Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ESG в ритейле: хайп или стратегия будущего?
Недавно Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало ESG-рэнкинг российских ритейлеров. В пятерке лидеров «Магнит», «Икс 5 Финанс», «Детский мир», «М.Видео» и «Почта России». Мы поговорили об отношении ритейлеров к ESG, рисках и финансовых перспективах нового подхода с одним из создателей рэнкинга Виктором Четвериковым, управляющим директором по проектам развития НРА, и Надеждой Галактионовой, руководителем управления по устойчивому развитию бизнеса розничной сети «Магнит».
– Виктор, еще пару лет назад, когда тема ESG (Environmental, Social and Corporate Governance – экология, социальная политика и корпоративное управление) плотно ассоциировалась исключительно с промышленным сектором, вы говорили, что стратегия и стандарты ESG вскоре придут и в ритейл. Этим летом Национальное рейтинговое агентство выпустило ESG-рэнкинг российских розничных компаний. На основании каких показателей он сформирован?
Виктор Четвериков: Рэнкинг ESG формируется на основании данных, которые раскрывают публичные компании. Все эти компании присутствуют в списках Московской биржи. Как правило, они активно инвестируют в устойчивое развитие и занимаются трансформацией бизнес-модели.
В ESG не существует единых стандартов оценки компаний, поэтому мы старались использовать самые релевантные показатели. Взяли данные, которые компании должны обнародовать в соответствии со стандартами нефинансовой отчетности, и оценили их с точки зрения уровня раскрытия информации, публичности. Нас интересовало все, что имеет отношение к воздействию на окружающую среду, социальному аспекту и корпоративному управлению.
В списке ритейлеров 17 компаний, все они хорошо известны на рынке. При формировании рэнкинга мы оценивали помимо ключевых факторов устойчивость поставок, соблюдение принципов ответственного потребления, которые распространяются, в том числе, и на конечных покупателей, и на все, что связано с логистикой: снижение выбросов при транспортировке товаров и так далее. В результате было сформулировано 68 показателей.
– Надежда, первое место в рэнкинге занимает торговая сеть «Магнит». Компания всегда была одним из лидеров инноваций: одной из первых внедрила искусственный интеллект для анализа поведения потребителей, установила у себя автоматизированные депозитные машины (АДМ) и перешла на онлайн-инкассацию. Расскажите, как давно вы начали заниматься устойчивым развитием.
Надежда Галактионова: Стратегию устойчивого развития «Ритейл со смыслом» мы опубликовали в июне 2020 года. Она основана на десяти принципах глобального договора и семнадцати целях устойчивого развития ООН. Конечно, при разработке стратегии мы опирались на глубокую аналитику бизнес-процессов и старались определить наиболее важные именно для нашей компании цели.
В стратегии устойчивого развития мы выделили пять направлений. Во-первых, это защита окружающей среды, экологические показатели. Во-вторых, ответственная цепочка поставок. Третье направление – сотрудники. «Магнит» – один из самых больших работодателей в стране, в компании работают 316 тысяч человек. Четвертое направление – развитие местных сообществ. «Магнит» – географически распределенная компания, она присутствует более чем в 60 регионах. И пятое – здоровье и здоровый образ жизни: у «Магнита» есть возможность положительно влиять на жизнь россиян. По каждому направлению определены качественные и количественные цели, которых мы планируем достичь к концу 2025 года.
Зачем нам нужна эта стратегия? Во-первых, реализация стратегии положительно влияет как на социально-экономическую сферу, так и на окружающую среду. Масштаб бизнеса «Магнита» сложно переоценить – у нас 22,5 тысячи магазинов, в которые каждый день приходит 13 миллионов покупателей. Когда компания такого масштаба понимает свое влияние на все сферы жизни общества, ответственное ведение бизнеса становится одним из ключевых факторов ее работы. Во-вторых, стратегия повышает ценность компании в глазах акционеров. И, наконец, реализация стратегии помогает совершенствовать бизнес-процессы внутри компании: когда мы изучаем их с точки зрения ESG, становится понятно, что надо сделать для того, чтобы быть еще более эффективными.
