-франшиза отличается от обычной франшизы «Пятёрочки» тем, что на партнере больше обязательств. На его плечи ложатся заботы по заказу продукции, планированию, логистике, обеспечению складских запасов и решению всех форс-мажорных вопросов. А еще, когда мы отдаем партнеру мастер-франшизу, мы не предполагаем, что будем открывать в регионе собственные точки. У партнера есть обязательства по графику развития и по количеству открытий.

Выбирая модель сотрудничества при выходе на новую территорию, мы исходим из экономической целесообразности. В данном регионе нам было выгодно развиваться именно через мастер-франшизу. Для нас это первый опыт, когда мы идем через партнера. Мы обкатаем эту модель и попробуем ее масштабировать».

О развитии «Пятёрочки» на Дальнем Востоке

Владислав Курбатов, генеральный директор торговой сети «Пятёрочка»

«На Дальнем Востоке у нас сейчас открыто более ста “Пятёрочек”. Мы присутствуем во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. В ближайших планах — открытие в Биробиджане. Я думаю, что до конца 2024 года мы откроем еще около 150 магазинов, тем самым увеличив общее число “Пятёрочек” на Дальнем Востоке до 250. Мы будем одной из самых крупных сетей в регионе по количеству точек. Если говорить про перспективу 3–5 лет, планируем нарастить число магазинов в этой части России минимум до 500».

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами