Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Если хочешь сделать карьеру в торговле — надо любить людей
Сафонова Елена, территориальный управляющий сети «Подружка» начинала свою карьеру простым продавцом в магазине товаров для животных. Ее целеустремленности можно позавидовать - от позиции продавца до должности директора магазина Елена выросла за 1,5 года. Мы взяли это интервью у Елены, чтобы узнать, что помогало и мешало ей в процессе роста. Мы уверены, что ее ответы будут интересны и полезны читателям www.retail.ru
Как понять, способен ты сделать карьеру в торговле или нет?
Во-первых, у человека изначально должна быть такая цель. Он должен хотеть развиваться, быть настроенным на карьерный рост. Во-вторых, если ты хочешь добиться успеха в сфере торговли, то надо обязательно любить людей. Хотеть общаться, уметь найти подход к любому человеку. Без этого ничего не получится.
Что помешает карьере в торговле?
Необщительность, замкнутость, чрезмерная амбициозность. Торговля – это сервис, оказание услуг. Для того, чтобы продать покупателю товар, надо с ним разговаривать, понимать его потребности, чувствовать, что именно лучше предложить, чтобы решить его конкретную проблему. А если продавец не умеет слушать и не любит покупателя уже в тот момент, когда он только зашел в магазин, то карьера такого сотрудника обречена на неуспех.
Необходимо ли продавцу специальное образование, на Ваш взгляд?
Начать работать продавцом можно и без диплома. Например, в сети «Подружка» специально для сотрудников без образования и опыта есть обучающий курс и стажировка в действующих магазинах. Базовые знания там даются, а все остальное придет с опытом, на практике. Когда я сама была продавцом, то посещала все тренинги, которые предлагались. И сейчас всем своим сотрудникам я рекомендую использовать любую возможность для обучения и повышения квалификации. Если, конечно, они нацелены на карьерный рост. Как действовать в конфликтных ситуациях, как делать активные продажи, как использовать психологические аспекты в работе с людьми – всему этому можно научиться на специальных тренингах, и это очень полезно в нашей работе.
Но вот директору магазина лучше иметь высшее или хотя бы среднее-специальное образование. Возможность учиться есть всегда, можно это делать параллельно с работой. Я именно так и поступила - окончила институт буквально в прошлом году, заочно. Кстати, мой практический опыт очень пригодился при написании и защите дипломной работы.
Какие у Вас были обязанности на позиции продавца?
Самое главное - это работа с покупателями. Кроме того, выкладка товара, поддержание чистоты и порядка в торговом зале. То есть, особо сложного ничего не было. Как только я освоилась, мне захотелось идти дальше, я стала брать на себя больше ответственности. Руководство компании это увидело, и меня повысили. Во всех компаниях есть свои ступени карьерного роста, в сети «Подружка» это: продавец — старший продавец — менеджер. Человек должен понимать, что желая расти выше, он должен постоянно проявлять инициативу.
То есть Вы советуете продавцу брать на себя дополнительные обязанности?
Конечно! Нужно проявлять себя везде и как можно больше. Выступать инициатором, не ждать указаний, распоряжений от руководства. Увидел грязь – вытри, увидел покупателя – подойди к нему, предложи помощь. Есть идея, как улучшить работу магазина – расскажи о ней руководителю. И еще: нет ничего стыдного в том, чтобы выдвигать свою кандидатуру на повышение. Предлагать себя на свободную вакансию, смело давать понять руководству, что готов к ответственности.
Что самое приятное и неприятное в работе продавца?
Самым замечательным было то, что я занималась тем, что мне нравилось – общалась с людьми и еще получала за это зарплату. Приятно, когда появляются постоянные клиенты, которые всегда приходят к тебе в магазин, как к себе домой. Делятся новостями, спрашивают совета, благодарят за помощь. У нас магазины шаговой доступности, большинство покупателей живут рядом, они наши частые гости. Еще приятно, что размер твоей зарплаты напрямую зависит от твоих усилий. В торговле ведь так - чем больше продашь, тем больше получишь. Например, у нас в сети «Подружка» мотивация персонала построена так, что доход зависит от самого продавца. Есть стимул хорошо работать.
