«Жизньмарт» – екатеринбургская сеть, работающая по модели «один продукт в категории». На текущий момент открыто 42 магазина, из которых 24 – большого формата, площадью 120–180 кв. м, остальные 18 – мини-формата, площадью от 30 до 60 кв. м. В собственности находятся только два магазина (большой и мини), остальные работают по франчайзингу.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эля Халили, «Жизньмарт»: «Мы постоянно растем, и невозможно представить, чтобы мы не смогли заменить какие-то товары»
В июне 2022 года сеть магазинов «Жизньмарт» достигла оборота 1 млрд рублей с начала года. Сеть планомерно растет, несмотря на пандемию и кризисы. Эля Халили, коммерческий директор «Жизньмарт», рассказала Retail.ru, с какими трудностями компания столкнулась за последнее время и как их решала.
– В прошлом году основатель «Жизньмарт» Иван Зайченко сказал, что за год пандемии выручка компании выросла в 5,8 раза. Что происходит сейчас?
– Мы все время растем по обороту. В январе 2021 года оборот был 31 млн рублей по всей сети, за сопоставимый период 2022-го он составил уже 132 млн. Связано это как с открытием новых магазинов и филиалов, так и с увеличением выручки старых магазинов.
Если рассматривать магазин, который был открыт раньше всех (Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 90), то его оборот вырос за последний год примерно на 20–30%, с 7–8 миллионов до 10–11 миллионов в месяц.
Количество чеков мы нарастили с 2021 года по текущий месяц также примерно в пять раз. В январе 2021 года было порядка 82 тысяч чеков, в 2022-м за сопоставимый период – уже в районе 400 тысяч. Средний чек у нас на том же уровне примерно и остался, он составляет 370–380 рублей.
– Что происходило с посещаемостью магазинов и как поменялся средний чек с 24 февраля?
– Действительно, с 24 февраля зафиксировали небольшое падение посещаемости и уменьшение среднего чека. Это началось где-то на 10-й неделе 2022 года и продолжалось несколько дней. Люди просто не понимали, что будет происходить дальше, и старались экономить.
Повышенным спросом в этот период пользовалась базовая потребительская корзина. Такие позиции, как сахар, масло, мука, гречка. Одновременно спрос упал на более дорогие сегменты – на продукты стоимостью более 350 рублей и готовую еду от 100 до 250 рублей.
Мы незамедлительно отреагировали на изменение спроса – добавили больше доступных позиций.
– Как изменился ассортимент ваших магазинов за последний год?
– На январь 2021 года у нас было 1000 SKU, сейчас – порядка 1500. То есть за год мы добавили примерно 500 позиций. Это и продукты «семейной категории», и готовая еда.
Сейчас мы активно разрабатываем и внедряем новое меню готовой кулинарии: роллы, горячие блюда, салаты. Это связано с тем, что большинство ингредиентов выросло в цене на 15–100%. Больше всего подорожали лосось, креветки, угорь. Кроме зарубежных продуктов, мы видим повышение цен и на отечественные позиции (сахар, гречка, масло).
– Какие позиции подорожали больше всего, какие подорожают в перспективе?
– Вообще, практически в любом производимом в РФ продукте есть импортная составляющая. Подорожали расходные материалы, полиграфия, упаковка. Например, этикетка на бутылку с морсом стоила 1 рубль 50 копеек, а сейчас она обходится в 10 рублей, потому что краска для печати этикеток приобретается за рубежом. Для сохранения доступной цены мы меняем упаковку и этикетку. Нам важно, чтобы продукт оставался доступным для нашего потребителя.
– Чем заменяете исчезнувшие товары?
– В основном отечественными товарами – например, мы уже добавили в ассортимент блюда с горбушей, минтаем. Очень вкусные новинки получились. А тот же самый лосось можно будет заменить на турецкую форель.
На текущий момент тяжело представить, чтобы мы не смогли заменить что-то. У нас сильная команда по закупу и творческие бренд-шефы.
– Концепция сети – в одной категории только один продукт. Вы по-прежнему придерживаетесь этого правила? В чем эта концепция выигрышная или проигрышная в текущей ситуации?
– Это по-прежнему концепция, которой мы следуем. За этот год мы добавили несколько дублирующих поставщиков. Например, фабрик, производящих для нас готовую продукцию, в 2021 году было 5, а сейчас их больше 10.
Эта концепция выигрышна для гостя, ведь мы провели за него отбор продукта по составу, качеству и цене, и ему не нужно тратить на это время. Минус для нас в том, что в случае недопоставки производителем какого-либо продукта нам необходимо очень быстро найти замену.