– На какие международные компании вы ориентировались, когда создавали стратегию?
Надежда Галактионова: Я бы не стала говорить об одной конкретной компании. Скорее, мы изучали лучшие практики в ритейле и FMCG в области ESG. Крупные международные FMCG-компании и международный ритейл – к примеру, Walmart, Tesko – примерно с 2000-х годов занимаются устойчивым развитием и добились значительных успехов. Грех не воспользоваться их опытом.
– Вы назвали несколько направлений, в которых работаете, чтобы соответствовать мировым стандартам ESG. В 2017 году «Магнит» внедрил на своих торговых точках онлайн-инкассацию и установил АДМ. Эта технология позволяет снижать углеводородные выбросы, сокращать потребление пластика и бумаги. Как онлайн-инкассация отражается на устойчивом развитии ритейлеров?
Надежда Галактионова: Конечно, основная цель онлайн-инкассации – оптимизация бизнес-процессов и сокращение затрат. Но одновременно эта технология работает и на соответствие компании принципам ESG. Благодаря системе онлайн-инкассации компания действительно серьезно снижает расход бумаги и сокращает потребление пластика – ведь одноразовые мешки для инкассации больше не нужны, а уменьшение автомобильного трафика за счет отказа от ежедневного заезда инкассаторов приводит к снижению выброса СО2.
Очень важно отметить, что в таких больших компаниях, как «Магнит», нет маленьких проектов – решение обычной бизнес-задачи может дать существенный ESG-эффект. Например, недавно мы изучали такой, казалось бы, тривиальный проект, как внедрение электронного документооборота. Все знают, что он призван увеличить скорость принятия решений. Но в масштабах «Магнита» это привело еще и к экономии за два года 2,5 тысячи тонн бумаги. А значит, мы предотвратили вырубку 136 гектаров леса. То же самое относится и к онлайн-инкассации.
Виктор Четвериков: Безусловно, когда компания внедряет инновации, например, такие как онлайн-инкассация, и они позволяют сокращать расход бумаги, потребление пластика, выбросы CO2, это положительно сказывается на ее месте в рэнкинге. В дальнейшем мы планируем перейти от рэнкинга к рейтингу, при составлении которого будем учитывать не только данные публичной отчетности, но и внутренние документы компании. И тогда такие факты будут иметь еще большее значение.
Фото: metamorworks/shutterstock
– Чтобы соответствовать критериям ESG, компании надо прилагать значительные усилия и делать это постоянно. Какую выгоду получает ритейлер от внедрения политики устойчивого развития?
Надежда Галактионова: Я бы разделила этот вопрос на два. Есть операционная, быстрая выгода, а есть долгосрочная – она станет ощутимой позже.
Если говорить об операционной выгоде, то я бы отметила активное развитие темы «зеленого финансирования» – этим уже начали заниматься многие крупные банки, и я уверена, что в ближайшее время на рынке появится множество программ финансовой поддержки экопроектов.
В долгосрочной перспективе ESG способствует системной устойчивости компании. Во-первых, существует внешняя среда и ожидания регулятора, которые нельзя игнорировать. Под регулятором я понимаю как государство, которое уже активно занимается этой темой, так и финансовые институты, которые внедряют новые требования к финансовой отчетности. Во-вторых, для компании важно привлекать инвестиции и соответствовать ожиданиям инвесторов, а они являются одним из главных драйверов развития ESG. Например, в 2020 году директор компании BlackRock, управляющей финансовыми активами в мире с портфелем 9 трлн долларов, в своем ежегодном письме руководителям компаний отметил высокую значимость ESG-повестки и призвал их прикладывать больше усилий в борьбе с изменением климата.
– Не окажется ли ESG очередным хайпом?
Надежда Галактионова: Уверена, что нет. Конечно, сейчас, когда тема ESG звучит отовсюду, может возникнуть такое впечатление. Но когда пена осядет, станет очевидно, что в основе лежат совершенно конкретные бизнес-практики, которые надо внедрять для повышения устойчивости компании.