Из неприятного – бывает, продавцам приходится общаться с раздраженными, усталыми людьми, которые хотят выплеснуть на тебя свой негатив. И здесь нужно брать себя в руки, вспоминать все тренинги по конфликтным ситуациям и делать все, чтобы у покупателя изменилось настроение, чтобы он улыбнулся. А вообще - не могу выделить каких-то слишком негативных моментов в работе продавца. В торговле нет рутины, обыденности – каждый день что-то новое, очень быстрое движение, надо везде поспеть, много информации, много покупателей.
Что необходимо знать и уметь для продвижения от продавца к менеджеру?
Во-первых, необходимо знать свой товар, изучить ассортимент, без этого невозможно хорошо проконсультировать покупателя. Во-вторых, нужно освоить компьютер, уметь работать с кассовым аппаратом, знать какие-то бухгалтерские программы и первичную бухгалтерию. Этому всему обучают в компании, если человек изъявляет желание. Ну и конечно, надо быть активным, проявлять энтузиазм, здоровую амбициозность.
Как коллеги отреагировали на Ваше первое повышение?
Конечно, наверняка, кто-то позавидовал. Кто-то белой завистью, кто-то черной. Первое время мне было тяжело, т.к. я встала на более высокую ступень, а остальной коллектив оказался ниже меня по должности. Сначала мне было непросто отдавать распоряжения, указывать сотрудникам, делать замечания. Но со временем меня поняли, коллектив принял мою новую должность, и в результате у нас получилась очень хорошая команда, основанная на дружбе, человечности, внимании друг к другу.
Что входило в Ваши обязанности на позиции менеджера магазина?
Появилось еще больше ответственности, причем не только за свою работу, но и за работу нижестоящего персонала, а также за товар, за деньги, которые хранятся в магазине, за работу с поставщиками, за договора. Это ведь очень непросто – когда от тебя зависят другие люди, успех целого магазина, а значит – и всей компании. Взять на себя ответственность и оправдать ее – это самое сложное на пути от продавца к менеджеру магазина.
Что необходимо знать для продвижения от менеджера к директору магазина? Чему надо научиться?
Всему! Кроме управления персоналом и ассортиментом, ведения отчетности и т.п., директор магазина должен уметь общаться с контролирующими и проверяющими органами, районными управами, пожарными, СЭС и т.д. Это тоже большая ответственность, и требует умения владеть собой.
А сейчас, когда я работаю территориальным управляющим (руковожу уже не одним, а группой магазинов), ответственности еще прибавилось, да и знаний требуется больше. Вообще, всем, кто стоит карьеру, нужно быть готовым к постоянному увеличению ответственности, а еще никогда не переставать учиться.
Что самое сложное на пути от менеджера к директору магазина?
Поскольку я изначально ставила перед собой цель и постоянно к ней шла, то особых трудностей по получению должности менеджера магазина, а затем и территориального управляющего, у меня не было. Хотя, конечно, была внутренняя конкуренция, - ведь не одна я хочу расти в компании. Первое время было трудно, т.к. было много работы, с которой я прежде не сталкивалась. Приходилось вникать, самой во всем разбираться, иногда «изобретать велосипед» - из-за этого я проводила на работе почти все свободное время, 24 часов в сутках остро не хватало. Потом, когда появился необходимый опыт, стало легче, начал выстраиваться нормальный рабочий день. Сначала было морально тяжело из-за выросшей ответственности, т.к. от моих действий, от моей работы зависела зарплата всего коллектива. Конечно, поначалу пришлось прилагать много усилий, чтобы вникать и учиться.
Насколько быстро можно сделать карьеру в торговле сегодня, на Ваш взгляд?
Все зависит от человека. Если он очень хочет и ставит перед собой такую цель – то все возможно. Условия для этого в нашей отрасли есть.
Какие торговые компании лучше выбирать для старта?
Карьеру лучше делать в сетевой компании. Когда в сети много магазинов, и постоянно открываются новые торговые точки – то туда всегда требуется персонал: продавцы, менеджеры, директора. Легко устроиться на работу, и сразу получаешь массу знаний – т.к. в больших компаниях все процессы прописаны, систематизированы, а новичков обязательно обучают. И расти в сетевой рознице всегда легче. У нас в «Подружке» когда в открывающийся магазин потребуется, скажем, менеджер – в первую очередь смотрят на «своих» - тех, кто уже работает и как-то проявил себя.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?