Один из инструментов, позволяющих это предотвратить, – открытие РЦ, через 3pl оператора. Таким образом, у нас всегда есть страховочный запас, и мы работаем со многими поставщиками по всей РФ.
– Ритейлеры отметили, что спрос на продукты ЗОЖ в феврале-марте резко упал. Есть ли смысл сейчас заниматься этим направлением?
– Было небольшое падение в конце февраля – начале марта, когда многие начали скупать гречку и сахар. Кстати, так было и во время первой коронавирусной пандемии, до сих пор у некоторых остались запасы с тех времен.
Сейчас мы наблюдаем рост и чеков, и выручки, так что направление мы точно не будем менять. Но будем усиленно прорабатывать ассортимент, чтобы он оставался доступным.
– Разрабатываете ли вы новые товарные направления с учетом текущих реалий?
– Да, есть идеи, пока не будем раскрывать их, но скажу, что мы в постоянном поиске и разработке новых категорий и позиций. Будем и дальше продолжать радовать наших гостей и наполнять текущий ассортимент интересными позициями. Сейчас ведем переговоры с несколькими новыми потенциальными фабриками.
– Будете ли вы перестраивать отношения с поставщиками – и в какую сторону?
– Сейчас важно отличить тех поставщиков, кто действительно вынужден повышать цены, и тех, кто просто спекулирует, пытаясь больше заработать. Поэтому каждое письмо на повышение мы тщательно прорабатываем, запрашиваем «стакан» себестоимости – как было и как стало, мониторим цены аналогичных производителей и конкурентов. С кем-то из поставщиков расстаемся после таких писем, но на их место очень быстро находится замена.
– Какие были планы по развитию компании на начало 2022 года и как они изменились на данный момент?
– Наши планы развития остаются прежними. В этом году мы открываем магазины в Тюмени, Челябинске, Санкт-Петербурге. А в Екатеринбурге добавится еще 15 новых магазинов.
– По вашей оценке, как текущая ситуация повлияет на рынок продуктового ритейла в целом? Будет ли отличаться ситуация по регионам?
– Мы работаем в том сегменте рынка, который всегда будет востребован: люди едят и будут есть. Самое важное – дать покупателям тот ассортимент, который для них будет актуальным и интересным. Над этим мы работаем.
Будет дополнительный ассортимент, удовлетворяющий спрос в Тюмени и Челябинске. В целом будет больше региональных, местных производителей/фермеров. Люди всегда любили поддерживать местное производство.
– Для некоторых компаний кризис – это не только время потерь, но и возможности для роста. Видите ли вы сегодня такие возможности?
– Однозначно, для нас это время новых возможностей и экспериментов. Будем многое пробовать, тестировать и оставлять в ассортименте, продолжим заходить в новые города. Это не первый кризис в стране, и самое важное – быстро меняться под новый спрос.
Надежда Андреева, директор HR «Жизньмарт»
Как изменилась ситуация с персоналом?
Несмотря на то что много компаний ушло с российского рынка, соискателей больше не стало. Компании приостановили свою деятельность, но они оплачивают простой сотрудникам. Тем не менее ситуация достаточно тревожная, что не могло не отразиться на поведении соискателей. Если раньше они зачастую могли не дойти до собеседования просто потому, что сегодня погода не сильно к этому располагает, то сейчас они проявляют активность и стараются как можно быстрее пройти отбор и заключить трудовой договор.
В «Жизньмарт» собеседование назначает бот, но кандидаты звонят рекрутеру для того, чтобы попасть на собеседование пораньше или получить обратную связь. Также увеличивается количество откликов одного кандидата в разные районы города, сейчас уже не так важно найти работу рядом с домом. С другой стороны, мы наблюдаем сокращение заявлений на увольнение. Сейчас людям важно чувствовать уверенность, которую дает стабильный, известный на рынке работодатель, а также прозрачность процессов уже на входе в компанию.
В «Жизньмарт» количество открытых вакансий сократилось в марте в четыре раза по отношению к январю и февралю.
Retail.ru
Читайте также:
Иван Зайченко, «Жизньмарт»: «Хотим изменить то, как люди покупают продукты»
Почему и как сеть «Жизньмарт» разрабатывает собственные ИТ-решения для торговли
Гиперотскок или корректировка стратегии: ситуация в e-grocery
Отказываемся от скидок «для всех»: что будет с программами лояльности в 2022 году?
Торговые центры 2022: сценарии развития
Торговое оборудование в 2022 году: чем сейчас оснащать магазины и пекарни?
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.