– Иногда складывается впечатление, что российский бизнес воспринимает ESG как дополнительную нагрузку, которая не имеет особого смысла.
Надежда Галактионова: По-моему, в современном мире ESG невозможно игнорировать. Пока это относится только к крупному бизнесу. Но вскоре к нему присоединятся и небольшие компании – этого требуют и регулятор, и инвесторы, и клиент. В ритейле мы уже наблюдаем, что для покупателя важен не только сам продукт или бренд, но и история, которая за ними стоит: как компания относится к экологии, к социальным проектам, насколько ответственно она себя ведет.
Виктор Четвериков: Не будем забывать, что сейчас вступает в силу поколение миллениалов, для которых устойчивое развитие является определяющим фактором выбора. Они уже предъявляют определенные требования к продукции и услугам. И скоро именно миллениалы станут основными инвесторами и потребителями товаров и услуг.
– В рейтинге НРА сказано, что российские розничные компании соответствуют большинству международных стандартов ESG. Однако им еще есть над чем работать. Какие сложности возникают на пути внедрения ESG-стандартов в российском ритейле?
Виктор Четвериков: Работать действительно есть над чем. Ведь даже лидер рэнкинга «Магнит» находится только в начале пути.
Россия несколько отстает в деле внедрения ESG-практик. Например, у нас до сих пор не выпущена таксономия, которая является основополагающим документом вселенной «зеленых» финансов, хотя рынок «зеленых» облигаций уже существует. Таксономия описывает принципы «зеленого» или устойчивого финансирования, рассказывает, какие технологические показатели или критерии существуют, что они означают. Основным документом является европейская таксономия – недавно появилась ее вторая редакция. В России разработкой таксономии занимается методологический центр ВЭБ.РФ при поддержке Минэкономразвития.
Кроме того, культура ESG в России пока не очень распространена, требования инвесторов только формируются. На бирже существует три или четыре небольших, буквально пробных, инвестиционных фонда по 30–40 миллионов рублей в каждом. Только появляются инструменты оценки – индексы, рэнкинги и рейтинги. Недавно вышли новые рекомендации об отчетности в области устойчивого развития GRI (The Global Reporting Initiative) и Рекомендации Банка России по составлению нефинансовой отчетности для публичных компаний.
– Мы говорим о внешних препятствиях. Однако сопротивление существует и внутри самих компаний. Каким образом его преодолеть?
Виктор Четвериков: Очень часто сопротивление существует на уровне совета директоров, который принимает решение о формировании этого направления и контролирует, чтобы стратегия устойчивого развития соответствовала общей стратегии развития бизнеса. Проблема в том, что профессионалов, которые могли бы донести необходимость внедрения практик ESG до владельцев бизнеса и обеспечить такой контроль, не хватает.
Нельзя забывать и о необходимости обучения сотрудников. Сегодня люди воспринимают устойчивое развитие как навязываемую им корпоративную идею. И если не заниматься их просвещением, сопротивление будет и на уровне менеджмента.
Надежда Галактионова: Действительно, просвещение и обучение персонала очень важно. Буквально на прошлой неделе мы запустили онлайн-курс по ESG для сотрудников. Ведь пока устойчивое развитие не станет частью бизнеса, пока он не начнет, принимая любые решения, учитывать ESG-факторы, добиться прогресса не удастся.
– Что можно посоветовать ритейлерам, которые планируют внедрять стандарты ESG?
Надежда Галактионова: Я бы отметила три главных момента. Во-первых, важно не думать лозунгами, а сосредоточиться на цифрах, аналитике, бизнес-процессах, конкретных измеряемых ключевых показателях эффективности. Второе – это обучение людей, их вовлечение в работу по устойчивому развитию. И третье – это партнерство.
Есть хорошее выражение: «Если хочешь идти далеко, то иди вместе, а если хочешь идти быстро, то иди один». ESG – это история про «вместе» и про «далеко».
Мы стремимся добиться семнадцати целей устойчивого развития, обозначенных ООН, и ни одна даже очень ответственная компания не способна сделать это в одиночку. Только вместе, изменившись, мы достигнем успеха.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?